Бросок в подарок
Ключевой момент драмы, разыгравшейся в матче между ЦСКА и «Химками», родился из ожидания. В последней атаке овертайма, уступая два очка (86:88), желто-синие никуда не спешили и будто бы что-то знали. Фридзон пошел под кольцо, умудрился откинуть мяч Хансену, а тот переправил мяч на дугу: Келати сделал все неправильно – принял передачу, посмотрел на ноги, отшагнул назад и бросил – парабола уменьшила зал, объединила всех присутствующих, заставила время замереть и привела к назревшей развязке, заставив закипавшие эмоции все же вылиться через край. В ожидании хоккея желто-синие устроили а паркете кучу-малу.
О такой фантастической концовке химчане не могли и мечтать. Начиналось все мерно и скучновато.
«Это высший пилотаж. Пас отдали не просто кому попало, а именно тому человеку, который мог бы забить»
К радости участников матча, поначалу внимание аудитории было отвлечено непосредственно от игры: зрители отвернулись от площадки и смотрели, как Тимофей Мозгов братается с болельщиками гостей, примеривает шарфы, долго ищет свое место на VIP-трибуне, а затем беседует с Сергеем Ивановым и раздает интервью. За всем этим даже как-то упустили, что во избежание каверзных вопросов легендарную пару Круг-Буланов на поле вывел устойчивый к давлению представитель Турции по имени Мюрат Биричик.
Происходящее на паркете в первой половине служило фоном для возвращения центрового «Наггетс» и свидетельствовало лишь об одном – заявленные Римасом Куртинайтисом «новые комбинации» успеха не имели. Команды в преддверии плей-офф уяснили, что защита выигрывает титулы, и сосредоточились на этой части выступления. Очки набирались с огромным трудом, промахи преобладали. Те и другие отдавали предпочтение пик-н-роллам, но до ума эффективную комбинацию доводить не получалось – армейцы чаще бросали со средней дистанции и мазали, а соперники эксплуатировали Лазароса Пападопулоса, но тот, вроде бы продавливая Кауна, промазал 4 раза из-под щита и вскоре отправился отдыхать. А Лончару и Саврасенко «большие» ЦСКА не давали даже таких возможностей. Единственное, что удалось им добиться, так это нанести рассечение Виктору Хряпе.
Из-за того, что у желто-синих не получалось практически ничего, а армейцы изредка да попадали, выявилось преимущество хозяев. За счет периодических всплесков со стороны Шведа, вскрывающего защиту безрассудными набегами, взрывных трехочковых Шишкаускаса и стабильной помощи Кауна к началу второй половины наметилась суровая предопределенность. Тогда показалось, что Казлаускасу, сократившему ротацию до 8 человек, удалось добиться от своей команды необходимого баланса: «-17» (30:47) по такой игре выглядели фатально, болельщики «химчан» загрустили и все активнее начали требовать появления на площадке Тимофея Мозгова, а Римасу Куртинайтису пришлось упрощать игру по максимуму.
Неожиданно из полной безнадеги родилась сказка.
– Когда устают «большие», у нас все хуже получается, – объяснил этот феномен после игры Казлаускас. – У них не было иного выхода, кроме как играть на Лончара. Они рискнули и выиграли.
Пока ЦСКА пытался наладить враз потерянные взаимодействия и продолжал транжирить открытые броски со средней и дальней дистанции, «Химки» перешли к активным действиям – легко читаемые пик-н-роллы, конечным адресатом которых был Лончар, теперь проходили через раз. А те, что не проходили, завершались передачей на дугу, откуда начали пристреливаться Келати и Моня. Взгрустнувшие было болельщики химчан прекратили костерить арбитров и начали обещать армейцам появления таинственного мистера труляля. Благодаря усилиям троицы и тому, что ЦСКА забивать практически перестал, за 7 минут до конца счет сравнялся (61:61). Теперь Казлаускасу уже приходилось встряхивать своих, чтобы хоть как-то зацепиться за счет.
