«Мы недоумеваем, откуда у россиян столько смелости»
Начало недели ознаменовалось жаркими дискуссиями по результатам мужской гонки преследования. Многие пытались разобраться: так ли законно 12-е золото Оле-Эйнара Бьорндалена, или норвежца следовало наказать за неправильное прохождение трассы?
Шведское издание Aftonbladet провело опрос среди читателей, более 60 процентов которых посчитали, что норвежского короля биатлона следовало лишить золотой награды (в общей сложности в опросе приняли участие более 8000 человек). В ходе оживленных дебатов на форуме было довольно популярно мнение: «Печально, что к большим звездам проявляется столь особое отношение».
Аналогичный опрос провела и норвежская газета Dagbladet. Результаты его вряд ли покажутся удивительными: более 90 процентов норвежских читателей уверены в том, что золото по праву сохранено за Бьорндаленом.
Это же издание описывает сам апелляционный процесс: «Пока за закрытыми дверями проходило заседание апелляционной комиссии, президент IBU Андерс Бессеберг и вице-президент Александр Тихонов громко спорили в коридоре: норвежец Бессеберг отстаивал позицию Бьорндалена, россиянин Тихонов – позицию Чудова. Для тех же, кто находился внутри совещательной комнаты, не было никаких сомнений в том, что Бьорндалена следует оправдать. Он не получил никакой выгоды от того, что проехал по мосту. Минутный штраф в соответствии с пунктом 5.3. дисциплинарных правил IBU предусматривается при нарушениях иного рода: если круговой спортсмен не уступил лыжню, или если имеет место нарушение принципов fair play».
Не менее остро в западной прессе продолжает стоять наболевшая тема допинга. Каждая завоеванная российской сборной медаль влечет за собой неминуемый всплеск вопросов и подозрений.
Ski-Nordique (Франция): «Можем ли мы порадоваться серебряной медали Максима Чудова? Именно в этот день IBU объявило о том, что еще одна допинг-проба его товарища по команде Ярошенко дала положительный результат. Разумеется, Чудов – очень талантливый биатлонист, он силен физически, быстр ходом и умеет контролировать свои эмоции, что позволило ему подняться на подиум. Хочется надеяться, что Максим чист!»
Немецкая газета Sueddeutsche Zeitung, известная своим особым отношением к сборной России (в частности, в январе авторы спортивного раздела выдвинули немало смелых теорий о природе высокого гемоглобина Черезова), приветствует читателей завлекающим подзаголовком: «Угрозы расправы, призывы обеспечить безопасность и русские лица: допинг-скандал привел к расколу в биатлонной семье».
«IBU называет себя семьей, и до недавнего времени это был действительно гармоничный союз. Тем не менее, некоторое напряжение появилось еще до начала чемпионата мира в Корее. В течение уик-энда оно возросло настолько, что волну возмущений было уже не скрыть. И во время собрания руководителей сборных команд в понедельник разгорелся скандал. Тренер шведской сборной Вольфганг Пихлер сообщил, что членам его команды поступили письма с угрозами расправы за слова критики в адрес российских спортсменов, уличенных в применении допинга. И потребовал для себя и своей команды гарантий обеспечения безопасности.
Пихлер утверждает, что российские функционеры в Пхенчхане явно настроены против него. Возможно потому, что он и его сборная предпочитают открыто озвучивать то, о чем большинство западных биатлонистов лишь думает. «Я уже более 15 лет имею большие подозрения насчет России», – заявляет Пихлер.
Как ни странно, российские биатлонисты и официальные лица не исчезли в Пхенчхане из поля зрения: они появляются на публике, ведут себя как ни в чем не бывало, чем еще больше провоцируют других спортсменов. Вице-президент СБР Дмитрий Алексашин посоветовал не воспринимать всерьез угрозы, полученные по электронной почте. Не слишком убедительные слова. Подобными заявлениями русские встретили и сообщения о допинге в собственной сборной.
Александр Тихонов, уже не будучи президентом Союза биатлонистов России, постоянно находится в фойе или баре отеля в окружении группы делегатов и блондинок. «Спортсмены сказали мне, что они чисты. Я считаю, их вины нет в том, что произошло», – заявляет он.
Ольга Зайцева на пресс-конференции после спринта также отметила, что три допинг-случая не повлияли на настроение в команде: «В этом нет ничего чрезвычайного». Магдалена Нойнер признается: «У них отличное настроение, они смеются и шутят. Мы иногда начинаем недоумевать, откуда у них столько смелости».
Продолжая тему с угрозами в адрес Пихлера, NRK Sport (Норвегия) приводит слова шведского тренера: «Мы должны получить гарантии безопасности от российского правительства, иначе сборная Швеции бойкотирует этап в Ханты-Мансийске. Это должно быть сделано не позднее этапа Кубка мира в Тронхейме. Как я вообще смогу смотреть родителям спортсменов в глаза?» – задает вопрос Пихлер и эмоционально добавляет: «Русские принимают допинг, а страдаем от этого мы. Какого черта?»