Джерри Кардинале рассказал о «Милане»
Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).
Предыстория. Продажа «Милана».
Весной 2022 года итальянские медиа сообщили о возможной продаже «Милана» фондом Elliott за 1 млрд. евро, назвав основным покупателем бахрейнский Investcorp.
В мае, подняв цену до 1,2 млрд. евро, Elliott предпочёл американского покупателя Джерри Кардинале, управляющего фондом RedBird.
В июне стороны подписали предварительное соглашение, согласно которого Elliott предоставил RedBird заем на покупку части пакета акций «Милана». Американский владелец Фиорентины Рокко Коммиссо прокомментировал: «Джерри – хороший парень, но заключает сделку на чужие деньги».
В сентябре Elliott и Redbird закрыли расчёты, а Кардинале назвал себя стопроцентным владельцем клуба.
В ноябре два экс-сотрудника фонда Elliott (Джорджио Фурлани и Стефано Чикорио) заменили в руководстве Милана Ивана Гадзидиса. Elliott поставил Гадзидиса на позицию административного директора в 2018 году, когда фонд перехватил управление у Йонг Хонг Ли, не сумевшего исполнить обязательства по возврату кредита, привлечённого для покупки клуба в 2016 году. Гадзидис выбыл из игры по семейным обстоятельствам и состоянию здоровья, уведомив о своём решении в начале 2022 года.
В январе прокуратура Милана и финансовая гвардия открыли расследование в отношении сделки по продаже Милана.
Более подробно об истории вопроса можно прочитать в моём телеграм-канале Buonditalia (посты от 16 апреля, 2 мая, 1 и 25 июня, 11 ноября 2022 года).
Справка.
Фонд RedBird основан в 2014 году, управляет активами в размере 6 млрд. долларов. Основные интересы – спорт, телекоммуникации, потребительский рынок. Ключевые спортивные активы – «Милан» (?%), «Тулуза» (85%), «Ливерпуль» (примерно 10%), небольшие доли в Boston Red Socks (бейсбол), Питтсбург Пингвинз (хоккей).
Ключевые околоспортивные проекты – Yankees Entertainment & Sports, Legends Hospitality (сеть по продаже билетов, организованная совместно с клубами New York Yankees и Dallas Cowboys), Dream Sport (индийская платформа, специализирующаяся на крикете)
Глава фонда – Джерри Кардинале. 53 года. Американец с итальянскими корнями. Учился в Гарварде. До RedBird работал 20 лет в Goldman Sachs, в подразделении Private Equity. Личное состояние оценивается в 1 млрд. долларов.
Приобретая Милан, заявлял, что «цель – создать вокруг футбольного клуба мультимедийный проект, в который также будут интегрированы связанные бизнесы».
Фонд Elliott основан в 1977 году, управляет активами в размере около 50 млрд. долларов. Практикует различные стратегии: приобретение акций на открытом рынке, частные инвестиции и кредиты, недвижимость, стресс-активы.
Принадлежит семье Зингеров, глава – 78-летний Пол Зингер, личное состояние оценивается в 4,3 млрд. долларов.
В «Милане» Elliott оказался, предоставив Йонг Хонг Ли частный кредит на покупку клуба, который китайский бизнесмен не смог вернуть.
Кардинале побеседовал с журналистом Financial Times на футбольном саммите издания. Интервью длинное и, в основном, про деньги: 14 (!) раз использован модный термин «экосистема», по 5 раз Милан назван активом, а кассовая выручка определена как главный критерий успешности проекта. Монетизация, валоризация «интеллектуальной собственности», марки, бренды, синергии и т.п.
Про футбол (вместе со стадионом) в интервью не более 20 процентов, поэтому, если вам безразлична «монетизация», простите за беспокойство и не тратьте время. Если, прочитав, не всё поймёте, все претензии к Джерри Кардинале. Мои сомнения по вопросам, вынесенным в подзаголовок, – в конце текста.
Фрагменты интервью.
Об инвестициях в европейский футбол и «Милан».
