Малайская мозаика
Главным переменным фактором «Формулы-1» на данный момент являются шины – еще зимой средний срок жизни покрышек сеял панику в рядах команд, но Гран-при Австралии несколько успокоил особо впечатлительных инженеров. Однако «Сепанг» вновь станет тем, от чего лечит аспирин. Дело в том, что если кольцо Альберт-Парка в основном нагружало задние покрышки, то малайская трасса более требовательна к шинам на передней оси. Износ передней резины приводит к недостаточной поворачиваемости, которая может стать серьезной проблемой в первом закручивающемся повороте и втором-третьем раскручивающихся виражах. Кроме того, «тайтовая» машина менее эффективно пройдет финальную шпильку трассы, выход из которой критичен в вопросе скорости на прямой старт-финиш – соперник сзади может приблизиться к оппоненту, благодаря более быстрому разгону с апекса шпильки, забраться в воздушный мешок на стартовой прямой и провести атаку перед связкой первого-второго-третьего поворотов. О таких маневрах хорошо осведомлен Виталий Петров – именно в таком ключе прошло его соперничество с Льюисом Хэмилтоном год назад.
Одной из основных проблем шин станет и экваториальная жара, которая также сильно ударит по двигателям
Одной из основных проблем шин станет и экваториальная жара, которая также сильно ударит по двигателям. Крис Дайер, главный инженер «Феррари», видит решение в воздухозаборниках, открытых больше, чем обычно. Но он же признает, что такая стратегия приведет к уменьшению прижимной силы – воздух попадет в радиатор автомобиля, а не на антикрылья. Такой подход может увеличить максимальную скорость на длинных прямых, снизить нагрузку на шины и расход топлива – болид сможет достигать той же скорости на прямых при меньших оборотах двигателя.
В такой ситуации гонщик, забравшийся на прямой в слип-стрим соперника, активировавший DRS и догоняющийся системой KERS, получит значительное преимущество в скорости. Но недостаток прижимной силы заставит пилота балансировать на пределе возможностей тормозов в финальной шпильке и первой связке трассы. В связи с этим вновь возникнет проблема износа передних шин – на торможениях вес болида смещается к передней оси. В такой ситуации лучше всех могут проявить себя Фернандо Алонсо и Дженсон Баттон, но вопрос в том, не помешает ли первому его машина, а второму – его осторожность. С другой стороны, врожденная агрессивность Себастьяна Феттеля и Льюиса Хэмилтона может стать настоящей чумой для их покрышек и тормозов. Подытоживая, необходимо отметить, что составляющими мозаики «Сепанга» станут расход шин, прижимная сила и эффективность тормозной системы, которые должны привести к сбалансированной тактике, сочетающей атакующие и консервативные отрезки гонки.
Последние два года Гран-при Малайзии выигрывали доминирующие машины
Загружаю...
Последние два года Гран-при Малайзии выигрывали доминирующие машины – «Браун» BGP001 Дженсона Баттона в 2009 году и «Ред Булл» RB6 Себастьяна Феттеля в 2010-м. Большинство специалистов сходятся во мнении, что однозначным фаворитом является Феттель, но синоптики в ответ озвучивают прогнозы погоды – 70-процентная вероятность дождя (читай – лотереи) в субботу и воскресенье. Ливни здесь носят характер торнадо и зачастую превращают заезды в хаос с аквапланированием пополам. Конечно, в условиях чистого неба Феттель выглядит безусловным фаворитом, но в прошлом в дождевых гонках чудеса интуиции демонстрировали стратеги вроде Дженсона Баттона. С другой стороны, против Баттона говорит статистика – за последние четыре года в Сепанге он лишь однажды пробился в первую десятку квалификации – в 2009 году на чудо-машине Росса Брауна.
Статистика утверждает, что лучшим гонщиком «Сепанга» является Михаэль Шумахер – три победы, но все они были одержаны на доминировавших машинах Рори Бирна и Росса Брауна, тогда как Фернандо Алонсо побеждал здесь лишь дважды, но на разных машинах – «Рено» в 2005-м и «Макларене» в 2007-м. Подобным достижением может похвастаться и Кими Райкконен – в 2003-м он одержал здесь верх на «Макларене», а в 2008-м – на «Феррари», но сейчас финн постигает азы американского автогоночного образа жизни.
На влажном покрытии Петров порой творит чудеса – его первые победы в GP2 были одержаны именно в дождевых гонках
Необходимо отметить, что доверять статистике гонок в Малайзии не стоит – последние пять Гран-при выигрывали пять разных гонщиков из пяти разных команд. Единственный случай двух подряд побед в Куала-Лумпуре произошел в 2000-2001 годах – авторами стали Михаэль Шумахер и Росс Браун. В тот период Скудерия обладала безусловно лучшей машиной, тогда как сейчас таким гигантом стала конюшня «Ред Булл». Конечно, Эдриан Ньюи и Себастьян Феттель непременно захотят отобрать это достижение у своих коллег-соотечественников, но все будет зависеть от гибкости стратегов и умения импровизировать в меняющихся условиях.
Необходимо также сказать несколько слов о Виталии Петрове. «Передний выхлоп» его «Рено» сам по себе генерирует прижимную силу, что даст инженерам больше свободы в выборе настроек антикрыльев и прижимной силы, а также возможность гибко использовать KERS и DRS. Кроме того, у россиянина уже есть опыт борьбы с чемпионами «Формулы-1» на «Сепанге», но то было на сухой трассе. На влажном же покрытии Петров порой творит чудеса – его первые победы в GP2 были одержаны именно в дождевых гонках. Так как мы не хотим никого сглазить, то отметим и возможные недостатки конюшни – за последние пару лет «Рено» не отличалась особенно оригинальной тактикой. Возможно, это связано с тем, что последний раз творческий подход к выбору стратегии на гонку привел к увольнению Флавио Бриаторе и Пэта Симондза, а также уходу титульного спонсора. В общем, все в руках самих команд, а победить должна самая умная и одновременно самая быстрая, самая рассудительная, самая экономичная… В общем, самая-самая-самая команда.