Беззубый крокодил. Почему «Катерхэм» был обречен на провал
Перед началом гоночного уик-энда в Сильверстоуне бизнесмен Тони Фернандес объявил о продаже «Катерхэма». Команда, успевшая сменить название и десяток гонщиков, теперь меняет и владельца, но не покидает «Формулу-1» насовсем, а лишь проходит очередную стадию трансформации.
Почему амбиции Фернандеса так и не реализовались в достойные результаты на трассе? Кто теперь будет управлять «Катерхэмом» и есть ли будущее у обновленной команды в «Формуле-1»?
Кому продали
По данным прессы, на «Катерхэм» претендовали сразу несколько покупателей. Старый знакомый Колин Коллес планировал создать румынскую команду «Форца Росса», а с приобретением конюшни из Лифилда упрощалось получение лицензии на выступление в «Формуле-1».
Среди других претендентов числились российские инвесторы, а также загадочный консорциум бизнесменов из Швейцарии и Ближнего Востока. И если первый вариант быстро отпал, то второй, в итоге, состоялся.
Новые хозяева наведут новый порядок. Так, Кристиан Альберс, бывший гонщик «Формулы-1», станет руководителем, а упомянутый выше Коллес будет исполнять роль консультанта. Кандидатура голландца выглядит странной: карьера в «королевских гонках» у него не сложилась, да и опыта руководства он не имеет. Покупатели «Катерхэма», очевидно, склонны к рискованным решениям, но не заплатят ли они за это слишком высокую цену в будущем?
Почему продали
Судьба маленьких команд в «Формуле-1» в последние лет двадцать-тридцать почти всегда одинаковая – забвение. Сколько было конюшен, которые загибались буквально за пару-тройку лет, и не сосчитать. Романтики и авантюристы приходили и уходили, гонки становились все более дорогими и профессиональными, а нашествие концернов вовсе привело к почти полному вымиранию частников.
Глобальный финансовый кризис, катком проехавшийся по мировой экономике, чуть не довел чемпионат до ручки – «БМВ», «Тойота» и «Хонда» покинули гонки, – но одновременно у маленьких проектов возникла надежда: радикальная идея Макса Мосли по введению потолка бюджетов привела к появлению новых команд. В эту волну попал и Фернандес – малайский бизнесмен, оказавшийся большим фанатом спорта, но не желавшим тратить на гонки баснословные суммы.
Кто знает: прижилась бы идея Мосли, возможно, и маленькие команды вроде «Катерхэма» смогли бы закрепиться в реалиях новой «Формулы-1». Но «королевские гонки» – это рынок, где все определяют монополии. Разговоры об ограничении расходов ходят уже который сезон, но ситуация принципиально не меняется. Вроде бы уже готовое решение на 2015 год было забраковано топ-командами. Ежегодно прожигающие по четверть миллиарда евро «Феррари» и «Ред Булл» не соглашаются играть по новым правилам. А Берни Экклстоун недавно недвусмысленно дал понять: нет денег — не нужно рваться в профессиональный автоспорт. Исходя из риторики промоутера, можно заключить, что ни о каком потолке расходов в ближайшие годы говорить не придется.
Фернандес не жалел средств на «Катерхэм», но сильно ошибался в людях, которым доверял важные посты
Фернандес не жалел средств на «Катерхэм», но сильно ошибался в людях, которым доверял важные посты. Он слепо верил в Майка Гаскойна и технический штаб англичанина, а также предоставлял серьезные должности неопытным Асмату и Абитебулю. Выбор пилотов тоже оставлял желать лучшего. Неужели Тони всерьез считал, что гонщики уровня Пика, ван дер Гарде или Эрикссона принесут команде долгожданные очки?
После разочаровывающего сезона-2013 Фернандесу стало понятно, что ограничение бюджетов не пропустят, а значит, для еле заметного прогресса придется прожигать еще больше долларов. Разочарованный бизнесмен объявил, что если в 2014 году не удастся добиться существенного прогресса, проект лишится финансирования. Сезон начался еще хуже предыдущих — хлопот добавил мотор «Рено», а команда безнадежно уступала соперникам. «Маруся» Жюля Бьянки, заработавшая очки в Монако, по всей видимости, стала последней каплей для малайца.
Вероятно, Тони решил, что команда в мотогонках и производство спорткаров обходятся куда дешевле «Формулы-1», да и дивидендов приносят больше. Надо сказать, что продает бизнесмен «Катерхэм» удачно — посреди сезона на последнюю команду чемпионата нашлись свои покупатели.
Чем запомнились
Конечно, пятилетнее пребывание «Катерхэма» Фернандеса в «Формуле-1» не могло пройти совсем незаметно. Были в короткой истории команды и яркие, и смешные, и грустные моменты.
«Катерхэм» ворвался в «королевские гонки» весьма эффектно. На Гран-при Европы 2010 года зрители увидели очевидную разницу в скорости между первой и последней машиной пелотона, а Марк Уэббер вдоволь налюбовался безоблачным валенсийским небом после уничтожения заднего антикрыла болида Хейкки Ковалайнена.
Противостояние с «Марусей» сразу приняло принципиальный характер: перед началом сезона-2010 владелец тогда еще «Верджина» Ричард Брэнсон заключил с Фернандесом пари. По условиям спора победителем считался тот, чей коллектив займет более высокую позицию в Кубке конструкторов, а проигравший должен был обслужить рейс авиакомпании соперника. Обещанного, как известно, ждут три года, и рейс со «стюардессой Брэнсоном» состоялся лишь в мае 2013-го.
И, конечно же, мы помним, как «Катерхэм» регулярно становился мишенью для критики пилотов «Ред Булл», «Феррари» и «Макларена». Гонщики малазийского коллектива пропускали лидеров на один, два, а то и три круга и не всегда делали это своевременно. Ох, сколько же нервных клеток убили малые команды Марку Уэбберу, Фернандо Алонсо и Льюису Хэмилтону — и не сосчитать. А впрочем, это судьба любой медленной машины — так было и так будет.
Что дальше?
Новым обладателям наследия Фернандеса нужно понять одну вещь: при существующих экономических реалиях «Формулы-1» коллектив никогда не поднимется со дна пелотона за счет мизерного бюджета. Не надо повторять ошибку романтика Тони, уверовавшего в скорую победу над командами с большим опытом и деньгами.
Сегодняшней «Формуле-1» не нужен еще один «Катерхэм». Ей нужен проект уровня «Форс-Индии», приправленный амбициями «Ред Булл». Профессиональный автоспорт демонстрирует: чтобы победить акул масштаба «Феррари» или «Мерседеса», нужно самому стать акулой. Если у обновленного коллектива из Лифилда не начнут прорезаться зубы, команда станет очередной жертвой соблазнительной, интересной, но необоснованно дорогой «королевы автоспорта».