«Пять лет мы изучали возможность инвестиций в европейский футбол, но мне казалось, что это – рынок, который поглощает капиталы, а конкурировать придётся с суверенными фондами, что не является перспективной идеей.
Однако Билли Бин (бывший профессиональный бейсболист, в настоящее время вице-президент и миноритарный акционер бейсбольного клуба Oakland Athletics; прототип одного из героев бестселлера и культового фильма «Манибол: искусство победы в нечестной игре», где предлагается статистический метод создания команды-победителя при минимальных затратах – АЛ) переубедил меня: «Европейский футбол – это «манибол», возможности невероятны».
Но мы – не тот тип инвесторов, которые приходят, чтобы купить любой ценой. Мы не выписываем чеки, мы делаем бизнес-планы. 20 лет назад располагать капиталом было преимуществом, сейчас деньги есть у всех.
Наша команда, представленная и в других видах спорта, занимается монетизацией интеллектуальной собственности. Мы создаем доходы и увеличиваем кассовую выручку. Мы – не пассионарии, мы просто обеспечиваем наполнение кассы. Мы – ответственные владельцы, которые озабочены тем, как развивается экосистема. Наш бизнес не может быть «закапыванием» денег и безостановочной оплатой чеков».
«Милан» – один из наиболее важных брендов европейского футбола, актив, который колоссально недооценен. «Милан» – второй по числу выигранных кубков (лиг) чемпионов после мадридского «Реала». Мы обсуждаем актив, который управлялся ужасно… И это несмотря на отличную работу фонда Elliott в последние годы, создавшего предпосылки для выхода клуба на новый уровень.
Мы должны рассматривать Милан как экосистему, которой нужен бизнес-план с учётом трёх компонентов: Серия А, тифози и городские власти. У нас есть возможность привлечь капиталы для трансформации, перестройки и повышения профессионального уровня управления, а также предложить городские улучшения.
Согласны, что футбол в Европе – партнёрство между обществом и частным капиталом. В Америке не так: хозяева определяют судьбу клубов. В Европе болельщики – это обязательства (пассивы), которые надо обслуживать. У нас феноменальные тифози в Италии и Милане. Первый матч с «Тоттенхэмом» стал рекордным по выручке в итальянской истории. В этом сезоне у нас наивысшая посещаемость, клуб – пятый по этому показателю в Европе. Свою задачу мы видим в том, чтобы добавить стоимости трём составляющим: клубу, лиге, городу».
Амбиции и спортивные победы.
«Как и все остальные, я хочу побеждать. Почему не на стадионе каждое воскресенье? Я несколько раз в день на связи с менеджментом, но на спортивные результаты моё присутствие на матчах никак не повлияет. Моя задача – найти ресурсы, чтобы быть конкурентоспособными. Все хотят побеждать, но нет никого более конкурентного, чем я.
Как можно удовлетворить болельщиков? Необходимо выкладываться и побеждать. Выигрывать каждый год невозможно, нужно стремиться к стабильным результатам и качеству.
Да, я хотел бы постоянно выигрывать Скудетто и Лигу Чемпионов. Но, по мне, футбольные клубы – скверные активы, поскольку стремятся купить запрограммированные победы в то время, как прелесть спорта в том, что результаты вне зоны контроля. Я сосредоточусь на эффективности работы клубной команды».
Об отношениях с Elliott: фонд предоставил заем для покупки «Милана», а экс-сотрудники заняли в клубе руководящие позиции (CEO и CFO).
«Я не знал семью Зингеров до сделки, но был впечатлён, как они улучшили актив за 4 года. Эти ребята не имели опыта управления спортивными проектами, но знают, как увеличивать выручку.
Вообще, это – анекдот, когда клубы улучшают свои отчётные показатели за счёт завышения трансферных стоимостей. Это – решение для ленивых. Успеха можно добиться только увеличением реальных денежных потоков. Elliott рассуждает также, являясь одним из наиболее продвинутых инвесторов в мире, за что пришлось заплатить высокую цену при покупке. Но я сделал это, изучив более 200 клубов в Европе за пять лет, инвестировав во Франции и Англии, имея понятный бизнес-план, связанный с «Миланом». Я хотел продолжить движение в том же направлении и предложил Elliott остаться вовлечёнными в проект. Владея 100%-ной долей в «Милане», мы рассматриваем средства Elliott как важную составляющую нашей капитальной структуры.
