Женский футбол уходит от мужского – и становится сильнее. Он все привлекательнее для инвесторов и нравится подросткам

Евро-2022 – исторический успех.

В Англии прошел самый масштабный турнир за всю историю женского футбола – Евро-2022. В финале англичанки обыграли сборную Германии – 2:1.

• Турнир транслировался на 195 стран. Евро-2017 посмотрело 178 миллионов телезрителей, сейчас аудитория ощутимо больше.

• За неделю до старта турнира УЕФА объявил о 500 тысячах проданных билетов (из доступных 700 тысяч). Евро-2017 в Нидерландах посетило 240 тысяч.

Матч открытия (Англия против Австрии) на «Олд Траффорд» собрал 68 761 зрителя – и это стало новым рекордом женских Евро. Предыдущий установили на Евро-2013 (41 301), но в финале. Матч группового этапа никогда ранее не собирал больше 29 тысяч зрителей.

Загружаю...

Наверняка спрос стимулировали невысокие цены: самые дешевые билеты (матчи без сборной Англии) стоили 5 фунтов, самые дорогие (на финал) – 50.

• Финал прошел на 90-тысячном «Уэмбли». Билеты смели за 43 минуты, финал стал самым посещаемым в истории чемпионатов Европы (в том числе мужских).

• Турнир спонсировали 18 компаний: Booking.com, Euronics, Grifols, Heineken, Hisense, Just Eat, Walkers, Visa, Volkswagen, adidas, Hublot, Nike, TikTok, Lego, Pandora, Starling Bank, LinkedIn и Gillette Venus. УЕФА прогнозирует рост доходов от спонсорства и телевидения в четыре раза по сравнению с прошлым Евро.

• УЕФА уловил рост коммерции и увеличил премиальные в два раза – до 16 миллионов евро.

Достичь таких цифр помогли два не самых очевидных фактора: место проведения (Англия – большой и привлекательный рынок) и перенос Евро из-за пандемии – дополнительный год помог набрать спонсоров и рассказать о турнире всему миру. «Мужчины точно расстроились задержке Евро, они были готовы к 2020 году, – говорит Том Уорвик из женской ФА. – Но у женщин другая ситуация, перенос дал нам больше времени для привлечения зрителей и партнеров».

Но главная причина мегапопулярности глубже.

Загружаю...

Объясняем, как женский футбол сделал мощный рывок

В июльском выпуске подкаста Cappuccino&Catenaccio, посвященном женскому футболу, гости и ведущие спорили о причинах бурного роста популярности женского футбола. Поверхностный ответ – это укладывается в западную повестку эмансипации женщин. Но наверняка все проще: аудитории всегда интересны новые лица и бренды, почему бы в межсезонье не посмотреть бонусный Евро или чемпионат мира?  

Интереснее понять, почему рост произошел именно сейчас. 

В марте 2021-го женская Суперлига Англии впервые продала телеправа отдельно от АПЛ – выбрали Sky Sports и BBC, 15 миллионов фунтов в год. Из них 75% получают клубы Суперлиги, оставшиеся 25 – вторая лига. Это рекордное соглашение не только для Англии, но и для всего женского футбола. Доступность трансляций повысилась: 22 матча за сезон показывают в прямом эфире на бесплатных каналах BBC One и BBC Two. 

В 2019-м УЕФА провела реформу женской ЛЧ: добавили путь чемпионов, путь лиг и (самое главное) групповой этап. Новый формат стартовал с сезона-2021/22. Обновленная ЛЧ привлекла спонсоров и бродкастеров. Весной 2021-го платформа для потокового видео DAZN купила права на женскую ЛЧ – 4 года, 8 миллионов долларов за сезон. Самое важное: первые два года DAZN бесплатно показывает на ютубе все 64 матча группового этапа (плей-офф доступен за деньги на платформе). В двух следующих сезонах бесплатный контент сократится до 19 матчей.

В женский футбол пришло больше денег, но эффект от них мы увидим только в долгосрочной перспективе. Важнее, что женский футбол стал намного доступнее, и зрители его смотрят.

Загружаю...

В первом сезоне с новым контрактом в Англии дважды обновили рекорды посещаемости. «Челси» (чемпион женской Суперлиги) впервые продал все абонементы на сезон. В первый сезон с DAZN матчи женской ЛЧ собрали 64 миллиона просмотров: большая часть – 40,6 млн – на бесплатном ютуб-канале. Финал между «Барсой» и «Лионом» на DAZN посмотрело 3,4 миллиона. 

Гиперинтерес к Евро – логичное продолжение.

«Каждые два года был пик зрительского интереса – во время Евро и чемпионата мира, – рассказывает директор по маркетингу УЕФА Ги Лоран Эпштейн. – Но потом внимание падало, потому что национальные лиги почти не показывали.

Теперь есть UWCL – лига очень высокого уровня. Мы стараемся каждый год поднимать планку, потому что это вывеска женского футбола. Растут английский и французский чемпионаты. Все топ-клубы инвестируют в женский футбол.

Теперь зрители не забывают о женском футболе, когда международные турниры заканчиваются». 

Женский футбол отличается от мужского (но не так, как вы подумали): больше «женских» спонсоров, аудитория – женщины и подростки

Евро-2022 подсветил две интересные особенности женского футбола.

Долгое время женские команды упаковывали в один спонсорский пакет с мужскими: чемпионаты мира, Европы и Лиги чемпионов продавались комплектом у мужчин и женщин. В 2017-м система надоела: не все спонсоры хотели тратиться на женский футбол. К тому же такой подход мешал подсчитать рыночную цену женских турниров. В ноябре 2017-го УЕФА разделила спонсорство.

