Тяжелое наследие
Спор двух самых бедных клубов ПБЛ вряд ли являлся идеальным способом скрасить субботний вечер. Даже атмосфера на люберецкой арене была далека от домашней: крошечный десант динамовских болельщиков грустил под стать Виктору Кейру, который взирал на площадку из-за спин своих партнеров с философской меланхоличностью во взгляде. Особенного порыва ни у той, ни у другой стороны не наблюдалось: оба тренера со смирением принимали ошибки юных подопечных и пытались поддерживать их изо всех сил, даже несмотря на порой повергающие в уныние решения. Судьи умиротворенно делали свою работу, изредка выслушивая то тихие, но резкие высказывания Дмитрия Хвостова, то громогласные и тривиальные выступления местных болельщиков. И даже фанатская группировка «Триумфа» лишь изредка интересовалась происходящим на площадке, получая большое удовлетворение в зычных перекличках на немного неуместную тему «русские, вперед».
Приложение болельщицкого тезиса стало лейтмотивом для игры «триумфаторов» в первой половине. Андерсон действовал без особого настроения, быстрые прорывы не организовывал, в нападении частенько «залипал» да и в защите периодически терялся. Особенно при разменах. Улыбчивый канадец не собирался вешать нос, но было понятно, что сердитый Левтер и настойчивый Вяльцев в пылких обращениях к легионеру явно не высказывали восторга по поводу чудесной погоды в окрестностях Онтарио.
Оба тренера со смирением принимали ошибки юных подопечных и пытались поддерживать их изо всех сил
– Ребята относятся к нему нормально. Никто ни на кого не «валит», – разъяснил ситуацию Хомичюс. – К Андерсону, конечно, претензии есть. Как и к остальным. С «Крыльями» здорово сыграл, сегодня мяч на чужую половину перевести не мог.
Отсутствие экспрессии у незаменимого разыгрывающего хозяев определяло общий рисунок. Быстрые атаки обеим сторонам удавались редко, в основном упор делался на позиционный розыгрыш. «Динамо» действовало по налаженной схеме: разыгрывающие (Хвостов и Уразманов) либо старались доводить мяч до «больших» (Шабалкин и Жуканенко разбирались один в один вполне себе уверенно), либо создавали себе возможности сами. «Триумф» делал упор на «крайних», чаще всего получающих возможность для атаки под 45 градусов. Им либо скидывали мяч после долгого розыгрыша, либо оставляли крылья, где Вяльцев и Лиходей разбирались с оппонентами один на один.
Апогей этой развеселой феерии пришелся на середину третьей десятиминутки, когда показалось, что во всей этой кутерьме начался прослеживаться сюжетный ход. На глупую потерю Вяльцева на ведении промахом из-под кольца отвечал Хвостов, на блок-шот Лиходею приходился неудачный пас Уразманова – все шло своим чередом, пока в какой-момент страсти не достигли высшего накала. Каждый герой выходил на сцену, совершал определенное действие, повышая эмоциональный градус: Жуканенко накрыл Лиходея, но мяч остался у «Триумфа», что заставило Сергея Базаревича с негодованием топнуть о паркет, Хвостов получил неспортивное замечание, после чего провел разъяснительную беседу с арбитром, Домани ушел на скамейку, провожаемый непонимающими жестами тренера. Но баланс сил сохранялся, покуда Левтер не забросил два трехочковых подряд, практически торпедировав бело-голубой крейсер.
Торпедировав прежде всего морально. Жуканенко и Шабалкин к этому моменту отдыхали с перебором замечаний (3 и 4), а подменявшие их Губанов и Ивлев на старте четвертой четверти выступили в роли гостеприимных хозяев, радостно принимая залетавших с подарками гостей. Максимальное преимущество (59:46) полностью отражалось на лице Базаревича: внутреннее опустошение уже не позволяло ему сопровождать каждое действие своей команды каким-нибудь эмоциональным движением. Он просто бросил в дело обоих основных «больших», выпустил Заворуева вместо Домани и перешел на игру с двумя разыгрывающими.