Экс-сотрудники «Elliott» сами проявили инициативу присоединиться к проекту, желая вернуться на Родину из Лондона».
О футболистах и трансферах.
«Футбольный бизнес – это работа с базами данных, которые доступны всем, но интерпретируются по-разному. Мы анализируем, как футболисты ведут себя на поле и вне его, их потенциал для улучшения клубных результатов.
Невозможно купить спортивные победы. Мы не можем наращивать капитал без ограничений, что позволит бесконечно переплачивать на трансферном рынке. Наша цель – сокращая масштабы затрат, добиться стабильности результатов, что позволит, с одной стороны, поднять стоимость состава, а с другой – удовлетворить ожидания болельщиков».
О синергии спортивных проектов.
«Существуют макро- и микро-синергии. Наша компетенция – монетизация интеллектуальной собственности. Мы создаем доходы и увеличиваем кассовую выручку. В портфеле наших проектов всё взаимосвязано. Средства «New York Yankees» привлечены для вложения в «Милан», потому что наша концепция – инвестировать в глобальные марки. «Милан» – клуб мирового значения: номер один в Индонезии, один из лидеров в Китае. Спящий гигант.
Мы приобрели XFL (вторая по значимости лига американского футбола), вытащив её из банкротства после ковидных ограничений. Мы сделали это в сотрудничестве с Disney и ESPN, которые взялись за трансляции. XFL должна стать частью экосистемы NFL, с которой мы взаимодействуем в вопросах развития.
О привлечении в «Лигу Серия А» сторонних денег.
«Я не поддерживаю эту идею. Зачем привлекать деньги, если нет бизнес-плана их использования? Чтобы раздать клубам, заложив будущее? Вместо того, чтобы получить 100 долларов завтра, взять и раздать 50 долларов сегодня? Лига может оставаться самодостаточной, владельцы клубов должны её полностью контролировать.
В Англии пришли к корпоративности футбола, на континенте институциональными инвесторами, владеющими клубами, являются только RedBird и хозяева «ПСЖ». Мы должны оказать инновационный позитивный эффект и лишь затем рассматривать вопрос привлечения новых денег в капиталы лиг».
О суперлиге.
Проект провалился, его нет смысла обсуждать. Почему так произошло? Из-за разницы в развитии между АПЛ и континентальными лигами. Без институциализации нет смысла и больших возможностей привлекать капиталы. Идея суперлиги была направлена на повышение уровня конкурентоспособности, что явилось бы благом. Но как реализовать? На наш взгляд, сотрудничество Серии А, испанской Ла Лиги и французской Лига 1 могло бы стать решением, однако проект необходимо проработать.
Стадион.
«Конечно, мы понимаем историческое значение «Сан Сиро» для города, но также должны признать: футбол в Италии не предлагает адекватной инфраструктуры для болельщиков. Мы рассматриваем различные решения как внутри города, так и за пределами. Мы можем развить инфраструктуру города, но снова отмечаем разницу подходов: в Америке доминирует урбанизм, в Европе – люди и власти следуют за модой.
«Сан Сиро» начали возводить в начале 20-х годов прошлого века, потом несколько раз перестраивали. Если мы хотим вывести «Милан» на уровень лучших клубов мира, мы должны меняться на 360 градусов, модернизация инфраструктуры – важная часть работы. Мы должны дать болельщикам качество, тогда наши улучшения смогут воспроизводить стоимость.
