Денис Бояринцев: "Хочется хотя бы сезон сыграть в английской премьер-лиге"
- Денис, "Спартаку" довелось в этом году добираться в "Лужники" на матч Лиги чемпионов на метро. Это была, наверное, неплохая возможность пообщаться с поклонниками. А как вы в принципе относитесь к публике? Интересуетесь ли тем, что говорят о вас болельщики на интернет-сайтах, заходите ли на форумы?
- Конечно, мне интересно мнение людей. Но я предпочитаю визуальный контакт. Посетителя интернет-сайта я не вижу, мне гораздо сложнее говорить с ним, выслушивать его мнение, ничего о нем не зная.
- Но визуальный контакт редок. Все-таки поездка на метро - событие чрезвычайное.
- Мы встречаемся с болельщиками и на специальных вечерах, которые устраивает клуб в начале года, и просто на улице, и в том же метро. Я, кстати, нередко пользуюсь метро, сейчас в городе это порой настоящее спасение. Для меня не проблема поговорить с незнакомым человеком. Если он адекватен, он задаст два-три вопроса, и на этом все закончится. Хотя бывают и сложные персонажи, которые буквально «держат за пуговицу».
- А случается встречать болельщиков, настроенных критически, реально не довольных вашей игрой?
- Вы знаете, выражения откровенного недовольства я не встречал ни разу в этом сезоне. Хотя явные ошибки у меня были - и в игре с «Лучом» в начале чемпионата, и в Лиге чемпионов с «Интером». Критика в данном случае была совершенно заслуженная, но, возможно, мне попадались тактичные люди.
- Вы к критике, видимо, вообще относитесь спокойно?
- Да, после того как попал в «Спартак», воспринимаю ее как должное. Потому что все действия команды находятся под микроскопом зрительского внимания. И каждый болельщик не только наблюдает, но и готов дать несколько советов, сделать замечания и похвалить как крупный специалист. А мы, футболисты, считаю, должны к этому спокойно относиться. Кроме того, минувший год стал определяющим для меня, я многое понял и, в частности, стал спокойнее относиться к критике. Так что сейчас меня очень сложно вывести из равновесия.
- Почему вам, футболисту атакующего плана, в «Спартаке» пришлось играть на самых разных позициях, в том числе оборонительным полузащитником? Вам пришлось латать дыры, существовавшие в «Спартаке» на тот момент, или тренеры увидели в вас оборонительный потенциал?
- Александр Старков дал мне попробовать себя на новой позиции. Конечно, я не сразу почувствовал себя уютно, но подобный опыт не прошел даром. Сейчас при Владимире Федотове я уже вновь играю в основном ближе к атаке, но, возможно, стал более универсальным игроком.
- За счет чего «Спартак» сможет выйти на уровень современной европейской команды?
- Мне кажется, что в последних играх Лиги чемпионов - с "Баварией" в Москве и со "Спортингом" в Лиссабоне - мы наконец-то почувствовали, что можем играть с европейскими грандами на равных. Появилась уверенность в своих силах, опыт. После долгого перерыва «Спартак» наконец-то выехал в Европу, и теперь мы по-другому будем готовиться к следующим международным матчам. Думаю, отчасти я ответил на ваш вопрос.
- Расскажите про молодых игроков "Спартака". Нередко говорят, что многих из них слишком рано пригласили в сборную, да и дали играть в составе "Спартака" - тоже.
- Честь и хвала Федотову, который активно начал приглашать игроков дубля. Каждый из них талантлив, и дело лишь в тех самых бесценных свойствах: опыте и уверенности. Это касается и Романа Шишкина, который уже сейчас оправдывает ожидания, и Димы Торбинского, и Леши Ребко. Полагаю, "Спартак" может серьезно рассчитывать и на Никиту Баженова, а есть и еще ребята на подходе.
- Их можно считать спартаковскими игроками по духу, по игре? Многим кажется это крайне важным: иметь в команде как можно больше собственных воспитанников. И можно ли сейчас говорить о спартаковской школе, спартаковской атмосфере?
- Спартаковские они или нет, лучше всех знает Егор Титов, который сам прошел спартаковскую школу и очень давно играет в «Спартаке». Мне лично ребята нравятся, очевидно, что они перспективны.
- А Денис Бояринцев - спартаковский игрок?
- Сложно ответить, но, думаю, вполне могу играть в спартаковский футбол, хотя я футболист несколько иного плана. В предыдущей команде, казанском "Рубине", упор делался на фланги, и я сформировался именно как фланговый игрок, за что меня часто критикуют болельщики «Спартака».
- Есть футболисты, за которыми вы внимательно следите, продолжаете ли вы учиться у других?
- Да, например, Дэвид Бекхэм. Внимательно смотрю, как он ставит опорную ногу, ведь для меня навес с фланга в штрафную - один из важнейших элементов игры. А как опорную поставишь, так и навесишь.
- Тренер "Рубина" Курбан Бердыев - человек скрытный, мы слишком мало о нем знаем, несмотря на очевидные успехи. Что вы запомнили из работы с ним? Чему он вас научил, вывел ли на определенный уровень, что можно о нем рассказать из того, что неизвестно широкой публике?
- Он довольно закрытый человек не только для публики, футболисты тоже от него "на расстоянии". Таков характер, и, думаю, это его право делать команду закрытой или открытой для журналистов и болельщиков. Если это приносит результат. А в этом никто не усомнится. Посмотрите, сколько лидеров ушло за два последних года: Роман Шаронов, Сергей Козко, чехи Чижек и Новотны, ну, Бояринцев тоже... А Бердыев продолжает спокойно работать и создает практически новую команду. Вполне боеспособную, надо сказать. В этом заслуга тренера, а не только селекционеров. Посмотрите, «Динамо» тоже купило много хороших игроков, но их еще надо объединить и создать команду единомышленников. В этом и есть суть работы Бердыева: он знает, как нужно работать, и умеет свои идеи сделать достоянием команды.
