Сенна в «Уильямсе»: расчет или просчет?
Слухи о том, что племянник легендарного Айртона Сенны получит постоянный пропуск на базу в Гроуве, ходили уже давно – первый контакт обеих сторон произошел в дни проведения прошлогоднего Гран-при Японии, – но отсутствие официальных новостей словно намекало на то, что команда сомневается в своем решении. Доля истины в этом присутствовала – приближенные к коллективу журналисты уверяли, что руководство «Уильямса» какое-то время выбирало между Сенной, Рубенсом Баррикелло и Адрианом Сутилем. Но в итоге посчитало, что молодой бразилец окажется полезнее, чем другие кандидаты.
Привлекательный кандидат
Чем же Бруно так привлек «Уильямс»? Ведь Рубенс – главный соперник в борьбе за место в команде – опытный и достаточно быстрый гонщик, при этом довольно популярный в коллективе. Более того, чтобы остаться в «Формуле-1», Баррикелло собрал спонсорский пакет (точную сумму которого, правда, никто не знает, но предполагается, что там где-то 5 млн долларов – сумма не такая уж и маленькая). Но все эти плюсы ветерана не позволили ему удержаться в конюшне.
Конечно, глупо отрицать важность финансового фактора, и Сенна, кстати, не опровергает, что он пришел в Гроув со спонсорской поддержкой. Не исключено, что 28-летний бразилец «перебил ставку» соотечественника, но наверняка деньги были не единственной причиной интереса «Уильямса» к Бруно. Ведь неплохую сумму, скажем, мог добавить на счета конюшни и Сутиль – между прочим, весьма быстрый на трассе парень, – но предпочтение было отдано не ему…
В декабре Бруно поработал на симуляторе, и команда смогла получить определенное представление о таланте пилота
Гоночных достижений у Сенны меньше, чем у теперь уже бывших конкурентов. За два неполных сезона в «Формуле-1» Бруно отметился разовым попаданием в очки и парой неплохих квалификаций, несколькими непонятными инцидентами (многим памятно столкновение с Михаэлем Шумахером на Гран-при Бразилии), а также весьма нестабильным темпом по ходу некоторых гонок. Единственное, чем по-настоящему может похвастаться спортсмен – победами в Монако и Сильверстоуне в серии GP2 в 2008 году и итоговым вторым местом в чемпионате, но согласитесь, это несколько иной уровень.
Однако все эти достижения (или «достижения») вовсе не говорят о том, талантлив пилот или нет. Да, бразилец так или иначе участвует в «Формуле-1» уже два сезона, однако условия для хороших выступлений в первый год у парня были, мягко говоря, не слишком благоприятными (в «Хиспании» проще загубить свою карьеру, чем раскрыться), а во второй год он запрыгнул в кокпит «Лотус-Рено» практически без подготовки. Минимум тестов и работы на симуляторе – и вот уже нужно что-то доказывать. В такой ситуации могли бы «поплыть» и некоторые чемпионы, поэтому давайте не будем слишком строго судить Сенну за выступления в нескольких гонках сезона-2011.
Важно другое – в декабре Бруно поработал на симуляторе, и команда смогла получить определенное представление о таланте пилота. По словам операционного инженера «Уильямса» Марка Гиллана, коллектив оценил чистую скорость Сенны, умение работать с шинами, обратную связь и психологическую устойчивость. Нельзя сказать, что бразилец идеален во всех этих областях, но команда явно рассчитывает на прогресс пилота в ближайшем будущем.
Ностальгические нотки
Есть еще один фактор, добавивший Бруно дополнительные баллы – звездная фамилия. Болид «Уильямс», мотор «Рено» (которым будет оснащаться машина с 2012 года), гонщик Сенна… Скажите, вам это ничего не напоминает? Если да, то вы не одиноки. Очень многие люди, причем многие известные, богатые люди, а также представители прессы с теплотой вспоминают сочетание этих слов. Пусть карьера Айртона в этой конюшне длилась совсем недолго, но в данном случае это не столь важно – с приходом Сенны в «Уильямс» славные времена – когда трава была зеленее, машины – интереснее, а пилоты – ярче, – будто становятся чуть ближе.
С заменой бразильца на бразильца «Уильямс» наверняка не потеряет партнеров из Южной Америки
Команда сэра Фрэнка играет на ностальгических чувствах, причем не только болельщиков. Да, сама фамилия нематериальна – с ее помощью не сделать болид или гонщика быстрее, но не стоит недооценивать магию букв. «Сенна» – это отличный бренд в автоспорте, и с его помощью (и благодаря слову самого Фрэнка Уильямса, чья репутация не вызывает никаких сомнений) команда может заключать выгодные договоры и зарабатывать дополнительные деньги. Например, можно заняться производством «именных» автомобилей «Уильямс-Рено» (и с обязательным присутствием на борту фамилии «Сенна») – это на самом деле неплохой маркетинговый ход.
Кстати, с заменой бразильца на бразильца «Уильямс» наверняка не потеряет партнеров из Южной Америки. Карьера Баррикелло в «Формуле-1», похоже, подошла к концу, так что не исключено, что большинство спонсоров ветерана «перекочуют» к более молодому соотечественнику. Если так и произойдет, то с чисто финансовой точки зрения для сэра Фрэнка все сложится очень хорошо.
Прощание с Рубиньо?
Впрочем, существует мнение, что контракт «Уильямса» с Сенной – ошибка, ведь теперь за команду будут выступать два не слишком опытных пилота: Пастор Мальдонадо провел в «Формуле-1» всего один сезон, а Бруно немногим больше. Сравните их опыт с опытом Рубенса, выступавшего в чемпионате с 1993 года.
Да, в 2011-м бразильский ветеран не был намного быстрее венесуэльского дебютанта, но выступления на трассах – это лишь часть работы пилотов. В прошлом году Баррикелло изо всех сил пытался помочь коллективу в развитии машины и устранении технических проблем, и, поговаривают, если бы не опытный гонщик, то сезон для британской конюшни сложился бы еще хуже.
Теперь у Баррикелло почти нет шансов остаться в «Формуле-1»
Прибавьте к этому изменения в техническом штате «Уильямса» – обновленная команда будет работать с неопытными спортсменами над развитием, как говорят, серьезно обновленной машины. Тут потребуется пилот, способный дать качественную обратную связь… Справятся ли Сенна и Мальдонадо с такой задачей?
Что касается Баррикелло, то его время в «Формуле-1», похоже, ушло. Бразилец не раз заявлял, что его не интересуют команды, болтающиеся в самом конце пелотона (так что вариант с переходом в «ХРТ» можно считать маловероятным), а возраст гонщика не предполагает длинной паузы в карьере. Сегодня Рубенсу 39 лет, и все прекрасно понимают, что через год вернуться в чемпионат он уже вряд ли сможет. Последний шанс – попытаться занять чье-то место в одной из команд посреди сезона, но для этого нужно постоянно контактировать с конюшнями и не забывать наведываться в паддок. Надо сказать, что эта задача не из простых для такого семейного человека, как Баррикелло. Но, учитывая страстную любовь Рубенса к гонкам, можно ожидать, что вскоре он начнет выступления в одной из бразильских (или европейской?) кузовной серии, однако это будет уже совсем другая история…