С каждой атакой градус напряжения вырастал, разбивая оставшиеся минуты на коротенькие отрезки, эпизоды, фрагменты – Лончар стряхнул с себя Соколова, Фридзон забежал за спину защитникам и вывел «Химки» на максимальные для матча 5 очков вперед (68:63), нарушение Лончара на Кауне, повлекшее его фол-аут, удар локтем в голову Гордона, проведшего минуту на паркете в нокдауне, пробежка Фридзона, едва не оставшегося без рук в проходе, характерное покручивание пальцем у виска со стороны Шведа, которому в ответ тоже свистнули пробежку, попытка Куртинайтиса поплакаться в жилетку судьи Круга – два равных соперника не собирались жалеть друг друга и дрались за то, что имело прямо сейчас абсолютное значение – драгоценную победу. Здесь не подавали рук, перешагивали через поверженных соперников и фолили наверняка – после игры Римас будет сравнивать своих игроков с Карелиным и хоккеистами.
Трансцендентную грань удалось перейти уже в концовке четвертой четверти. Шишкаускас приблизил свою команду на одно очко штрафными (72:73), и на ответ у «Химок» было 32 секунды. Ничего вразумительного они не придумали, но все получилась даже лучше – после броска Хансена в аут мяч уходил от игроков ЦСКА за 9,6 секунды. Серия штрафных оставила армейцам на ответ всего 2,9 секунды, и этого времени хватило сделать передачу через всю площадку на Холдена, не доброшенная попытка которого нашла путь в кольцо благодаря подоспевшему Воронцевичу.
Из фантастического момента родились еще пять замечательных минут.
Обмен ударами должен был когда-нибудь закончиться, хотя никому из присутствующих, кроме отдававших последние силы игроков, этого и не хотелось. Никаких проверенных вариантов здесь не было: обе команды положились на защитников, и такая ненадежная вещь, как бросок, все же должна была определить победителя. В итоге все же стало понятно, кто же этот таинственный труляля, который должен был наказать ЦСКА – Томас Келати действовал настолько хладнокровно, что удивил даже собственного тренера.
После игры Джей Ар Холден отправился в тренировочный зал – оттачивать бросок
– Это высший пилотаж. Пас отдали не просто кому попало, а именно тому человеку, который мог бы забить, – Куртинайтис на послематчевой конференции принимал поздравления с победой и грядущим днем рожденья и признался, что о лучшем подарке не мог и мечтать.
– Мы не могли применить силы в начале матча. Зато показали характер. Мы сломали сами себя, убедились, что можем побеждать.
Его коллеге пришлось потруднее: Казлаускас на пресс-конференции оказался подвергнут обструкции со стороны любимого журналиста Этторе Мессины. Последний в пятиминутном монологе потребовал у литовца рассказать, как будет выглядеть команда в следующем году и можно ли сделать что-то путное из того, что есть сейчас. Деликатный Йонас все это выслушал и все же попросил думать о сегодняшнем дне – сезон для ЦСКА еще пока не закончен.
Подтверждение этому вряд ли необходимо: после игры Джей Ар Холден отправился в тренировочный зал – оттачивать бросок.
ЦСКА Москва – БК Химки – 88:89 OT (18:9, 20:16, 15:22, 23:29, 12:13)
ЦСКА МОСКВА: Шишкаускас (21), Каун (17 + 7 подборов), Хряпа (14 + 8 подборов), Гордон (9 + 7 подборов), Джей Ар Холден (5) – старт; Швед (8), Лэнгдон (8), Воронцевич (4), Соколов (2), Смодиш (0).
БК ХИМКИ: Моня (26 + 9 подборов), Келати (21), Планинич (4), Хансен (0), Пападопулос (0) – старт; Лончар (21), Лопес (8 + 6 передач), Фридзон (5), Саврасенко (4), Панин (0).