Битва двойников. Как ЦСКА и «Фенер» пытались определить лучшего тренера Европы
В Стамбуле ЦСКА и «Фенербахче» выдали баскетбольный вариант рукописи Ференца Листа. Хотя победитель был совсем не важен, красно-синие все же выиграли.
ЦСКА и «Фенербахче», наверное, самые звездные команды Евролиги, но основным сюжетом виделось вовсе не противоборство лидеров, а противостояние тренеров: Димитриса Итудиса, уже ставшего первым в голосовании за лучшего тренера, и Желько Обрадовичем, которого сам Итудис называет не иначе как «величайшим».
Ученик не просто приехал в Стамбул бить учителя. Он совершенно не постеснялся того, что его команда пугающе похожа на соперника. Обе зациклены на пик-н-ролльном нападении. Обе переносят центр тяжести атак на периметр. Обе опираются на двух лидеров: защитника с иррациональной уверенностью в своих силах и форварда, слишком мощного для третьих номеров и слишком быстрого для четвертых. Обе обладают глубокой скамейкой и играют в быстром темпе. Обе используют агрессивный прессинг на периметре и охотно меняются. Обе способны трансформироваться по ходу матча и совершать порой невероятные прыжки от отработанного до мелочей командного баскетбола до полной индивидуальной свободы. Во главе обеих – тренеры, которые, как кажется, становятся тем спокойнее, чем хаотичнее и безумнее атмосфера вокруг.
На два часа с полнейшего согласия гудевших трибун двойники погрузились в скрупулезное выяснение отношений.
Это была лишь баскетбольная интерпретация чего-то, не имеющего прямого отношения к броскам, подборам и тренерским решениям
Полное равенство по игре, сохранившееся до самой концовки овертайма, лишь подчеркнуло главное: с равными возможностями, с равным арсеналом нападения, с равными резервами и интеллектуальным паритетом они не могли не выдать драматичную дуэль, где соперников разделили лишь секунды и сиюминутная удача.
На трехочковые Фридзона и Джексона отвечал Богданович.
На хитроумные проходы неугомонного Гаудлока – не менее неугомонный Джексон.
Пик-н-роллы «Фенера» работали с той же эффективностью, что и армейские.
У тех и у других провалились лидеры: продержавшийся 44 минуты Бьелица получал нагоняй за нагоняем от Обрадовича (1 из 6 из-за дуги, 2 из 4 двухочковых), на счету Уимса – 40 минут, 4 из 15 двухочковых и 1 из 8 из-за дуги.
И те, и другие попытались завалить соперника не за счет отработанных комбинаций, а с помощью силового захвата чужого щита: Хайнс и Зорич во второй половине вытаскивали невероятные мячи и резко повысили градус физической борьбы.
Оба тренера немного запутались в концовке. Обрадович доверил решающий бросок не попадавшему Бьелице. Итудис не стал фолить и оставил «больших» при преимуществе в три очка.
Команды собрали примерно одинаковое количество подборов (44 против 43) и допустили примерно равное количество потерь (19 против 15).
Различия на этом синхронном фоне проступали особенно ярко и бросались в глаза. Но не они определили итог.
ЦСКА удивил. С одной стороны, в негативном плане: обычно страшная трехочковая артиллерия армейцев на этот раз заглохла – скромные для нее 28 процентов (7 из 25). С другой, красно-синие компенсировали это практически безупречными подходами к линии штрафных (33 из 38): первый промах допустил Уимс за 2 минуты до конца основного времени, а до этого Каун выбил 4 из 4, а Хайнс – 7 из 7.
«Фенербахче» же больше допускал странных ошибок: промахов с линии (15 из 24) и болезненных потерь, после которых мяч вылетал на трибуны. Зато убивал красно-синих точными попаданиями из-за дуги – даже несмотря на резкое снижение процента во второй половине, все равно 38,5 (15 из 24).
Во главе обеих – тренеры, которые, как кажется, становятся тем спокойнее, чем хаотичнее и безумнее атмосфера вокруг
На равных они вошли в овертайм, где продолжили наносить все те же, как кажется, необязательные и при этом предсказуемые удары.
Можно было бы сказать, что игру для ЦСКА вытащил Хайнс, продолжавший выделывать свои обычные штуки, которым нет приличного объяснения (именно он добавил мяч после промаха Теодосича и сохранил ключевую разницу в три очка – 81:78). Но это был лишь один эпизод из множества. Очередной лихой проход Гаудлока смотрелся не хуже, чем обычно, но не достиг цели. Сам Хайнс (до этого 7 из 7) в решающий момент испортил обе попытки с линии. Де Коло допустил потерю и совершил глупейший фол, обернувшийся штрафными Бьелицы (лишь 1 из 2). Уимс попал под блок-шот Богдановича. А сам Богданович не сумел донести до кольца лэй-ап.
Дальше были ключевые штрафные ДеКоло и его же перехват, поставивший точку. Но победа ЦСКА, «триумф» Итудиса к этому моменту уже отошли на второй план. При действующей системе розыгрыша результат и его философский подтекст совершенно ничего не определяют. Поэтому это всего лишь точка, сирена, подведшая черту под ураганом все ускорявшейся баскетбольной мелодии, все более пронзительной и в итоге сделавшей сопричастными всех. Анализировать ее с точки зрения баскетбола довольно бессмысленно – это была лишь баскетбольная интерпретация чего-то, не имеющего прямого отношения к броскам, подборам и тренерским решениям, дуэль музыкальных инструментов или танцоров в черном и белом трико. Что-то, чем нужно просто наслаждаться, а не давать суровые оценки. В общем, это было здорово.
Фенербахче-Улкер Турция – ЦСКА Москва Россия 81:84 OT (25:28, 17:17, 17:16, 15:13, 7:10)
Фенербахче-Улкер: Гаудлок (19 + 5 потерь), Богданович (16), Бьелица (10 + 11 подборов), Хикман (4), Эрден (2) – старт; Жорич (9), Веселы (7), Никос Зисис (5 + 6 передач), Саваш (5), Прелджич (4), Сипахи (0).
ЦСКА Москва: Уимс (13 + 8 подборов + 6 передач), Воронцевич (10 + 10 подборов), Каун (10), Джексон (7), Фридзон (5) – старт; Хайнс (13), Теодосич (12 + 6 передач), Де Коло (10), Маркоишвили (4), Стребков (0).