Веселые картинки
Для начала объясним, зачем команде из Гроува устраивать показ мод. Дело в том, что в нынешнем году «синих» ожидает серия круглых дат. В 2008-м конюшня отметит 30-летие участия в «королевских гонках», турецкий Гран-при станет 500-м (!) в ее истории, Гран-при Монако – 600-м для Фрэнка Уильямса, а к середине весны машины британцев преодолеют гроссмейстерскую отметку в 50 тысяч гоночных кругов. Собственно, этим событиям и будет посвящена тематическая раскраска. «Почему не сделать это непосредственно в режиме реального времени?» – резонно спросите вы. Ответим. Бог его знает, как сложится 59-й чемпионат мира. Возможно, сэр Фрэнк со товарищи волнуется, что устроение торжеств будет не к месту на фоне блеклых выступлений гонщиков. Ведь отложенное представление FW30, по слухам, связанное с несовершенством шасси, и очередной виток финансового кризиса наверняка подорвут конкурентоспособность команды. Какие уж тогда праздники…
Однако проблемам «Уильямса» посвятим отдельный материал. Пока же вернемся к заявленной теме – раскраске болидов и их необычным вариациям. Сразу оговоримся: рассматривать эксклюзивные расцветки – будь то иссиня-черный блеск «Минарди» или альтернативная «сливочная» белизна весеннего «Рено"-2006, порадовавшая на тестах лишь поклонников мадридского «Реала» – не рискнем. Уж слишком много красок за шесть десятков лет было намешано в истории «Формулы-1». Зато их необычные заменители обязательно упомянем.
Вместо доводки аэродинамики, специалисты из Брэкли ломали головы над дизайном
Например, никак нельзя пройти мимо художеств «Хонды» и «Ред Булла». От последствий гуманно-экологических идей поклонникам японской конюшни еще долго будет икаться. Вместо доводки аэродинамики, специалисты из Брэкли долгими зимними вечерами ломали головы над внешним дизайном машины. То хотели сделать ее хлорофиллически-зеленой (фотосинтез для ускорения шасси мечтали применить, что ли?!), затем искали компромисс между отражением цветов солнца, неба и травы (представляете, какая радуга носилась бы в пелетоне?!) и, наконец, остановились на печально известной планетарной тематике. Извращенность идеи заключалась в способе нанесения гаммы на поверхность: вместо традиционных «дедовских» методов японские умельцы изобрели хитроумную пленку, которая, словно леггинсы, обтягивала бока машины. Да вот беда: посторонние элементы материала гробили аэродинамику, а заодно норовили отслоиться и приземлиться аккурат на визор пилоту. В целях безопасности «автомобильный презерватив», как скабрезно прозвали новинку в паддоке, ФИА запретила, и команда вернулась к лакокрасочному способу покрытию боков. Вот только времени, потраченного на инновацию, вернуть было нельзя.
«Быки» пошли еще дальше – начали продавать место на болидах под фотографии простых людей, внесших за услугу символическую сумму в 20 долларов. Желающих оказалось ни много, ни мало 30 тысяч фанатов автоспорта. Но вопреки популярности идеи проект пришлось свернуть. Как оказалось, виной «заморозки» стала человеческая изобретательность. С тем, что домохозяйки начали присылать снимки не только членов семьи, но и домашних животных, «Ред Буллы» еще мирились. Но когда вместо хомячков, бурундучков и прочей мелкой утвари в адрес офиса начали приходить изображения героев мультсериалов, любимых звезд шоубизнеса и даже обнаженных натур, конюшня признала поражение, отделавшись разовой рекламной акцией-презентацией на Гран-при Великобритании. Несмотря на миниатюрность изображения, соседства Эрика Картмана и Мерлин Монро представители «Ред Булл» не стерпели.
Соседства Эрика Картмана и Мерлин Монро представители «Ред Булл» не стерпели
Более позитивный способ украшать машину пару лет назад придумал «Джордан», совместивший приятное (эстетическое удовольствие, которое получали болельщики от созерцания посланий на машине) с полезным (дотаций спонсоров, размещавших эти самые послания). В 2004-м на кожухе моторного отсека канареечного болида каждый этап появлялись символические пиктограммы актуального социального оттенка. То конюшня призывала к ядерному разоружению, то боролась с торговлей людьми, то восставала против СПИДа. Увы, задумка просуществовала вместе с дышавшей на ладан командой всего сезон, после чего пропагандировать мир, дружбу и жвачку оказалось некому и не за что.
Охочи до различных «каляк-маляк» оказались представители «Рено», на протяжении двух чемпионских сезонов перед каждым этапом специально приглашавших дизайнеров для того, чтобы нанести на болид Фернандо Алонсо специфический оберег. Услуги специалистов из Тайваня (!) влетали французской конюшне в копеечку, но отказываться от фирменных талисманов никто не желал. Так, в Канаде-06 кар пилота украсил «керес» – восточный оберег, который выполняет функции амулета и оружия, оберегая хозяина и сокрушая врагов, а в Сильверстоуне птицу Феникс образца-2005 сменил тигр, готовый к прыжку. Справедливости ради, заметим – рассмотреть в хитросплетении линий живописно заявленных в пресс-релизах героев мог человек только с очень развитым воображением или неплохой способностью самовнушения. Но безотказная работа талисмана сводила на нет все язвительные замечания конкурентов.
Украшать машину цветами и воздушными шариками инженеры пока не отважились
Нельзя умолчать и о надписях на задних антикрыльях. Как не вспомнить о подарке, преподнесенном «БМВ-Заубером» Жаку Вильневу в честь дня его бракосочетания?! Украшать машину цветами и воздушными шариками инженеры не отважились, а вот оставить на торцевых пластинах искренние поздравления не преминули. Заодно вдоль задней поверхности поперечной планки огромным шрифтом вывели незамысловатое, но от этого не менее приятное just married (молодожен – прим.автора). Не менее элегантно «бимеры» отсалютовали Красному Барону на Гран-при Бразилии-2006. По ходу всего уик-энда, включая пятничные практики с участием Себастьяна Феттеля, на машинах пилотов красовалась надпись Danke, Michael! (Спасибо, Михаэль! – прим.автора), посвященная прощанию Михаэля Шумахера с автогонками. Наконец, гонщики «Ред Булл» во время тестов зачастую украшают машины дразнилками, общий смысл которых сводится к призыву «попробуй, догони!».
Думается, если Эдриан Ньюи сподобится создать надежное шасси, то в скором времени подобные надписи станут привычным делом и для гоночных уик-эндов. Останется лишь позаимствовать девизы у русских тачанок времен гражданской войны: передний спойлер украсить слоганом «Хрен уйдешь», а задний – кличем «Хрен догонишь!»