Да будет свет!
Белые ночи Сингапура
Сбылась мечта владельца коммерческих прав чемпионата Берни Экклстоуна: стремительные болиды «Ф-1» будут выглядеть особенно привлекательно в свете прожекторов и на фоне вспышек фотоаппаратов. Идея эта не нова: в Штатах уже долгое время некоторые этапы серий NASCAR и IRL проходят в ночное время. Там, однако, стоящая перед организаторами задача была проще ввиду компактности профилированных треков. Однако этой весной в Катаре с большим успехом прошел первый мотоциклетный Гран-при, проведенный в темное время суток. И все же к первому формулическому ночному Большому призу приковано всеобщее внимание.
В Сингапуре болиды будут выглядеть особенно привлекательно в свете прожекторов и на фоне вспышек фотоаппаратов
Организаторы пообещали, что пятикилометровая трасса будет освещена в три-четыре раза интенсивнее, нежели футбольные матчи. Они провели множество тестов резервной системы энергоснабжения, которая в случае выхода из строя основной срабатывает так быстро, что человеческий глаз не в состоянии различить требующиеся для перезапуска 1600 прожекторов доли секунды. Были воспроизведены даже гипотетические условия тотального повреждения кабеля на одном из участков трассы: света, исходящего от остальной ее части, было достаточно, чтобы гонщики смогли ясно различить контуры «проблемного» поворота. Была дана даже отповедь острословам, которые спрашивали, каким образом пилоты смогут различить черные «флаги», если таковые будут показаны 35 электронными «стюардами», что в Сингапуре призваны помочь стюардам настоящим. Ответом стала белая рамка, которая будет отображена по краям черных сигналов информационных экранов, в случае, если кто-то из гонщиков подвергнется дисквалификации.
Вызывает опасения, как поведет себя система освещения, если пойдет обычный для этих место тропический ливень, насыщающий воздух влагой, которая может рассеивать свет самым неожиданным для гонщиков образом. Тем не менее, команды попытались решить и эту проблему, нанеся на поверхность визоров на шлемах пилотов специальное водоотталкивающее покрытие.
Визоры, к слову, – отдельная тема в Сингапуре. Для того чтобы избежать даже кратковременного ослепления пилотов, обычно оранжевых оттенков защитные стекла в это раз будут слегка тонированы. Причем «Макларен» вовсе приготовил визоры с различными контрастными показателями.
Азиатское Монако
Несмотря на то, что этапы «Ф-1» проходили на улицах многих городов, включая дебютировавшую в этом сезоне Валенсию, городские гонки Гран-при ассоциируются прежде всего с Монако. Большой приз Сингапура в этом отношении имеет много общего с европейским княжеством. Город-государство Сингапур входит в число 20 самых маленьких стран мира. Как и в Монако здесь потрясающе велика – около 6500 тысяч человек на квадратный километр – плотность населения. Причем населения состоятельного – по уровню ВВП на душу населения Сингапур занимает шестое место в мире. С правами и свободами здесь, конечно, похуже чем в Монако: за некоторые преступления полагаются наказания плетьми. Но что поделаешь – это Азия.
Изюминкой предстоящей гонки станет проезд по мосту Андерсона – выдающемуся произведению колониальной архитектуры, соединяющему два берега реки Сингапур. Не менее захватывающим должен оказаться и скоростной участок, проложенный на полотне современного – и гораздо более широкого – моста «Эспланада». Еще один участок, 21-й и 22-й повороты трассы, проложены недалеко от самого большого в мире колеса обозрения.
Ширина здешней трассы колеблется от 10 до 15 метров. Хотя здесь есть места, где используются многополосные магистрали, многие отрезки, зажатые между защитными барьерами, напоминают узкие улочки на побережье средиземного моря. Неудивительно, что средняя скорость на круге превосходит здесь только показатели Большого приза Монако.
Теоретически, в Сингапуре есть как минимум три места для схватки колесо в колесо
Соответственно, аэродинамика на этой изобилующей медленными, 90-градусными поворотами трассе должна быть настроена на высокий уровень прижимной силы. Значительная нагрузка здесь приходится на тормоза, которые в условиях частых торможений и низких скоростей будут использоваться в условиях высоких рабочих температур. Предполагается, что износ тормозных дисков будет на уровне Мельбурна.
Совершенно прогнозируемым выбором «Бриджстоуна» были два самых мягких типа шин для лучшего контакта с уличным асфальтом. Впрочем, покрытие здесь особенное: его состав, обеспечивающий большее сцепление покрышек с трассой, был разработан с помощью специалистов «Шелла». И все же остаются вопросы, как поведет себя резина на новой трассе, не будет ли проблем с ее гранулированием.
Соревнования на городских улицах традиционно вызывает большие опасения в отношении малого количества обгонов. Так, разрекламированная трасса в Валенсии оказалась на деле смертельно скучной в плане почти полного отсутствия борьбы пилотов. Теоретически, в Сингапуре есть как минимум три места для схватки колесо в колесо. Отличная возможность представляется в первом же повороте, где пилотам придется резко тормозить с отметки в 280 км/ч. Неплохой шанс дает начало расположенного на Бульваре Раффлса виража номер семь, с еще более экстремальным – с 300 до 100 км/ч – перепадом скорости. Еще одним местом для обгонных маневров может стать съезд с моста «Эспланада». Здесь торможение обещает быть еще более жестким: расчетная скорость входа в 14-й поворот – 80-90 км/ч.
And the winner is…
Фавориты Большого приза Сингапура все те же, что и обычно – Льюис, Фелипе, Кими и примкнувший к ним Хейкки. Масса, чья «Феррари» была фантастически быстра на аналогичной трассе в Валенсии, обладает неплохими шансами на победу в гонке. Не стоит сбрасывать со счетов и Райкконена – финну сейчас терять вообще нечего, коллеге он помогать не собирается, а мастерство, как известно, не пропьешь (хотя Кими и был замечен в попытках это сделать). Комбинация этих факторов делает его очень опасным соперником в Сингапуре.
Кими терять нечего, коллеге он помогать не собирается, а мастерство, как известно, не пропьешь
С другой стороны, возможный дождь и массивные поребрики весьма подходят серебристым болидам. Хэмилтону есть, что заявить мировой общественности в целом и чиновникам ФИА в частности после того, как легким движением руки апелляция «Макларена» была отклонена. Ковалайнен же, чья позиция номер два на финише в Монце вслед за молодым и ранним Феттелем, выглядела и в самом деле двусмысленно, также кое-что должен доказать господам Деннису и Уитмаршу.
Среди претендентов на место на подиуме можно назвать некоего поляка по фамилии Кубица, шансы которого на титул выглядят не хуже (или лучше сказать – также плохо) как у Райконена. Ну и, наконец, Фернандо Алонсо, здорово выглядевший в последних гонках, похоже, возвращается в число топ-пилотов.
Однако, с учетом того, что прогноз погоды обещает дождь, а машины «Торо Росо» неплохо гоняют по городским трассам, очень хочется назвать фаворитом гонки Себастьяна Феттеля. Но такая шутка, какую мы видели в Монце, второй раз подряд вряд ли удастся.