«Челси» ищет спортивного директора до ЧМ. Чего от него хочет Боули?
«Челси» с уходом Эменало в 2017 году лишился спортивного директора. Заменять его никто не стал, а функции между собой распределили Марина Грановская и, позднее, Петр Чех. Тодд Боули расстался с обоими еще в июне, взяв на себя обязанности спортивного директора минимум до сентября.
Последние две недели слухи связывают «Челси» с Майклом Эдвардсом, Луишем Кампушем, Полом Митчеллом и Кристофом Фройндом. Все эти игроки претендуют на роль спортивного директора.
Фаворитом является представитель «Зальцбурга». Фройнд после матча с «Челси» в интервью для Sky Sports даже не стал этого отрицать: «Челси» – это большой клуб, находящийся в переходном состоянии. Я не могу сказать, что произойдет в ближайшие несколько недель или месяцев. Вы никогда не должны исключать любые возможности, а «Челси» такой большой клуб. Но я спортивный директор в «Зальцбурге», и я правда счастлив здесь».
Сейчас все волнует кто займет должность в клубе, но мало говорится о том, почему новые владельцы хотят поскорее поставить человека на эту роль, и чего они ожидают от спортивного директора. Давайте попробуем в этом разобраться.
Лето-2022 новые владельцы провели ударно – «Челси» потратил рекордные для себя 250 миллионов фунтов (даже чуть больше). Сделали они это и без спортивного директора – кажется, проблем с привлечением игроков нет. Особенно когда у тебя есть деньги.
Надо понимать, что назначение спортдира не является спонтанной идеей Боули и его консорциума. Эта задача стояла на повестке с первых дней покупки клуба. Это хорошо прослеживается и по ранним шагам в «Челси» – Боули попрощался с Грановской, не смог удержать Чеха и отпустил главу штаба международного скаутинга, Скотта Маклахлена. Когда покупаешь клуб за несколько миллиардов фунтов, хочешь поставить своих людей в руководство – это вполне естественно. Проблема Боули в том, что он еще не нашел своих людей на каждую должность, а старый режим уже разрушил.
По информации The Athletic, цель «Челси» – назначить спортивного директора до начала чемпионата мира в ноябре. Это позволит Грэму Поттеру за время мундиаля сработаться с прибывшим специалистом, что поможет клубу быть более подготовленным к январскому трансферному окну.
Поттер сможет сказать свое слово в вопросе найма спортивного директора. Это логично – в Лондон вместе с Грэмом перебрал Кайл Маколей, который работает в качестве аналитика по подбору персонала. Поттер работал с Маколеем и в «Остерсунде», и в «Брайтоне», так что наверняка захочет, чтобы Кайл и новый сотрудник смогли найти общий язык и стали полезны друг для друга в ряде клубных вопросов.
Должность Маколея будто бы намекает на то, что он способен и сам стать новым спортивным директором. Но это не совсем так – он работает над анализом игроков и как они могут встроиться в команду. Он не вовлечен в процесс переговоров с клубами, агентами и игроками, что входит в обязанности спортивного директора. Маколей по функциям ближе к скауту, чем к спортдиру. Тем не менее, считается, что он будет важной фигурой в новом «Челси» – Мэтт Лоу из The Telegraph сообщал, что Боули настаивал на переезде Маколея вместе с Поттером.
И в этом кроется весь смысл того, что хотят сделать новые владельцы «Челси» – создать большую команду специалистов в руководстве, которые будут работать ради одних целей. Спортивный директор будет помогать не только наймом новых игроков, но и способствовать развитию клуба как бизнеса. Под спортдира выделят и несколько позиций старших и младших ассистентов.
На днях Боули на форуме SALT рассыпался в комплиментах мультиклубной системе. Он отдельно упоминал и Red Bull, где уже работает Фройнд – именно поэтому немец является фаворитом на должность нового спортивного директора «Челси».
Спортивный директор встанет во главе отдела анализа данных и скаутинга, который в «Челси» уже находится на высоком уровне в плане важности для клуба. Мэтт Халлам, который собирал для «синих» мощные базы данных еще при Эменало, получил больше влияния за эти годы и разработал много полезных программ.
Боули уволили Тухеля в частности из-за его нежелания работать в команде с руководством. Поттер же готов к коллаборациям со всеми отделами в клубе. В клуб ищут такого же открытого спортивного директора: человека, который будет рад работать с людьми, который готов сворачивать горы, кто может помочь в управлении успешной организацией. В приоритете будет человек, который силен в скаутинге и анализе данных.