- Какие связи у вас остались с теми, кто играет сейчас в Казани?
- Любая команда оставляет отпечаток в душе. Я вспоминаю и период, проведенный в "Носте" из Новотроицка, и тем более время «Рубина». С ребятами из команды я до сих пор общаюсь, правда, в основном с теми, кто, как и я, уже играет в других клубах: с Сергеем Козко, с Романом Шароновым, с теми, с кем мы выиграли бронзу в 2004-м. Когда попадаю в Казань, обязательно еду на базу, чтобы встретиться с работниками и игроками клуба.
- Вы пересматриваете свои игры, в частности, казанского периода?
- Да, и с большим удовольствием, особенно в конце футбольного сезона с близкими. Есть такая традиция в нашей семье - на Новый год вспомнить все удачные моменты прошедших матчей года и поблагодарить футбольного бога за все хорошее, что было.
- Чем для вас было приглашение в «Спартак»?
- Хотя «Спартак» выступал в тот момент не очень удачно и был, кажется, восьмым в чемпионате, для меня это стало огромным событием. Положение в турнире ничего не меняло: «Спартак» - это «Спартак». Я не был особым его болельщиком, но в 1990-е «Спартак» нравился всем, кто искренне любил футбол. А в 2004 году приглашение в московскую команду для меня, москвича, немало поигравшего в провинции, было истинным исполнением мечты. В тот период карьеры я в любом случае собирался уходить из «Рубина», чтобы расти, и моей целью было возвращение в Москву. Приглашения из других клубов тоже были: и из «Динамо», и из «Локомотива». Однако, все взвесив, оценив состав команд, я понял, что в «Спартаке» я заиграю.
- Какие планы на будущее, о чем вы мечтаете сейчас?
- Первым делом очень хочется стать в составе «Спартака» чемпионом. Мечтаю насладиться этим праздником, потому что «Спартак» - великая команда, мы все это осознаем, и всем хочется принять непосредственное участие в ее возвращении на вершину пьедестала.
- Как вы оцениваете противостояние с чемпионом нынешнего сезона - ЦСКА?
- ЦСКА стабильнее «Спартака» по составу, в том смысле, что у них давно ничего не менялось кардинально. И, главное, тренер работает давно с командой. Все-таки нервотрепка со сменой тренеров никому не идет на пользу. Я считаю, что по классу игры, опыту и сегодняшнему составу "Спартак" и ЦСКА - равные команды, и мы можем соперничать с армейцами на равных. Очень обидно было по ходу чемпионата терять очки в матчах с командами, у которых "Спартак" должен выигрывать в любом случае. В этом и проявилась наша нестабильность. У ЦСКА получилось лучше сконцентрироваться, хотя они тоже потеряли достаточно много "ненужных" очков.
- В 2005 году в Кубке УЕФА вы, уже спартаковец, болели за ЦСКА?
- Да, конечно. Для нашей страны, для российского футбола это был прорыв, впервые мы выиграли Кубок, и я искренне болел за Россию. Так же думают очень многие болельщики и футболисты.
- Какие новости у вас в команде в период подготовки к новому сезону?
- Со мной продлили контракт на год, «Спорт-Экспресс» ошибся, написав про схему "год плюс год", но сейчас, может быть, это не слишком принципиально. Больше пока ничего не знаю. Каникулы у нас заканчиваются 6 января, вот тогда многое будет известно, все-таки клуб намерен в основном завершить комплектование до первого сбора.
- Вас ждет раннее начало сезона: первые игры в 1/16 финала Кубка УЕФА предстоят уже в середине февраля. У "Спартака" такого давно не было. Какие-нибудь разговоры на этот счет перед отпуском тренеры или руководители вели?
- У многих в клубе опыт столь ранней подготовки есть, и никто не делает из этого проблемы. Лично я тоже не вижу ничего особенного. Хотя впереди трудный сезон, и, хватит ли сил на него, это вопрос. На него трудно ответить сейчас.
- Вы много поездили со «Спартаком»: сборы, международные игры, выезды в рамках чемпионата. Когда приезжаете в другой город, интересуетесь чем-нибудь кроме футбола?
- В зарубежных поездках всегда интересно увидеть город, прогуляться к местной ратуше или замку, а в наших городах, увы, все достаточно однообразно, и чаще всего мы довольствуемся видами из окна автобуса. Ну конечно, исключение - это Питер. Помню, когда я еще играл в первой лиге, у нас был выезд на два матча, мы играли через два дня на третий в Санкт-Петербурге и Калининграде, а в Питере тогда белые ночи стояли... Ну как не погулять! Гулял до утра, в хорошем смысле, конечно: ходил, любовался городом.
- Как вы относитесь к играм в Кубке УЕФА? Кто-то считает, что "Спартаку" сейчас важнее всего опыт, а кое-кто из болельщиков всерьез мечтает о победе. Лавры ЦСКА не дают покоя?
- Конечно, хочется побороться за титул. Банально прозвучит, но в "Спартаке" принято ставить самые высокие задачи.
- Накануне жеребьевки прикидывали, с какими клубами хотелось бы встретиться, а с какими - не очень?
- Я поклонник британского футбола, и было бы приятно сыграть с англичанами или шотландцами.
- К слову, вы не задумывались об отъезде за границу? Не хотелось бы поиграть в той же Англии?
- Конечно, хотелось. И сейчас хочется. И если вдруг появится вариант, обязательно поеду в Англию, даже долго думать не буду. И мне все равно - «Челси» это будет или «Фулхэм», просто хочется хотя бы сезон сыграть в английской премьер-лиге.