От сказки Brawn до рывка Mercedes – самые известные прорывы год к году в Ф1
Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).
BRM – 1962.
1961: 5-ое место, 7 очков.
1962: 1-ое место, 4 победы, 42 очка.
BRM провела 1950-е годы, пытаясь найти баланс между скоростью и надежностью, а технические проблемы постоянно мешали сделать шаг вперед. Очки, подиумы и выдающаяся победа в конце десятилетия показали, что дела идут в правильном направлении, но чтобы присоединиться к лидерам, нужно больше, нужен рывок.
Этот рывок произошел в 1962 году, когда обновленная P57 с Грэмом Хиллом и Ричи Гинтером позволила BRM дать бой Lotus и Cooper. Хилл в том году одержал четыре победы и завоевал чемпионский титул, а BRM завоевала Кубок конструкторов.
Brabham – 1966.
1965: 3-е место, 27 очков.
1966: 1-ое место, 4 победы, 42 очка.
Выиграв два титула подряд в 1959 и 1960 годах, Джек Брэбем создал собственную команду перед сезоном 1962 года. Но в первые четыре года австралийцу пришлось довольствоваться относительно скудным «урожаем» из четырех подиумов, в то время как его товарищ по команде Дэн Герни добился больших результатов.
Затем наступил 1966 год, когда была построена BT19. Это определенно был шаг вперед по сравнению с предыдущими проектами команды, и теперь, когда Герни участвовал в гонках за свою собственную команду, Брэбем добился четырех побед подряд в середине сезона, обеспечив себе оба титула и став первым (и пока единственным) гонщиком, выигравшим чемпионат на собственной машине.
Ferrari – 1970.
1969: 6-е место, 7 очков.
1970: 2-е место, 4 победы, 52 очка.
К середине 1960-х у Ferrari было шесть личных титулов и два кубка конструкторов, но в последние годы того десятилетия им удалось добиться лишь несколько подиумов и побед. Нижней точкой стали семь очков и шестое место в зачете в 1969 году.
Новое десятилетие началось с возвращения итальянской марки к победам, поскольку обновленная 312B, оснащенная оппозитным 12-цилиндровым двигателем, разработанным под пристальным вниманием Мауро Форгьери, одержала три победы в руках Жаки Икса и еще одну с Клеем Регаццони, в результате чего Ferrari заняли второе место после чемпионов из Lotus.
Аналогичный результат был достигнут итальянцами позже в том же десятилетии, когда, снова опустившись на шестое место в 1973 году, набрав всего 12 очков, обновленная 312 B3-74, которой управляли Ники Лауда и все тот же Регаццони, позволила сначала бороться с лидерами в 1974 году, а затем выиграть чемпионский титулы.
McLaren – 1972.
1971: 6-е место, 10 очков.
1972: 3-е место, 1 победа, 47 очков.
Заняв второе место в своем лишь третьем сезоне в 1968 году, McLaren пришлось довольствоваться единственной победой и редкими подиумами с 1969 по 1971 год.
Но сезон 1972 года стал поворотным моментом, когда команда смогла подняться наверх благодаря M19A и ее грушевидным бортам кокпита – она была прозвана «автомобиль-аллигатор». Победа во второй гонке и регулярные подиумы позволили McLaren подняться с шестого на третье место в турнирной таблице. Рывок McLaren с M19A и ее последовательницей M19C не привел к чемпионскому титулу, но он вернул команду на верхние позиции и заложил основу для их победы в чемпионате в 1974 году.
Lotus – 1977.
1976: 4-е место, 1 победа, 29 очков.
1977: 2-е место, 5 побед, 62 очка.
В 1960-х и начале 1970-х годов Lotus пережила несколько успешных периодов: сначала с Джимом Кларком, затем с Грэмом Хиллом, с Йохеном Риндтом, и наконец с Эмерсоном Фиттипальди. Все это время во главе команды стоял Колин Чэпмен. Его разработки неоднократно раздвигали границы возможного в Формуле 1.
После тяжелых времен в середине 1970-х команда снова вырвалась благодаря революционной Lotus 78. Это была первая машина с граунд-эффектом. Одна победа в конце 1976 года была лишь началом – Марио Андретти и Гуннар Нильссон в следующем году одержали пять на новой машине. Андретти и Lotus сделали еще один шаг вперед в 1978 году, улучшив дизайн машины и выпустив модель 79 — гонщик и команда завоевали оба титула на фоне трагической смерти Ронни Петерсона.
Williams – 1979.
1978: 9-е место, 11 очков.
1979: 2-е место, 5 побед, 75 очков.
За неудачным дебютом команды в сезоне 1977 года последовал скромный результат в 1978 году, и любые надежды на борьбу за победы казались призрачными. Но у основателя команды Фрэнка Уильямса и его технического помощника Патрика Хеда было другое мнение. Воспользовавшись поддержкой Saudi Arabian Airlines, Williams представили FW07 после пяти гонок сезона 1979 года и, после устранения «детских болезней», одержали ошеломляющую первую победу на Гран-При Великобритании, добавив еще четыре в следующие пять гонок.
Следующим естественным шагом стал чемпионский титул: в 1980 году Алан Джонс и Williams выиграли оба чемпионата, а в 1981 году повторили успех, что стало прологом будущих побед.
McLaren – 1988.
1987: 2-е место, 3 победы, 76 очков.