На глупую потерю Вяльцева на ведении промахом из-под кольца отвечал Хвостов, на блок-шот Лиходею приходился неудачный пас Уразманова
Разница сгорела так быстро, что многие и после игры спрашивали себя, как вообще могло все это произойти. «Триумфаторы» как-то излишне расслабились, позволили себе пару лишних пижонистых бросков, а затем и вовсе встали, стукнувшись лбами о забор выставленной «зоны». Базаревич здорово прочувствовал момент и еще больше нагрузил Андерсона, бросив против него Воронова. Дальше все старания главного тренера окупились в несколько минут. Прилетели две «трехи» от Хвостова и Заворуева, Шабалкин и Хвостов добавили еще и со средней дистанции, наконец, Воронов на ровном месте обокрал зазевавшегося Андерсона, а чуть позже Жуканенко уже сравнивал счет штрафными.
Тогда этот момент дошел еще не до всех. Когда секундами позже Андерсон пошел в проход и промахнулся, он еще продолжал улыбаться, не веря в то, что переменчивая фортуна уже негодует на презревших ее милость «тримфаторов».
Счет к этому времени был 64:63 в пользу «Триумфа». Но арбитры зафиксировали нарушение у кого-то из гостей, вызвав первую волну народных волнений. Хомичюс хватался за голову на скамейке, зрители наладили дело с пронзительным свистом. Лучше всего накал ситуации демонстрирует реакция Кейру: динамовец поднялся и в первый раз с интересом взглянул на происходящее. Хвостов реализовал лишь один штрафной.
При счете 64:64 у хозяев оставалось времени на одну атаку, но Андерсон вновь запутался на дуге и смог свести дело лишь к спорному. Тут уже вторая волна накрыла всех. Оба тренера принялись штурмовать судейский столик. Судьи оказались там же. Все куда-то забегали, и дело запахло жареным. Дошло до того, что какой-то элегантный и не вполне трезвый господин в шарфе «Триумфа» спустился к заграждению и принялся показывать судье Буланову «козу», сопровождая ее недвусмысленными высказываниями.
Судьи постарались побыстрее ускользнуть, но все же попали под жиденький водопад из пластиковых бутылок и монет
Мяч отдали динамовцам, которым нужно было что-то придумать за 4,9 секунды до сирены. Они потратили на это два тайм-аута, но придумывать ничего не пришлось. Бело-голубые просто из аута отдали мяч Хвостову, а тот споткнулся о Валиева, встал на линию, забил штрафной и выиграл для своих встречу. С точки зрения формальностей фол там, скорее, был. С точки зрения духа баскетбола имело место абсолютное непонимание арбитрами этики игры: нигде и никогда в такой невинной ситуации за мгновения до конца нарушения не дают. Оставшиеся 3,5 секунды хозяева потратили не слишком разумно: Вяльцев пытался что-то организовать, но его уже ждали. Базаревич в который раз сделал все верно.
Потом был небольшой скандал. Вяльцева, который по иронии стал еще и лучшим игроком матча, утешали всей командой. Ведущий остроумно заметил, что «этот матч проиграли не мы». Судьи постарались побыстрее ускользнуть, но все же попали под жиденький водопад из пластиковых бутылок и монет. Почетный президент Лев Лещенко заметил, что основание судейской коллегии ничего не меняет и вообще хочется плюнуть на все это дело, потому что сил нет никаких. А главный тренер «Триумфа» вообще наговорил столько, что пресс-атташе клуба даже попросила его не цитировать. В общем, где-то это все уже было.
Триумф Люберцы – Динамо Москва – 64:65 (16:19, 16:11, 20:14, 12:21)
ТРИУМФ ЛЮБЕРЦЫ: Вяльцев (18), Лиходей (16), Андерсон (12), Трушкин (4 + 10 подборов + 5 потерь), Спиридонов (2) – старт; Левтер (6 + 7 подборов), Сыроватко (2), Валиев (2), Карасев (2), Варламов (0).
ДИНАМО МОСКВА: Хвостов (15 + 6 передач), Жуканенко (14 + 10 подборов), Заворуев (13), Шабалкин (12), Домани (0) – старт; Воронов (8), Уразманов (3), Губанов (0 + 7 подборов), Ивлев (0).