Загружаю...

И тут вскрылась любопытная деталь – у женского футбола другой профиль спонсоров.

Возвращаемся к Евро-2022, где спонсоры впервые (для международных турниров) продавались отдельно. Появились бренды, связанные с женщинами: Starling Bank, который основала Анне Боден (сейчас она гендиректор), Euronics (бытовая и кухонная техника), ювелирный бренд Pandora. К Евро они выпустили коллекцию украшений на футбольную тему.

Преимущество разделения: меньшая конкуренция и низкая цена. Это привлекло компании, которые раньше не заходили в футбол (или ограничивались небольшими коллабами): Grifols (испанский фармацевтический концерн) и Lego. Датский гигант запустил рекламную кампанию Ready for Girls.

Загружаю...

«Сочетание женского футбола, чемпионата Европы и Великобритании как рынка вызвало интерес новых брендов, которые раньше не интересовались футболом», – объясняет Эпштейн

«Кто спонсирует мужские турниры? – говорит босс отдела женского спорта M&C Saatchi Sport and Entertainment Дженни Миттон. – Маркетплейсы для продажи подержанных авто, криптовалютные бренды, о которых вы вряд ли слышали. У женщин больше премиальных брендов и тех, кто только пробует себя в футболе. Это показывает куда движется женский спорт и какую аудиторию он привлекает. Она более молодая».

И здесь мы подбираемся ко второму отличию – у женского футбола другие зрители. Об аудитории мужского футбола мы знаем из исследования ECA (Ассоциации европейских клубов): преимущественно мужчины старше 25 лет.

Раньше никто не понимал аудиторию женского футбола, но, продавая билеты на Евро-2022, операторы собрали базовые данные: около 43 % – женщины, а 21 % – подростки до 16 лет.

«Аудитория меняется, – продолжает Миттон. – Есть классические потребители, их больше всего – отцы и дети. Сначала в женском футболе было так же. Но сейчас мы продали одну из последних партий билетов  – и 39 % купили зумеры».

Загружаю...

Что будет дальше? Женский футбол ждет волна инвестиций

Евро-2022 не изменил женский футбол, но наглядно показал: индустрия набирает световую скорость.

В 2018-м только Англия подавала заявку на проведение чемпионата Европы. Сейчас рекордный спрос – пять стран претендуют на Евро-2025. Чуть раньше выбирали хозяйку ЧМ-2023 – подали девять заявок, выбрали Австралию и Новую Зеландию.

Евро-2022 показал, что на женском футболе можно зарабатывать, еще до старта турнира ФИФА и УЕФА заказала исследование компании YE. В отчете говорится, что Евро принесет 65 миллионов долларов городам, принимавшим матчи – это совокупный доход от всех трат фанатов. Прошлый Евро принес в четыре раза меньше.

Евро-2022 подсветил сильные стороны женского футбола: низкую входную цену для спонсоров и выход на новую аудиторию. Похоже, это постоянные величины. 

Накануне Евро-2022 консалтинговые агентства The Sports Consultancy и BDO исследовали женский спорт: он находится на ранней стадии развития, легче внедряет инновации, не скован устаревшими форматами и сложными коммерческими структурами. 

У мужского есть недостатки: слишком много соревнований и перегруженный календарь, забюрократизированность, сильные правообладатели, сдерживающие новое. Вывод: сейчас женский спорт привлекательнее и перспективнее для инвестиций, чем мужской.

В отчете ссылаются на исследование британской консалтинговой фирмы YouGov: 44% аудитории спорта по всему миру в возрасте от 18 до 24 лет предпочитает смотреть женский спорт. Среди возрастной группы 55+ таких намного меньше – 16%. Свежий отчет Nielsen зафиксировал рост спонсорских инвестиций в женский спорт на 146%. И все это было до Евро-2022.

Загружаю...

«Этот турнир вызовет рост интереса к женскому футболу и женскому спорту, – говорит заместитель директора TSC Кирстен Сиббит-Джонстон. – Существует огромный неиспользованный рынок, особенно среди молодого поколения. И сейчас мы на пороге огромной инвестиционной волны. Те, кто первыми войдут на этот рынок, получат наибольшую прибыль и возможность определять вектор развития».

Женский футбол будет все дальше уходить от мужского и наращивать коммерческую мощь. И если деньги грамотно потратят – на развитие, академии и маркетинг, – то подтянется и качество игры.

Суперзвезда женской сборной из 90-х: брала чемпионат Франции, забивала на ЧМ пушкой страшной, играла за сборную мира

Первые женщины-судьи в мужском футболе: одна выигрывала конкурсы красоты, карьеру другой сломал фашизм

Фото: REUTERS/Dylan Martinez; Gettyimages.ru/Naomi Baker, Harriet Lander

Популярные комментарии
Антон Князев
Прекрасная заметка но сразу вопрос, почему же Спортс не освещает столь интересный турнир?
leeexxxxtml
Когда мальчики 12 лет обыгрывают 10-0 лучшую женскую сборную планеты, осознаешь что любую какашку можно разрекламировать до небывалых высот. Нужно быть напрочь упоротым чтобы платить свои деньги и смотреть на то как девочки наяривают мяч туда и сюда и собственно не могут по нему попасть.
Антон Князев
Что-то не заметно. По-моему наоборот, чуть ли не полный игнор женского Евро.
Ответ на комментарий Андрей Тихонов
Очередная попытка. Спортс из кожи вон лезет, стараясь пропиарить женский футбол. Спасибо, но нет.
Еще 189 комментариев
192 комментария Написать комментарий