В Саре от цели
Тьма, пришедшая со Средиземного, а, может, еще какого моря, накрыла Город огней аккурат в день женских полуфиналов. Природа, похоже, лила слезы по безвременно почившим на опушке Булонского леса топ-игрокам и готовила мягкую почву для погребения очередного фаворита. Вот только какого – Саманты Стосур, которой на форхенде было написано выиграть когда-нибудь грунтовый мэйджор, или вновь обретшей себя на красной глине Марии Шараповой? Прождав в теннисом подземелье час с лишним, первой – так уж рассудили организаторы – на казнь вышла австралийская теннисистка, сопровождаемая чертиком из табакерки в лице Сары Эррани.
При всей ее цепкости, Эррани не имеет ни единого шанса против теннисисток, способных стабильно действовать на опережение
Баланс их личных встреч был характерным – 5-0 в пользу Стосур, но у Сэм уже имелся печальный парижско-итальянский опыт. Два года назад, будучи безоговорочным фаворитом, она в двух сетах проиграла куражистой Франческе Скьявоне. Но ведь дважды на одни грабли не наступить? Тем более, что с той поры Сэм обзавелась титулом ТБШ в куда менее комфортной для нее среде. Для Эррани, несколько раз по ходу турнира прыгнувшей выше головы, первейшей оперативной задачей было наладить возвращение в корт коварных стосуровских топспинов. И если в стартовом гейме Саманта сделала на подаче сразу три эйса, то в дальнейшем ее сопернице удавалось с приемом справляться. На своей же подаче Эррани обязана была вводить мяч с первой попытки. Когда это получалось, дела шли неплохо. Но в первом же гейме итальянская служба доставка засбоила, а со второй ее подачей, непозволительно слабой и плохо размещаемой, Стосур делала что хотела (13% эффективности в первом сете и 0% во втором). Три приема навылет из второго квадрата – и австралийка убежала вперед с брейком 2:0.
Схема розыгрышей была довольно тривиальной – кто первый возьмет вожжи, кто забежит под право, того и тапки. Итальянка любит и умеет это делать не хуже грозной Сэм, хотя и не со столь смертоносными для соперниц последствиями. Используя резкий и достаточно плотный косой бэкхенд, Эррани выуживала медленный ответ Стосур из левого угла, забегала под форхенд и завершала оттуда атаку. Причем, захватив инициативу, грузила итальянка часто не бэкхенд, а форхенд Стосур – суицидальное на первый взгляд решение, но абсолютно оправданное, поскольку так нейтрализованным оказывалось главное оружие Сэм – обратный кросс. Таким макаром итальянка сумела быстренько отыграть потерянное.
Следующие шесть геймов прошли без особых событий. Если у Стосур и возникали микроскопические дефициты на подаче, то она ликвидировала их эйсами или просто очень сильными накрутками Эррани под бэкхенд. А вот в более-менее продолжительных розыгрышах (на подаче Эррани их было значительно больше) Сэм была неэффективна, проигрывая их как позиционно, так и вследствие свойственных ее экстремальной технике срывов на ровном месте.
Что стало причиной краха Сэм в решающей партии, вряд ли объяснит и она сама
За эти ошибки Саманте пришлось дорого заплатить в 11-м гейме, в котором она быстро отстала от соперницы 15:40. Первый брейк-пойнт австралийка спасла, наконец переиграв итальянку в длинном ралли, второй – благодаря двухходовке «подача – выход на хафкорт». Но следом Сэм запустила в аут полусвечку с бэкхенда, а затем не справилась с обводящим ударом в корпус. На сет Эррани подала легко, применив и «обманку» из центра корта, и косую подачу в первый квадрат, открывшую ей на сетболе весь корт – 7:5.
Сумей она действовать так же собранно на старте второго сета, Эррани сразу бы сделала брейк. Но два немотивированных укороченных решения и непонятный удар справа на хафкорт на брейк-пойнте не позволили ей повести в счете. А вот Саманта, удержав подачу, заметно уплотнила свою игру. Она стала раньше встречать мяч, причем не только справа, но и слева, и эта небольшая прибавка в темпе оказалось критической для Эррани – итальянка перестала успевать обрабатывать, а то и просто догонять мячи. При всей ее цепкости и готовности сражаться за каждое очко, Эррани не имеет ни единого шанса против теннисисток, способных стабильно действовать на опережение (этим во многом объясняется ее чудовищный рекорд против топ-игроков). Стосур же продолжала гейм за геймом, несмотря на отдельные помарки, гнуть вновь нащупанную линию, и едва не согнула ее в баранку – 6:1.
Что стало причиной краха Сэм в решающей партии, вряд ли объяснит и она сама. Австралийка с самого начала партии стала мазать все – форхенд и бэкхенд, крученые и резаные, с задней линии и у сетки. Свободное падение австралийской чемпионки США прервалось лишь при счете 0:3, 0:30, когда у нее прорезался из ниоткуда бэкхенд, а следом за ним обводящий удар справа и подача. Не будет преувеличением сказать, что в эти минуты Стосур играла сама с собой, проигрывая и выигрывая по собственной инициативе. Отсутствие какого бы то ни было ритма сказалось и на Эррани, у которой получалось лишь изредка дергать австралийку укороченными и обводками. «Прямо скажем, ни одна из девушек не бьет по мячу особенно хорошо», – твитнула, наблюдая этот кавардак, Линдсей Дэвенпорт.
