На грани вымирания. Что случилось с российским плаванием?
Когда в лондонском «Акватик Центре» 16-летняя китаянка на последнем полтиннике плывет быстрее Райана Лохте, а 15-летняя литовка за четыре предолимпийских месяца сбрасывает с личного рекорда две секунды – возникают вопросы. И вовсе не к Всемирному антидопинговому агентству (WADA), как кто-то мог подумать, а к родной плавательной федерации. Где же, черт возьми, российские вундеркинды от плавания? Почему за четыре послепекинских года в нашем бассейне так и не взошло ни одного таланта, способного на большие дела?
Вот только не надо судорожно искать в лондонских протоколах новые имена – Веронику Попову, Вячеслава Синкевича или 15-летнюю Машу Баклакову – они от борьбы за медали так же далеки, как Майкл Фелпс от победы в конкурсе красоты. Огромное счастье, что бронзу везут из Лондона ребята-кролисты, но, увы, это победа из разряда одноразовых – та же Австралия, отставшая на две десятых, может выставить хоть четыре эстафетные четверки, а наши с трудом нашли пару запасных для полуфинала.
Анастасия Зуева и Юлия Ефимова – выросшие на камнях цветы – и были в последние годы сборной России по плаванию. Их природный талант насухо выжимали на важных стартах, а хрупкими телами прикрывали медальные зачеты и чьи-то засидевшиеся на одном месте задницы. Остальные – не в обиду когда-то отличным пловцам Аркадию Вятчанину, Евгению Коротышкину или Андрею Гречину – ездили на главные турниры в лучшем случае ради попадания в финал.
***
Наше плавание – приходится это признавать – безнадежно отстало. Настолько безнадежно, что от фигуры главного тренера результат команды уже не зависит. Работа Андрея Воронцова в сборной фактически свелась к функциям завхоза, раздающего ключи от номеров на «Озере Круглом» и подписывающего списки на централизованную подготовку.
Хоть завтра ставь вместо него магистра Дэвида Сало, а ассистентами – Геннадия Турецкого с Лейфом Ньюджентом – кардинально ситуация не изменится. От главного можно сколько угодно требовать результатов и новых имен, но воспитывать их не ему, а Петровичу из бассейна «Пионер». А у нас страшный дефицит не только талантливых пловцов, но качественных личных тренеров. Ирина Вятчанина, Наталья Козлова, отошедший от серьезной практики Виктор Авдиенко – хватило одной руки и нескольких пальцев. Оттого и при первой возможности бегут наши куда угодно – в Италию, США, Швейцарию – лишь бы тренер умел отличать ЧСС от МПК.
Плавание, вообще, удивительно справедливый вид спорта. Здесь нет места протекциям и подковерным играм – за пловца говорят только его секунды. Показываешь результат и плывешь. Когда из трех десятков сборников лишь двое имеют околомедальные секунды рассчитывать на золотой душ как-то наивно – особенно, если эти двое приезжают в Лондон в весьма сомнительной форме. На турнире, где мыльными пузырями лопаются полиуретановые мировые рекорды, редкие российские пловцы подбираются к собственным season best. Ну и куда это, скажите, годится?
***
Тренерские метания Андрея Воронцова, символично уходящего из сборной (хоть кто-то верит в продление его контракта?) в почти родном Лондоне, можно понять – в сборную он приходил с грандиозными медальными обещаниями, теперь пришло время за них отвечать. Но не принять – эти судорожные авантюры с составом сильно отдают советским нафталином.
Когда отобравшихся на личные дистанции пловцов указательным пальцем снимают с олимпийского полуфинала ради фантомной эстафеты (как Морозова на сотне спиной или Изотова на кролевой двухсотметровке), а за этими манипуляциями по телевизору наблюдает имеющий нужный норматив, но принципиально вычеркнутый из списка Станислав Донец возникают вопросы в тренерской компетентности. В конце концов, олимпийское расписание никто не прятал, чтобы лихорадочно морщить лоб непосредственно в Лондоне.
И слава богу, что словоохотливый Изотов выучил урок шанхайского чемпионата и теперь держит язык на привязи. Иначе мы бы услышали много интересного от человека, у которого украли – пусть не медаль – всего лишь олимпийский финал на сотне, куда Данила, нет сомнений, отобрался бы. Но из участника двух финалов Изотов превратился в туриста – один накрылся благодаря клинической слабости Михаила Полищука и Артема Лобузова, второй – чьей-то столь же клинической глупости.
***
Уже понятно, что плавательное золото у России будет только при каком-то фантастическом раскладе. Страшно не это – ждали шестнадцать лет, подождем и двадцать – а то, что девчонки, одареннее которых у нас давно не было, могут так и остаться без олимпийских медалей. Во-об-ще. Пусть через четыре года в Рио им будет слегка за двадцать – в Лондоне все увидели, как безжалостно расправляются с такими 25-летними международные школьницы. И сколько еще таких уродится в США, Австралии и Китае за следующий олимпийский цикл?
А сколько у нас?
Фото: РИА Новости/Александр Вильф (на фото – Юлия Ефимова)