Гамшик: блеск, красота
Осеннее обострение
Не забив в 1990-м году пенальти в ворота аргентинцев, Роберто Донадони на долгие годы определил 17-й номер, под которым тогда играл, как несчастливый. До момента, когда возглавил «Наполи» – в прошлом сезоне играющий под этим номером в рядах кампанийцев Марек Гамшик избавил тренера от суеверия, а в текущем до недавнего времени являлся последней инстанцией, отстаивавшей право тренера на дальнейшее сотрудничество с южанами. Высекая из себя искры благородства, словак уверенно шагает к одной из многих целей в карьере – добиться в серии А такого же авторитета, какой завоевал его кумир Павел Недвед. «Если в будущем люди сравнят меня с Недведом, я буду восхищен», – признается Марек, забивавший в последних двух сезонах в чемпионате по 9 мячей, но пока испытывающий дефицит стабильности.
В игре третьего словака в истории серии А (после Милоша Глонека и Вратислава Грешко) уже давно подмечена любопытная и вместе с тем удивительная метаморфоза. Если осенью Гамшик словно с цепи срывается, колошматя голы с резвостью кролика из известного рекламного ролика, то в разгар зимы и вплоть до конца сезона Марек становится абсолютно безобидным. Уже никто не удивляется, что сейчас, когда за окном идет дождь, у словацкого атакующего хавбека диагностировано очередное осеннее обострение. Последний «приступ» случился в Турине
Матч в разных футболках
Марек вырос в спортивной семье. Его отец Рихард был профессиональным футболистом, выступал за «Дуклу» из городка Банська Быстрица, но рано закончил карьеру, попав в автокатастрофу. Мама, Рената, играла за национальную гандбольную сборную. Профессионально бросала руками мячи по воротам и младшая сестра Марека, Михаэла, но ей пришлось уйти из спорта из-за проблем с сердцем. В общем, учитывая родословную, у Гамшика, кажется, не было другого выбора, как связать жизнь со спортом. В этом плане он настоящий словацкий Буффон.
Майкл Оуэн после получения в 2001 году «Золотого мяча» признался, что стать отличным игроком ему помогло то, что с младых ногтей он играл против старших ребят. С Мареком та же история. «Он всегда был агрессивным, по-спортивному злым и, казалось, никогда и никому не уступал. Все это в купе с огромным талантом выделяло его из общей массы», – вспоминает Иван Штулатер, тренер, под руководством которого Гамшик тренировался с семи лет в команде «Юпи Подлавице». В возрасте 14 лет Марека, всегда игравшего плеймейкера, пригласили на просмотр в ведущий клуб страны – «Слован». «После первой же тренировки я сразу понял, что у этого парня большое будущее», – признается тогдашний тренер братиславской команды Игор Бобик. Этот специалист здорово помог Гамшику: с ним он индивидуально работал после тренировок, помогал парнишке в быту, следил, чтобы тот не подхватил «звездняк».
В первой команде «Слована» Гамшик дебютировал в конце сезона 2003/04, но так сложилось, что успел сыграть за «небесно-голубых» всего один матч и забил один гол. К тому моменту Марек зарекомендовал себя в играх за сборную Словакии (U-17), поэтому летом за ним развернулась настоящая охота. Все шло к тому, что юного хавбека завербует пражская «Спарта», однако чешский клуб отпугнула сумма компенсации в размере полумиллиона евро. А вот руководство итальянской «Брешии» оказалась менее прижимистым – главная сложность состояла в том, чтобы убедить отца Гамшика отпустить 17-летнего Марека в незнакомую страну. Рихард согласился лишь, когда отпрыск заявил, что поедет в Италию не один, а со своей девушкой Мартиной. Покидая «Слован», Марек пообещал, что однажды обязательно вернется в братиславскую команду, которую он так и не успел отблагодарить за свое футбольное образование. Летом этого года представилась и первая возможность. «Наполи» приехал в Словакию на товарищеский матч со «Слованом» и Марек попросил Донадони разрешения сыграть за обе команды. В первом тайме он вывел неаполитанцев на поле с капитанской повязкой, отдал голевой пас Датоло и переоделся в футболку «Слована» (бегал за него с 30-й по 59-ю минуту). «Это было невероятно! Болельщики встретили меня необычайно трогательно. Я обязательно сюда еще вернусь», – признается Марек.
Ценник в 35 миллионов
Вливание Гамшика в стаю «ласточек» из Брешиа проходило довольно болезненно. Марек вполне бы мог занять место только-только завязавшего Роберто Баджо, но словаку долгое время не удавалось впечатлить главного тренера Джанни Де Бьязи. Плюс проблемы с адаптацией. Дебютировал он лишь в марте 2005 года, уже при Альберто Кавасине: появившись на поле в матче с «Кьево» в возрасте 17 лет и 237 дней, Гамшик стал четвертым в списке самых молодых иностранцев-дебютантов в истории серии А после Божинова, Славковски и Вучинича. Впрочем, спасти «Брешиа» от вылета словаку не удалось, и в следующем сезоне щеголять своей эффектной прической ему пришлось в серии В. Если в первом полноценном сезоне Марек сыграл за ломбардийцев две трети матчей, то в следующем раскочегарился настолько, что пошли голы. Первый из них Марек провел с пенальти в ворота «Тревизо», выйдя на график «один гол за четыре матча» и, главное, получив железный абонемент на выход в основе. А вместе с ним и факс из сборной Словакии (дебютировал 7 февраля 2007 года в поединке против поляков).
По окончании сезона креативщика пытались завербовать «Милан», «Реал» и ряд английских клубов, но он выбрал поднимающий голову после нескольких лет забвения «Наполи», раскошелившегося на 5,5 млн евро. Завсегдатаев «Сан Паоло» словак расположил к себе в первой же игре, когда в Кубке Италии забил гол и помог отличиться партнеру. Войдя во вкус, по итогам сезона Гамшик наколотил девять мячей, став самым метким игроком команды и заняв второе место в списке лучших игроков Словакии по итогам 2007 года. Второй сезон – снова девять мячей в активе, отличная пресса и приглашение на прощальный матч Луиша Фигу.
Накануне старта нового сезона легче было найти серьезный клуб, который бы не интересовался Мареком. Самым настойчивым был «Ювентус», но словак заявил, что в Неаполе его все устраивает, и что он намерен прогрессировать вместе с южанами. Кроме того, патрон «Наполи» Аурелио Де Лаурентис навесил отпугивающий ценник – 35 млн евро.
В октябре в жизни Марека произошло значимое событие: в составе сборной Словакии он пробился на африканский мундиаль. Еще одно намечено на январь 2010 года – в начале этого месяца девушка неаполитанского фантазера Мартина Франова подарит ему первенца.
До последнего времени Мартина играла за одну из гандбольных команд серии В, но, похоже, теперь с большим спортом покончено – Гамшики хотят двоих детей. Кстати, сейчас на теле Марека пять татуировок и он намерен остановиться на своей счастливой цифре семь – два вакантных места «забронированы», чтобы нанести на них имена детей. Самая экзотичная татуировка у Гамшика выгравирована на шее – по-японски слово «Страсть». Такая же «татушка» есть и у Мартины, являющейся главным имиджмейкером Марека – именно ей принадлежат авторские права на стильную прическу хавбека. За тыл Гамшику можно не беспокоиться. Как и Павелу Недведу о своем преемнике в Италии. Ведь они почти земляки.