Ледниковый период. Что ждет «Милан» в следующем сезоне?
Первые впечатления от двойного трансфера в «ПСЖ» были чудовищны. Суперклуб продает ключевых игроков мелким оптом, не имея адекватных замен или хотя бы денег на их покупку – наверное, именно так обедневшие дворяне распродавали фамильное серебро. Но эмоции утихают и уже не мешают разобраться в ситуации. Для начала, «Милан» каждый год завершает с большим минусом и последний раз в плюсе оставался аж в декабре 2006-го. С тех пор он в сумме набрал 250 млн евро убытков – только два последних года приносили ему по 70 млн разочарований. Финансовый ангел-хранитель «Милана» компания «Фининвест» сама в долгах – всего за один год они выросли в полтора раза до колоссальных 2 млрд евро. Единственный повод для радости – у соседей из «Интера» дела еще хуже. Правда, от собственных проблем это не спасает.
Из ситуации есть два обычных выхода: больше зарабатывать или меньше тратить. «Милан» делает всё для повышения доходов, но рост их сильно ограничен – и не всегда по вине клуба. Главные источники прибыли – коммерческая деятельность, телевидение, Лига чемпионов и свой стадион. Единственный путь, где реально добиться постоянного и значительного роста – коммерческая деятельность. Это и все виды спонсорства, и деньги от производителя формы, и продажа атрибутики. «Милан» за несколько лет сделал огромный рывок и стал пятым клубом в мире по коммерческим достижениям.
«Милан» за несколько лет сделал огромный рывок и стал пятым клубом в мире по коммерческим достижениям
В остальном дела идут хуже. Выручка от Лиги чемпионов и продажи трансляций серии А зависит от результата – большую прибавку дают только самые высокие места, охотников на которые всегда много. С доходами от стадиона еще сложнее. «Милан» арендует «Джузеппе Меацца» и не знает всех прелестей владения собственной ареной: вип-места, рестораны, магазины, проведение концертов, продажа названия. Посещаемость матчей – больное место итальянского футбола. Вдобавок, в случае с «Миланом» публика остро реагирует на продажу звезд. Так было в сезоне-2006/07, перед которым ушли Андрей Шевченко, Яап Стам и Руй Кошта. Так было в сезоне-2009/10, когда Кака уехал в «Реал», а Паоло Мальдини завершил карьеру. Так же будет и сейчас.
Самого большого эффекта «Милан» может добиться, лишь снижая расходы на трансферы, зарплаты и бонусы. Двойная продажа лидеров выглядит логично и даже естественно: по словам Сильвио Берлускони, клуб выиграл до 150 млн евро (65 млн на трансферах и около 80 млн на зарплатах). Этим летом ушло много высокооплачиваемых игроков и самая дорогая ведомость серии А (160 млн евро) разгрузилась на четверть.
Комбинацию с двойной продажей «Милан» разыграл идеально. Главной целью ПСЖ была покупка Тьяго Силвы, главной целью «Милана» – продажа дорогущего в эксплуатации Ибрагимовича. Поэтому продавать одного лишь бразильца «Милан» не согласился. Берлускони пояснил: «ПСЖ сделал интересное предложение, около 46 млн евро. Мы изучили рынок и не нашли адекватной замены. И большое сердце Сильвио Берлускони позволило нам отклонить это предложение». Чтобы закрепить результат и не оставить французам шансов, защитнику вручили новый контракт, который, можно сейчас сказать, оказался фиктивным – оставлять его в Италии наверняка не собирались. Старые друзья «Милана» Леонардо и Карло Анчелотти то ли сами поняли намек, то ли получили подробные условия из Милана, но в следующий заход уже включили Ибрагимовича. Им тоже удалось поторговаться: за Тьяго Силву заплатили меньше (42 млн евро), а швед, приносящий 30 голов за сезон, обошелся дешевле Эсекиэля Лавесси. По слухам, в контрактах есть бонусы – «Милан» может получить еще несколько миллионов за успешную игру своих бывших.
@Милан» продолжит искать игроков с потенциалом, покупать их за разумные деньги и выводить на высокий уровень
Трансфер Ибрагимовича стал ключом к покупке Тьяго Силвы – недаром защитник позже признался, что его заставили уехать. Шведу же все равно где играть, тем более его зарплата выросла на треть. «Милан» разгрузил бюджет, а ПСЖ получил не только элитного защитника, но и сильного форварда – французам и так нужно было укреплять линию атаки. Похоже, в итоге выиграли все.
Хотя, нет – раздавлены чувства тех, для кого, по идее, существует «Милан». Болельщиков сначала обнадежили, а потом грубо обобрали. В ответ фаны подали судебный иск о возврате абонементов, а перед клубным офисом устроили похороны «Милана». В ответ им честно предложили вернуть абонементы на серию А и Лигу чемпионов. И все же кризис – не время эмоциональных решений. Даже «большим сердцем Берлускони», как оказалось, руководил расчетливый разум. Возможно, в этом выход и для болельщиков: не только чувствовать, но и наконец попытаться понять. Итальянский суперклуб как вид не может прокормить себя в нынешних условиях.
Что дальше? Все то же самое. «Милан» продолжит искать игроков с потенциалом, покупать их за разумные деньги и выводить или возвращать на высокий уровень. Именно такой путь прошли Ибрагимович и Тьяго Силва. Работа тренера, спортивного директора и скаутов будет еще важнее. Есть даже место для шага вперед – строительство своего стадиона. Выбить землю под него в Милане невероятно сложно, а закон о стадионах затерялся на чиновничьих столах, но уже появились удачные примеры: «Удинезе» и «Ювентус». Удинцы выращивают молодежь, на 99 лет завладели домашним «Фриули», выжимают максимум из состава и тренера и непринужденно выигрывают борьбу за лигочемпионские места, даже продавая своих звезд. «Ювентус» первым в стране построил стадион, наконец нашел правильного тренера, а сразу трое из его прошлогодних новичков сыграли ключевую роль в завоевании скудетто. В «Милане» все это прекрасно понимают – планка для клуба уже задана. Кстати, расходы на молодежную команду и стадион в финансовом фэйр-плей учитываться не будут.