Черная бронза
Утешительный финал за бронзовые медали обычно производит удручающее впечатление. Командам, стремящимся к участию в главном матче турнира, он бывает совсем некстати: по ходу его они обычно мечтают разве что провалиться сквозь землю, а потому побеждает тот, кто может пересилить в себе гнетущее отвращение от происходящего. В Катовицах получалось совсем иначе. Неожиданно встреча между вынесенными в одну калитку накануне от испанских рук греками и сломленными сербами в эпическом полуфинале словенцами получилась на загляденье и могла бы дать фору по смотрибельности главному матчу, где все было решено уже в первой половине.
Неожиданно встреча между вынесенными в одну калитку накануне от испанских рук греками и сломленными сербами в эпическом полуфинале словенцами получилась на загляденье и могла бы дать фору по смотрибельности главному матчу
Хотя и здесь победили в итоге заведомые фавориты, получилось у них это совсем не просто. О моральном состоянии словенцев перед матчем особенно говорить не приходилось. Оно лишь послужило фоном неприятностям с травмами, которые преследовали команду до (Бено Удрих) и непосредственно во время (Матьяж Смолиш и Горан Драгич) турнира. Об общем физическом состоянии замечательно поведал Боштян Нахбар: «Мы показали настоящий характер. Не думаю, что люди вообще осознают, сколько у нас проблем. Парни еле ноги волочат по утрам и все же вечерами они выходят на площадку». Не добавляет сплоченности рядам коллектива и явная общая напряженность, проявившаяся перед Евробаскетом в отчислении Саши Вуячича, а в матче за третье место конфликтом между Здовцом и Юрицей Голимацем. Появившись на две минуты, форвард взял игру на себя, промахнулся и был заменен. После чего устроил сцену на скамейке и просидел там до финальной сирены. Всем этим напастям словенцы смогли противопоставить лишь громогласную поддержку зрителей, подавляющее большинство которых создавало такую атмосферу, в которой не биться до последнего команда просто не могла.
Йонас Казлаускас допустил в выборе стартовой пятерке две ошибки: на месте третьего номера он решил заиграть Эфстратиоса Перпероглу, а Эразему Лорбеку противопоставить Антониоса Фоциса. Эти оплошности литовец осознал уже через несколько минут (когда легко уходивший от Перпероглу Нахбар положил в кольцо греков два трехочковых подряд, а Лорбек легко обыгрывал Фоциса и заставил нафолиться Бурусиса – словенцы повели 11:8) и быстро принял контрмеры. Против Боштяна вышел играть Принтезис (за весь оставшийся матч Нахбар набрал всего три очка), а на помощь Фоцису отрядили Схорцианитиса.
Тридцать минут встречи казалось, что эти два шага предопределили исход встречи. «Бэби Шак» сначала проявил себя в нападении, задавив нескладных «больших» словенцев на их щите и, словно бульдозер, закатывая соперников по дороге к кольцу, а затем составил неотразимый дуэт с Бурусисом в защите, лишив противников доступа в трехсекундную. После дальнего попадания последнего, изящного прохода Принтезиса, не заметившего по ходу движения Нахбара, и очередного выверта Схорцианитиса, с грацией гиппопотама ускользнувшего от Слокара, разница составила комфортные десять очков (23:13).
Греки держали соперников на приемлемом удалении до самого конца третьей четверти. Схорцианитис продолжал топтать бедняг Брезеца и Слокара (заставив соперников получить на себе 12 фолов), Бурусис вновь явил широкой публике свой талант снайпера, и лишь греческие плеймейкеры заставляли Казлаускаса устраивать мимические представления у боковой: на троих Спанулис, Калатес и Зисис насобирали 10 потерь при 6 передачах, да еще и Василис отметился нехарактерным для себя процентом (1 из 6 двухочковых, 0 из 5 трехочковых). Проблемы на задней линии и обернулись для греков неприятностями в концовке третьей десятиминутки. Нахбар перехватил безобразную передачу Калатеса, сократив разрыв до пяти очков (37:42), а затем уже лихой мяч Лаковича и трехочковый Само Удриха свели разницу к минимальной (45:44). Казлаускас велел своим первым номерам не изобретать велосипеда и тупо передавать мяч Софоклису на усы, что в итоге практически решило игру: центровой заработал и реализовал четыре штрафных, и команда вновь создала задел 51:46.
Греки выиграли бронзу впервые за последние 60 лет, а словенцы закончили турнир с лучшим результатом в своей истории
Дальше литовец все почти испортил сам себе. Казлаускас взял минуту, после чего, посоветовавшись предварительно с тренером, разыгравшийся Лакович положил по заказу рулевого греков «треху». При счете 51:49 соперники принялись ошибаться и дарить мяч друг другу раз за разом, пока Слокар, отобрав мяч под щитом, не отдал его Зисису. Тот отпасовал Фоцису, который совершил самое полезное действие в игре, забив трехочковый и вроде бы решив вопрос о победителе – 54:49 за полминуты. Но тут Яку Лаковича накрыло волной голевого безумия: разыгрывающий наплевал на партнеров и легко добегал до кольца греков, благо те ему практически не мешали, а за 4 секунды еще и забросил дальний бросок метров с 9. Несмотря на два промаха (последний – намеренный) Спанулиса с линии, ничего вразумительного словенцы уже придумать не смогли. Греки выиграли бронзу впервые за последние 60 лет, а словенцы закончили турнир с лучшим результатом в своей истории.
Греция – Словения – 57:56 (16:13, 15:11, 11:13, 15:19)
ГРЕЦИЯ: Бурусис (9 + 7 подборов), Зисис (6), Фоцис (5), Спанулис, Перпероглу (оба – 3) – старт; Схорцанитис (23 + 6 подборов), Принтезис (4 + 5 подборов), Калатес (4).
СЛОВЕНИЯ: Лакович (16), Э.Лорбек (12 + 9 подборов), Нахбар (9 + 5 подборов + 3 перехвата), Слокар (9 + 5 подборов), Клобучар (1) – старт; С.Удрих (5), Брежец (4), Д.Лорбек, Ягодник, Големац (все – 0).