Боули уже рассматривал кандидатов среди клубов АПЛ и топ чемпионатов Европы. The Athletic уверяет, что консорциум уже успел несколько раз наметить главных кандидатов, но после более пристального изучения их работы и/или общения с ними, Боули отметал эти варианты. Тодд явно не собирается выбирать первого попавшегося кандидата и подходит к вопросу достаточно ответственно.
Вернемся к кандидатам. Кампуша, как пишет Саймон Джонсон, все-таки решили не звать, хотя в какой-то момент именно он был фаворитом в гонке. Португалец, успевший поработать в «Монако» и «Лилле», а сейчас находящийся в «ПСЖ», считался хорошим вариантом, но Боули верит, что Фройнд окажется еще более подходящим кандидатом.
Еще одно имя, которое рассматривается консорциумом, это Тим Штайдтен из леверкузенского «Байера».
Новому спортивному директору в «Челси» придется непросто. Боули с Эгбали за лето познакомились с множеством агентов, пообщались с руководствами самых разных клубов, провернули не одну сделку. Вопроса здесь два: первый – а захотят ли владельцы расставаться с такой силой? Может быть, они вошли в раж, может им понравилось заниматься трансферами? Второй – а станут ли агенты игроков и другие клубы вообще звонить спортивному директору, когда у них есть прямой выход на Боули? Можно позвонить Тодду и сразу решить ряд вопросов – такой соблазн однозначно будет присутствовать.
Важной задачей спортивного директора будет в том числе решить эти два вопроса. Кто бы им ни стал, в «Челси» доверие придется выстраивать с нуля, а свой статус перед другими клубами подтверждать с первых же переговоров.
Что касается первого вопроса, то здесь нужно помнить, что у Боули и Clearlake есть другие заботы, другие бизнесы, за которыми надо следить. Сейчас Тодд так много времени проводит в «Челси» во много потому что сам себя назначил на роль исполняющего обязанности спортивного директора.
Давайте посмотрим на то, как все устроено в «Лос Анджелес Доджерс» – бейсбольной команде, в которой доли есть у Боули и Марка Уолтера (еще один совладелец «Челси). Андрю Фридман занимает должность президента «Доджерс» по бейсбольным операциям (это аналог спортивного директора в футболе) с 2015 года. Тренером клуба уже семь лет является Дэйв Роберт, а в марте он подписал новое трехлетнее соглашение. Вероятно Боули хочет создавать такие династии в «Челси». Неожиданное увольнение Тухеля противоречит этой догадке, но, с другой стороны, это дает нам понять, что Тодд сомневался в возможности долгой совместной работы с немецким тренером.
Переживает ли Боули за то, что у него нет опыта владения футбольным клубом? Тодд вполне однозначно ответил на этот вопрос на конференции SALT:
«Я считаю, что мы знаем людей. Мы знаем человеческий капитал. Мы знаем о игровых планах и стратегиях. Да, мы не претендуем на то, чтобы быть футбольными экспертами, искать лучшие таланты. Мы собираемся нанять людей, которые будут этим заниматься, специалистов. Я думаю, что по большому счету управление клубом мало чем отличается от управления бизнесом, основанном на человеческом капитале: мы должны находить правильных людей, сделать так, чтобы они смогли взаимодействовать между собой, стали организованными и готовы были размышлять о том, как сделать наш глобальный бизнес успешнее на локальном уровне, в зоне своей ответственности».
Вряд ли Боули и компания наймут ряд людей, а потом неожиданно откинутся в кресле и будут простыми наблюдателями за процессом. Неважно, от кого придет новая идея или кто начнет переговоры по трансферу. Важно, что следующим шагом обязательно будет внутреннее обсуждение (в том числе, на уровне консорциума), на котором будет принято решение с максимальной выгодой для клуба.
Подводя итоги, можно заметить, что спортивный директор в «Челси», вероятно, будет иметь меньше власти, чем во многих других клубах – слишком уж много мнений коллег придется учитывать. Но новые владельцы считают, что лучше вести дела с профессионалом на этой должности, чем вообще исключить существование спортивного директора, как это было в прошлом. Также стоит учитывать систему мультиклубности. Если Боули пойдет на это, если сможет договориться с командами из Бразилии, Португалии или Бельгии, то у спортивного директора будет куда больше интересной работы.