«Больше я присудить не могу»
Слухи о том, что все уже решено и «Зениту» не присудят технического поражения за то, что они выпустили на поле семь легионеров вместо шести, начали ходить с утра. Источники в Российском футбольном союзе, которые еще сутки назад утверждали, что таблица турнира поменяется, утром в день заседания КДК смущались, когда у них спрашивали о деле.
Слухи о том, что все уже решено и «Зениту» не присудят технического поражения за то, что они выпустили на поле семь легионеров вместо шести, начали ходить с утра
– Вроде бы в КДК приняли решение просто оштрафовать питерский клуб на максимальную сумму, – предупреждали они. – Осталось только придумать, на каком основании это сделать.
Глава КДК пришел в Дом футбола за десять минут до начала заседания и сразу же пожурил фотографа.
– Хулиганите, – сказал он, увидев, что его снимают. – Если бы дело было на футбольном поле, то вы были бы наказаны.
Уже тогда стало ясно, что к закону его решения не будут иметь никакого отношения, так как ни в одних правилах не сказано, что главу КДК нельзя фотографировать во время футбола.
Полуторачасовое ожидание не было слишком нудным – журналисты даже не успевали обрабатывать поступающую информацию. Примерно за сорок минут до окончания была распространена неофициальная новость, что случилось страшное: все виновники отделаются штрафами. В том, что «Спартак» оштрафуют на 500 тысяч за баннер во встрече с одноклубниками из Нальчика, никто и не сомневался, – прецеденты были. Осталось понять, как объяснят наказание «Зенита». Только оптимисты верили, что скажут правду.
Руководитель КДК сделал все, чтобы оттянуть объявления наказания. Начал он издалека.
– Мы признаем, что в регламенте РФС в части наказания за превышение легионеров на поле отсутствует санкция. И это не прямая обязанность КДК – вводить эти нормы.
Полуторачасовое ожидание не было слишком нудным – журналисты даже не успевали обрабатывать поступающую информацию
Таким образом, крайний за странное решение был найден – исполком РФС. Этой организации теперь надо до ближайшего тура придумать наказание для команд, которые в будущем провинятся подобным образом. Ведь вся беда, оказывается, в том, что нет законного наказания за провинность.
– У нас даже и в мыслях не было вводить какую-то санкцию за эту провинность, – покаялся Катков.
Все это было важно, но до сих пор никто не объяснил, почему в качестве наказания был выбран денежный штраф. Оказалось вот что:
– Прямая норма, которая говорит об ответственности за нарушение, есть (штраф 50 тысяч рублей – прим. А.Ш.). Не забывайте об этом. Никто из журналистов о ней не вспомнил, так как была волна эмоций. И нельзя применять никакую аналогию и нельзя вспомнить подобные случаи, так как у нас не прецедентное право. Нам звонили из «Локомотива» и соглашались, что наказания нет, но потом сразу апеллировали к УЕФА и ФИФА. А я им говорил: «Стоп-стоп, а что сказано в регламенте? Почему вы забыли о нашей норме?».
Руководитель комитета признался, что если «Зениту» присудили бы техническое поражение, а клуб потом подал аппеляцию на решение, то у него были бы высокие шансы вернуть очки. Он ссылался на 31-ю статью, говоря, что согласно ей клуб может быть только оштрафован. Отметим, правда, что там указана четкая сумма – 50 тысяч, а не 500 тысяч рублей.
– 50 тысяч – это всем понятно – не та санкция, которую можно применять за подобное нарушение, – наконец, заявил Катков. – Мы считаем этот проступок отягчающим вину клуба. И в рамках того вида санкций, которые у нас есть, КДК принял решение расширить штраф до максимального. И больше я присудить не могу. Была бы возможность увеличить штраф – сделал бы это.
Руководитель комитета признался, что если «Зениту» бы присудили техническое поражение, а клуб потом подал аппеляцию на решение, то у него были бы высокие шансы вернуть очки
Руководитель карающей организации сделал все, чтобы окончательно запутать. Получается, что с одной стороны «Зенит» не слишком и нарушил, а с другой поступок был признан отягчающим. Дальнейшие расспросы Каткова не дали общей ясности.
– Вы ссылаетесь на случай с футбольным клубом «Москва», который произошел два года назад, – согласился он. – Но тогда футболист неправомерно появился на поле. А в случае с «Зенитом» все футболисты, сидевшие на скамейке, имели право выйти на поле.
– Но ведь нельзя играть семерым легионерам! – воскликнули с места. – Это тоже неправомерно.
– Но мы же не можем сказать, кто именно вышел неправомерно. Первый, четвертый или шестой, – снисходительно объяснил Катков.
Спорить с юристом мог только его коллега, остальным было трудно доказать всю абсурдность формулировки.
– Получается, что в 2006 году КДК РФС ошибся, зафиксировав техническое поражение одной из женских команд за аналогичное нарушение? – спросили у руководителя.
– Я не знаю, какой регламент был в 2006 году, – быстро ответил он. – Возможно, что-то поменялось.
Представители РФС сразу же после заседания поклялись, что ничего не менялось
Представители РФС сразу же после заседания поклялись, что ничего не менялось.
– Да и потом у разных соревнований свой регламент, – добавил специалист. – У каждого свои правила.
– Тогда сегодня вечером «Москва» может выпустить 11 легионеров, и им придется заплатить только штраф, а результат будет признан законным, – дожимали Каткова.
– Кто же им позволит выпустить? Арбитры будут четко следить за этим.
– Тогда за что вы наказываете клуб, если виноваты только арбитры?
– Поступок «Зенита» признан неправомерным, – устало начал повторять Катков. – И по регламенту мы можем только ограничиться денежным штрафом.
В общем, юрист Катков победил журналистов, которые не сумели точно подобрать формулировки, чтобы загнать главу КДК в тупик. Остается надеяться, что в апелляционном комитете стороны будут разговаривать на равных и постараются юридически доказать абсурдность слов, которые простые люди и так понимают.
Но Катков со своей задачей справился.