В Италии есть вещи, которые в остальном мире воспринимаются странно. Например, построить совместную арену для двух миланских клубов. Мы участвовали в проектах возведения «Yankee Stadium» и «Dallas Cowboys Stadium», созданная нами для этих целей компания позже принимала участие в постройке «SoFI Stadium». У нас богатый опыт как в строительстве, так и в генерировании денежных потоков ареной. Если строишь для себя, можешь распоряжаться собственностью. Тем более, в «Интере» не определились с судьбой клуба. Нам же надо сфокусироваться на своих задачах и выбрать лучшее решение».
О «Ливерпуле».
Долей в «Ливерпуле» мы владеем, являясь миноритарными акционерами FSG. Пожалуй, это – единственный случай, когда я инвестировал в спорт, не получив контроль над проектом.
Мой партнёр – Майк Гордон, настоящий лидер и стратег, предполагает отправиться на пенсию. Возможна замена Гордона, либо продажа клуба, этим занимается команда менеджеров FSG».
Сомнений стало больше.
Кто владеет «Миланом»? Фонд Elliott не имел опыта управления спортивными проектами, нанял Ивана Гадзидиса, который, отдадим ему должное, отлично справился с задачей. Как только финансы были приведены в порядок, а Гадзидис сообщил об уходе, Elliott начал искать покупателя. Совпадение?
У Elliott был вариант продать «Милан» арабам и зафиксировать небольшую прибыль, но предпочли остаться в проекте. Зачем? Чтобы рисковать, предоставляя заем, и финансировать успех Кардинале? Не думаю.
Поэтому для управления и соинвестирования привлекли Кардинале, поставив двух своих людей на ключевые позиции CEO и CFO. Кардинале – идеолог проекта, но сказки про 100 процентов и двух ребят, которых потянуло на Родину, поэтому он их нанял, пусть оставит для официалов, расследующих покупку.
Тогда в чём идея? Увеличить выручку, сбалансировать доходы и расходы. В идеале, построить стадион, что существенно добавит стоимости. Об этом, собственно, интервью. А дальше продать следующему покупателю бренд мирового уровня со стадионом. Предполагая, что к тому времени шальные деньги будут приходить не только в АПЛ.
Но есть нюансы. Кардинале, похоже, не совсем понимает, куда приехал. В Италии десятилетиями владелец клуба – меценат, который делает счастливыми (или не очень) тифозерию и местных политиков. Если владелец – иностранец, то ожидания умножаются на два. Иначе, зачем приехал. Или Джерри думает, что достаточно повторить несколько раз, что он – не тот, кто будет бесконечно оплачивать чеки, и местные власти дружно выстроятся в колонну реализовывать его проекты? А тифози раскупать билеты, официальную атрибутику и медиа-подписки? Наивному Джерри неплохо бы изучить историю (десять потерянных лет) Джеймса Паллотты в «Роме».
То, что Кардинале решил презентоваться в Лондоне, фактически проигнорировав итальянские медиа, говорит о непонимании им местной специфики. Результат – первых полос после интервью в Италии ему не дали, ближайшие неудачи не простят. К сожалению, не только Джерри, но и команде с Пиоли и Мальдини.
Кардинале рад посещаемости и сборам от игры с Тоттенхэмом? Но люди готовы платить 95 евро за билет (стоимость билета на третий ярус центральной трибуны, если ты – не владелец сезонного абонемента), пока превалирует энтузиазм. Но страсть нужно поддерживать результатами, которые не придут без серьёзных игроков.
Спортивные амбиции и трансферы. Сказал прямым текстом: переплачивать футболистам и контрагентам за трансферы не собираюсь: сокращаем масштабы затрат, обеспечиваем стабильность результатов. Понятно, почему Паоло Мальдини сомневался при переподписании контракта в июне, а Фредерик Массара, по слухам, посматривает в направлении «Ювентуса», которому летом понадобится спортивный директор.
В каких-то пассажах, очевидно, Кардинале прав, но сомнений стало больше: владельцы – группа спекулятивных инвесторов, потолок спортивных перспектив, который нарисовали «реалистичные владельцы», – стабильное участие в Лиге Чемпионов.
Такая, вот, намечается «валоризация».
Больше информации об итальянском футболе в моём телеграм-канале Buonditalia.