Третий год подряд в финале «Ролан Гаррос» сыграет итальянская теннисистка
Первой немного пришла в себя Эррани, отыгравшая чистенький гейм при счете по три, а затем, благодаря Стосур, заработавшая двойной скрытый матчбол. Его-то австралийка отыграла, но, очевидно, на радостях, тут же дала двойную, а затем запустила обратный кросс в аут – 3:5. Две минуты спустя, пробив справа навылет, 25-летняя Сара Эррани упала на спину и заплакала от никем не предсказанного, но такого заслуженного счастья. Третий год подряд в финале «Ролан Гаррос» сыграет итальянская теннисистка. Независимо от его исхода, Сара Эррани станет третьей итальянкой в истории, прорвавшейся в Топ-10 рейтинга WTA, вытеснив оттуда прошлогоднюю чемпионку Ли На. А еще Сара – первая за девять лет теннисистка, дошедшая на «Ролан Гаррос» до финала и в одиночке, и в паре. Вы все еще думаете, что чудес на свете не бывает?
Второй полуфинал, полностью соответствующий посеву (вторая ракетка мира против четвертой) формально должен был стать матчем дня. Поражение в финале «Уимблдона» Шарапова явно не забыла, с тех пор успела дважды реваншироваться (на Australian Open и в Штутгарте), но на этом останавливаться не собиралась. Тем более что по ходу турнира россиянка показывала в целом куда более качественный теннис, чем Квитова, да и соперницы у нее были посерьезнее. Достаточно сказать, что Петра, не имеющая пока в этом сезоне побед над игроками Топ-10, в Париже не встретила никого даже из Топ-60.
Ветер, явно усиливавшийся по мере разгона им туч, обещал стать третьим участником этого матча. В первом же гейме, сражаясь с воздушными потоками, Шарапова сбила куда попало пару приемов, а свою самую первую подачу отправила в собственный квадрат. К счастью для Марии, Квитова также не относится к числу любительниц играть в штормовых условиях. А низкое качество розыгрышей, безусловно, было бы на руку Шараповой, не раз демонстрировавшей крайне важную для чемпионов способность winning ugly, чего совсем нельзя сказать о Квитовой. Чешка, если уж идет в разнос, то до конца.
Шарапова не раз демонстрировала крайне важную для чемпионов способность winning ugly
Пережив стартовый кризис, Шарапова приспособилась к тяжелым кондициям, чему немало способствовала очень хорошая работа ее длинных ног. Подходила, а, когда надо, и подъезжала к мячу она весьма органично, а комбинации строила с запасом. Сложные мячи она возвращала длинно по центру корта, откуда вкопанная в землю Петра не могла их обработать, а при удобном случае сама шла на обострение, эксплуатируя тяжелый петрин шаг. На гейм-два Квитова все-таки предприняла попытку забить Машу сзади, но вместо этого сорвала несколько форхендов подряд и утратила гейм на подаче. Резаные и укороченные, которыми чешка попыталась было запутать Машу, тоже выходили некачественными, и даже на выходах к сетке россиянка ее ловила как ребенка (одна из свечей, запущенных Шараповой справа, вообще тянула на произведение теннисного искусства). Последние три гейма стартового сета Шарапова провела клинически чисто, особенно на подаче – 6:3.
Неприятность, приключившаяся с Шараповой в третьем гейме второго сета (на ее подаче было 30:40), объяснялась внезапной потерей россиянкой траектории ударов. Получив несколько коротких мячей, Квитова уложила их навылет могучим форхендом. Но Маша вовремя спохватилась и следующие розыгрыши построила под чешский бэкхенд, откуда весь матч ничего, кроме ошибок, не исходило. Спасши свою подачу, Шарапова по инерции сделала брейк. И хотя прежнюю длину и плотность ударов Мария до конца матча так и не обрела, обронив по ходу дела первый брейк, использовать это обстоятельство Квитова не смогла.
Одна из свечей, запущенных Шараповой справа, вообще тянула на произведение теннисного искусства
Форхенд ее, попав несколько раз цель, ушел в отпуск до «Уимблдона», а больше чешке играть было нечем. Восстановив преимущество, Шарапова без нервотрепки – нервничала и спорила с судьями в этом матче как раз Квитова (верный признак фрустрации) – подала на матч, закрыв его эйсом. Вот так буднично и академично россиянка достигла первого в карьере финала на «Ролан Гаррос» и первого за четыре года лидерства в рейтинге. До исторического рекорда, карьерного «Большого шлема», Маше осталась самая малость. И, пусть малость эта – ох, какой крепкий орешек, больше чудес у Port d’Auteuil произойти не должно.