Золотой
На турнирах «Мастерс», предваряющих Открытый чемпионат США, испанец выступал без блеска: четвертьфинал и полуфинал. Ничего выдающегося. Но с самого начала турнира в Нью-Йорке стало понятно, что испанец настроен более чем решительно. Да, можно сказать, что ему повезло, когда с его пути убрался Энди Маррей, обыгрывавший Надаля на двух предыдущих хардовых турнирах «Большого шлема», и сетка до финала у него получилась, мягко говоря, не устрашающая. Но у любого зрелого игрока (а несмотря на молодость Рафаэля, его профессиональной карьере уже почти десять лет) такие моменты «везения» и «невезения» накладываются и отменяют друг друга. И потом, Надаль же не виноват, что Маррей проиграл Вавринке?
Надаль же не виноват, что Маррей проиграл Вавринке
Первый сеяный прошел через свою половину сетки, как раскаленный нож сквозь масло, не уступив ни одного сета и всего лишь один раз проиграв гейм на своей подаче – в полуфинале Михаилу Южному. В финале же ему предстояла встреча с человеком, которому на харде он проиграл шесть последних сетов, – Новак Джокович под конец сезона сумел более-менее наладить совсем было рассыпавшуюся игру и впервые почти за три года вышел в финал турнира «Большого шлема».
Тактика Надаля на матч была абсолютно понятна – втянуть противника в долгие перестрелки на задней линии – это вымотает Джоковича, у которого нет ни того терпения, ни той стабильности, что у испанца, а самому Надалю даст время и возможность выбрать удобный момент для того, чтобы перейти в атаку.
Схема оказалась абсолютно успешной с первых же геймов финального матча: Надаль сразу же сделал брейк и повел 2:0. Джокович отыгрался, но вперед выйти так и не сумел. Брейк-пойнты на его подаче появлялись в таком количестве, что даже соперник двумя классами ниже Надаля сумел бы в конце концов какими-то из них воспользоваться. Что уж говорить о первой ракетке мира и восьмикратном победителе турниров «Большого шлема». Рафа был неостановим и непреклонен, запасы его энергии казались неисчерпаемыми. Малейшая щелочка, предоставленная ему слабостью или нерешительностью противника, мгновенно превращалась в широко открытую дверь.
Малейшую щелочку в игре Джоковича Надаль превращал в широко открытую дверь
Во второй партии испанец чуть отпустил педаль, и серб не замедлил этим воспользоваться: в четвертом гейме на своей подаче Надаль неожиданно начал сыпать ошибками. А Джокович наоборот, заиграл так, как играл в пятом сете против Федерера – что ни удар, то навылет. Он сделал брейк под ноль, под ноль же взял и следующую свою подачу. Но для того, чтобы обыграть Надаля (или хотя бы выиграть у него сет) в финале турнира «Большого шлема», этого мало: нужно самому давить и давить, а этого Новак сделать не смог. В следующем гейме на подаче третьего сеяного при счете 40:30 Надаль дал ему три коротких мяча, Джокович их не убил, и в итоге позволил Рафе сравнять счет.
Тут погода, уже сыгравшая за Джоковича в предыдущий день, дала ему еще один шанс: при счете по четыре и по 30-ти на подаче серба начался сильный дождь. После перерыва матч продолжался без брейков, пока Надалю не настала пора подавать на тай-брейк. Третий сеяный провел блестящий гейм на приеме, и вторая партия осталась за ним.
На этом, впрочем, его успехи и закончились: проигранный сет – первый на турнире – словно раззадорил Надаля. В третьей партии он просто не давал Новаку вздохнуть на подаче. Джокович сопротивлялся как мог, отыграл десять из одиннадцати брейк-пойнтов, но последний не смог: Надаль повел 2:1 по партиям.
Это, кстати, был первый матч, который Джокович проиграл после того, как проигрывал 1:2 по сетам: раньше он сыграл таких матчей семь (последний – два дня назад против Федерера) и все выиграл. Но на этот раз противник был уж слишком силен. Серб боролся как мог, но и тяжелый турнирный путь уже начал чувствоваться, и неиссякаемая энергия Надаля, который все бегал и бегал на противоположной стороне корта, все возвращал и возвращал мячи, лишал последних сил. Надаль ни на секунду не ослаблял давления. Поведя по партиям и увидев впереди финишную черту, испанец заиграл еще мощнее, еще надежнее, и всякая интрига в матче исчезла.
В четвертом сете Надаль сделал два брейка (один на двойной ошибке Джоковича), но третий сеяный до самого конца на прекратил борьбу. Уже при подаче Рафаэля на матч он сумел довести счет до 30:30. Блестящий обводящий удар дал испанцу матчбол, и в следующем розыгрыше тяжеленная косая бомба с форхенда (которыми Надаль не переставал осыпать Джоковича весь матч) заставила серба ошибиться. Рафа рухнул на корт счастливым.
Даже Роджеру Федереру на пике карьеры не удавалось выиграть три мэйджора подряд
Благодаря этой победе он стал первым после Рода Лэйвера игроком-мужчиной, выигравшим в одном сезоне три турнира «Большого шлема» подряд: даже Роджеру Федереру на пике его игры не удавалось совершить такого, и мешал ему все время только один игрок – Рафаэль Надаль. Сейчас же, когда карьера швейцарца неумолимо клонится к закату, только застарелая травма коленей не позволяет давать какие-то уверенные прогнозы относительно будущих побед Рафаэля. Но если он будет умно относиться к расписанию и получит немножко везения со здоровьем, мы вполне можем увидеть еще один период безоговорочного доминирования. Впрочем, это история уже следующего сезона – начиная с Открытого чемпионата Австралии.