Встретимся в аду (Неll Ain’t A Bad Place To Be)

«Все может быть, все может статься.
С женою может муж расстаться.
Мы можем бросить пить, курить,
Но чтоб «Динамо» разлюбить...
Нет, этого не может быть».

«Заряд» фанатов московского «Динамо».
Середина 80-х годов ХХ столетия.

Херман Роблес Гонсалес, глава маркетингового отдела мадридского «Атлетико», не производит впечатления чувствительного человека. Но, будучи дипломированным психологом, хорошо знает, как должно управлять человеческими страстями. И мало того что управлять, а еще и извлекать из них немалую коммерческую выгоду. Тут, конечно, важно понимать, что такое «Атлетико». Ну да, клуб немаленький, с традициями, если на титулы мерить, третий в Испании: 9 чемпионств, 9 национальных кубков. Но, при всем уважении, не «Реал», не «Барселона». К тому же совсем недавно, всего-то восемь лет назад, «Атлетико» пережил невиданный с 1930 года позор, вылетев во второй дивизион. Болельщики отреагировали на это спортивное достижение вполне предсказуемо. На первую игру вновь открывшегося сезона явилось около 20 тысяч фанатично верующих, и это было мало, катастрофически мало: в прежние счастливые времена на 54-тысячном «Висенте Кальдерон» неизменно царила никому не обидная теснота.

Загружаю...

«Атлетико» нужно было выжить и вернуться, – задумчиво сказал нам сеньор Гонсалес. – Но как?» В ответ мы столь же задумчиво помолчали, так что нашему визави не оставалось ничего другого, кроме как выложить все начистоту. Итак, для того чтобы выжить и вернуться они придумали в сущности простую штуку: стали бить на жалость и взывать к фанатскому долгу. Бурная рекламная кампания стремящегося к возрождению «Атлетико» проходила под душещипательными слоганами вроде «Мы горим в аду!», «Пап, скажи, почему мы болеем за них?», «Команда, убивающая меня, команда, дающая мне силы жить» или «Эта загадочная связь!», причем в виду имелась как связь времен – героических и не очень, – так и та неосязаемая, почти мистическая связь, что испокон века будто бы установилась между терпящим бедствие «Атлетико» и его болельщиками.

Загружаю...

У дверей клубного музея тогда появился манекен изысканно одетой по моде 1913 года дамы, в пояснительной табличке к которому сообщалось, что во времена оны самые преданные фанатки не могли позволить себе появиться на стадионе в более простых туалетах, поскольку это поставило бы под сомнение их любовь к команде. А в спортивных телепрограммах то и дело мелькали убеленные сединами ветераны, страстно клявшиеся в том, что им легче расстаться с многочисленными вредными привычками, чем бросить в беде клуб, некогда давший им путевку жизнь. Свой вклад в укрепление «странной связи» внесли и ведущие игроки «Атлетико», каждому из которых было строго-настрого рекомендовано выкупить как можно большее количество абонементов и увеличить аудиторию домашних матчей за счет чад и домочадцев. Во всю эту сентиментальную трагедию с элементами фарса было вбухано 30 миллионов евро, и уже очень скоро старый добрый «Висенте Кальдерон» вновь до отказа заполнился раскаявшимися фанатами, исполненными сострадания к своим сгорающим в адском пламени кумирам.

Через два года «Атлетико» вернулся в первый дивизион...

Сегодня они сильны и богаты. Третье место в Испании по доходам от продажи прав на телетрансляции, третье в Европе – по расходам на приобретение игроков. Только на подписание Форлана, Симао и Агуэрро, лучшего в мире футболиста в возрасте до 21 года, потрачено 70 миллионов евро – нынешний «Атлетико» может себе это позволить.

Загружаю...

Между прочим, сеньор Гонсалес склонен думать, что истоки теперешнего благополучия кроются в той маркетинговой стратегии, которая зародилась в годы пребывания команды во втором испанским дивизионе. На прощание он нам так и сказал: «Иногда хороший маркетинг может служить альтернативой спортивным результатам. Я буду счастлив, если вам удастся использовать наш опыт на российской почве».

Мне, как ни cтранно, после этого сразу припомнилась одна цитата из гостевой книги ростовских сетевых маньяков: там, если кто не в курсе, калякают о делах своих скорбных фанаты вылетевшего из нашей премьер-лиги «Ростова». Цитата такая: «Игроки продают матчи и зарабатывают на этом бабки, а я расстраиваться должен?! Плакать, страдать?! Хрен тебе, Бузя, хрен тебе вечно улыбающийся вне зависимости от того, что происходит с командой, сангвиник Калач – хрен вам с маком, а не мои переживание и боление!»

Это я к чему? К тому, что испанский опыт, нет слов, поучителен. Но на нашей почве он, похоже, не приживается. У нас своя специфика. Нас адом не проймешь.

Этот пост опубликован в блоге на Трибуне Sports.ru. Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу спортивных болельщиков!
Другие посты блога
Министерство образования
Популярные комментарии
misuno
еще разочек повторюсь. это просто великолепно. давно не читал вот таких материалов. спасибо! пишИте. ПИШИТЕ!!!
Alex2212
Интересно почитать.
Еще 8 комментариев
11 комментариев Написать комментарий