1988: 1-е место, 15 побед, 199 очков.
Учитывая, что McLaren заняла второе место в 1987 году с несколькими победами и большим количеством подиумов, задаешься вопросом, как в 1988 они могли добиться результата на порядок лучше.
Но разница между MP4/3 и MP4/4, а также между MP4/4 и остальными была просто поразительной. Классное шасси, мощность Honda, Ален Прост и Айртон Сенна – вот все ингредиенты сезона доминирования британской команды.
Гонщики команды выиграли все гонки кроме одной, набрали на 134 очка больше ближайших конкурентов и сражались за титул только между собой.
McLaren – 1998.
1997: 4-е место, 3 победы, 63 очка.
1998: 1-е место, 9 побед, 156 очков.
Прошло 10 лет с лучшего сезона команды, успехи с Honda остались в прошлом, а лучшим результатом в 1990-х было четвертое место.
Однако, после того, как в McLaren из Williams перешел Эдриан Ньюи и создал MP4/13, британская команда снова стала конкурентоспособной. Мика Хаккинен выиграл соперничество за титул у соперника из Ferrari Михаэля Шумахера, в то время как McLaren вернули себе Кубок конструкторов – первый с 1991 года.
BAR Honda – 2004.
2003: 5-е место, 26 очков.
2004: 2-е место, 119 очков.
В BAR пережили тяжелый первый сезон в Формуле 1, закончив 1999 год без очков и с множеством сходов, но контракт с Honda на 2000 год давал шанс, и первые очки и подиумы скоро были добыты.
После такого начала BAR застряли в группе тех, кто раз от раза набирали очки, вплоть до 2004 года – тогда они смогли подняться с пятой позиции на вторую с помощью значительно улучшенной модели 006. Дженсон Баттон поднялся на подиум десять раз, а его товарищ по команде Такума Сато добавил к этому числу еще один.
BMW Sauber – 2007.
2006: 5-е место, 36 очков.
2007: 2-е место, 101 очко.
Sauber была еще одной командой, которая выиграла от подписания контракта о поставке двигателей от автопроизводителя в середине 2000-х годов. BMW ушли от Williams, и теперь у середняка появился шанс побороться впереди.
Sauber, будучи независимой командой, за 13 лет набрали 34 очка. После прихода BMW с новой F1.07 они превзошли этот показатель, набрав 101 очко в 2007 году, а Ник Хайдфельд занял второе место в Гран-При Канады.
Red Bull – 2009.
2008: 7-е место, 29 очков.
2009: 2-е место, 6 побед, 153,5 очка.
Red Bull последовали примеру McLaren и переманили Эдриана Ньюи из Уокинга в Милтон-Кейнс зимой 2005 года, и после нескольких сезонов привыкания в команде у него появился шанс при изменении регламента перед 2009 годом.
Несмотря на то, что в начале того года в заголовках в основном мелькало имя Brawn GP, в Red Bull добились впечатляющего прогресса, поднявшись с седьмого места до второго. Хоть они и упустили титул, Себастьян Феттель и Марк Уэббер вместе принесли команде шесть побед и еще 10 подиумов за сезон, а с 2010 по 2013 год последовали четыре подряд сезона, где команда забирала оба титула.
Brawn GP – 2009.
2008: 9-е место, 14 очков.
2009: 1-е место, 8 побед, 172 очка.
В 2009 неожиданно для всех бывшая команда Honda восстала из пепла, переименовалась в Brawn GP и застала всех своих соперников врасплох. А ведь еще незадолго до начала сезона гонщики могли остаться без мест, а сотрудники – без работы…
Руководитель команды Росс Браун и его помощник Ник Фрай сотворили чудо зимой, чтобы сохранить конюшню под своим новым именем и, как в голливудском фильме, BGP 001 с двойным диффузором и двигателем Mercedes стала образцом для подражания, оставив соперников с носом.
Баттон и Баррикелло сенсационно завоевали дубль в первой гонке сезона в Австралии, Дженсон одержал шесть побед в первых семи гонках, а затем отбивался от своего напарника и постоянно становившихся быстрее соперников из Red Bull. Brawn GP выиграли оба титула, и в итоге команду приобрела компания Mercedes перед сезоном 2010 года.
Mercedes – 2014.
2013: 2-е место, 3 победы, 360 очков.
2014: 1-е место, 16 побед, 701 очко.
Mercedes одержала первые победы после возвращения в Формулу 1 в 2012 и 2013 годах, заняв второе место в Кубке конструкторов. Но с грядущими в 2014 году серьезными изменениями в правилах, касающихся турбогибридных силовых установок, в Mercedes приложили максимум усилий, чтобы оказаться впереди. В итоге Льюис Хэмилтон и Нико Росберг разыгрывали титул между собой.
Выиграв 16 из 19 гонок, Mercedes финишировали с 701 очком и почти на 300 очков опередили своих ближайших соперников. В это же время Williams с их двигателями совершила заметный скачок с девятого на третье место. Но в Mercedes на этом не остановились: гонщики команды выигрывали титулы вплоть до 2020 года, а Кубки конструкторов - вплоть до 2021 года, что является рекордом, который вряд ли кто-то сможет побить…
Это перевод статьи Майка Сеймура с сайта formula1.com от 14 апреля 2023.
Фото: Formula1.com
Этот блог в соцсетях: