Тур де Франс: все о самой популярной велогонке
Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).
Любители велоспорта каждый год ждут начала самой популярной шоссейной гонки «Тур де Франс». Неофициальное ее название «Большая петля». В этом году гонка пройдет с 1 по 24 июля. На протяжении этого времени внимание болельщиков будет приковано к командам и любимым гонщикам. Самая престижная велогонка в мире в 2022 году пройдет уже в 109 раз. В отличие от многих других видов спорта россияне смогут поболеть за своих соотечественников, среди которых неплохие шансы на попадание в пятерку лучших у Александра Власова.
История «Тур де Франс»
Впервые гонка состоялась в 1903 году. Идея ее создания принадлежала журналисту Жео Лефевру, который работал в газете L’Auto, предшественнице ныне широко известной L’Équipe. Однажды, обедая в кафе с редактором и соучредителем газеты L’Auto Анри Дегранжем, Лефевр предложил своему начальнику провести гонку «Тур де Франс» в качестве рекламного проекта. Дело в том, что в ту пору во Франции уже проводились велогонки Париж — Брест — Париж и Бордо — Париж. Причем первую спонсировала конкурент L’Auto газета Le Petit Journal. Успех превзошел все ожидания. После первой гонки тираж газеты вырос почти в три раза. «Большая петля» стала проводиться ежегодно и известность ее все время возрастала. По сути своей нынешней популярности L’Équipe обязана именно гонке.
Отменялась гонка дважды в истории, во время Первой и Второй мировых войн. Все остальные года гонка проходила постоянно. За вековую историю проведения «Тур де Франс» дал миру многие имена известных велогонщиков. Неоднократно в Париже побеждали француз Жан Анкетиль, бельгиец Эдди Меркс, американец Грег Лемонд, испанец Мигель Индурайн. С гонкой связана и величайшая афера велоспорта. Американец Лэнс Армстронг в начале века семь раз подряд выигрывал тур, но спустя много лет признался в употреблении допинга и был лишен всех наград.
Случались с гонкой и другие инциденты. «Тур де Франс» превосходит по популярности своих собратьев испанскую «Вуэльту» и итальянскую «Джиро Д’Италия», но существуют и издержки такой популярности. Во время гонки устраивали политические протесты. В 2018 году французские фермеры недовольные политикой властей просто перекрыли трассу. Стремились обратить на себя внимание и всевозможные фрики. Нередко на трассу выбегают зрители и становятся причиной завала гонщиков. Случались и драки между спортсменами. Но все это нисколько не умаляет популярности «Большой петли».
Когда и где проходит маршрут гонки
«Тур де Франс» традиционно берет старт 1 июля. Если самая первая гонка в 1903 году состояла из шести этапов, то все последние годы петля состоит из 21 этапа. Каждый из них проходит в течение одного дня. Время гонщиков по итогам всех гонок суммируется, и тот кто затратил на прохождение этапов меньше всего времени становится победителем. В ранние годы велогонщики выступали индивидуально, но теперь это командный вид спорта. Без слаженных командных действий победить невозможно. У каждой команды есть лидер, на которого работают другие гонщики.
Если раньше Тур проходил только во Франции, то со временем он вышел за пределы страны и проходит по территории других европейских государств. Так будет и в 2022 году, стартует «Тур де Франс» в датской столице Копенгагене. Первые этапы равнинные и будут проходить по морскому побережью. Сложность для спортсменов в данном случае заключаться во встречном ветре. Если стартовала гонка в Великобритании, Бельгии, других странах, то финиш неизменно один и тот же — Елисейские поля в Париже.
Этапы гонки и нагрузка велогонщиков
Современный «Тур де Франс» состоит из 21 этапа, которые гонщики должны преодолеть за 24 дня. Таким образом гонка предполагает всего три дня отдыха. Условно этапы делятся на равнинные, горные и гонки с промежуточным стартом или спринтерские. Учитывая, что протяженность каждого этапа за исключением спринтерских составляет не менее 130-140 километров, то можно представить какая нагрузка выпадает на каждого спортсмена. Как правило протяженность всей гонки варьируется в пределах четырех-пяти тысяч километров. Рекорд был поставлен в 1926 году, когда гонщики проехали трассу общей протяженностью 5 745 километров.
В 2022 году протяженность Тура составит 3 328 километров. О трудности прохождения нынешней гонки говорит то, что в ней предусмотрено шесть горных этапов, среди которых около 30 подъемов разных категорий сложности. Самым протяженным станет шестой этап от бельгийского Бинше до Лонгви, длина маршрута составит 220 километров.
Средняя скорость гонщиков варьируется в пределах 40-41 км/час. Рекорд средней скорости прохождения этапов показал тот самый Лэнс Армстронг — 41,7 км/час, но учитывая при помощи чего он был достигнут, сейчас об этом забыли. За последние десять лет самым быстрым оказался англичанин Крис Фрум. В 2017 году он показал 41 км/час. При этом на отдельных участках, на спусках спортсмены могут достигать 100 км/час, а вот в горах их скорость иногда не превышает скорости пешехода, а на особо сложных участках велосипед приходится нести на себе.
Классификация и майки лидеров
На протяжении всей истории «Тур де Франс» гонка состояла из нескольких классификаций, победитель каждой из них надевал майку особого цвета. Их несколько.
- желтая майка;
- зеленая майка;
- белая майка в красный горошек;
- белая майка;
- белая майка с красным номером.
Основная классификация — генеральная. По ней определяется лидер общего зачета гонки, он носит самую престижную желтую майку. Цвет майки тоже уходит в историю. Дело в том, что газета L’Auto издавалась на бумаге желтого цвета. Обладатель майки зеленого цвета — лучший спринтер велогонки. Спринтеры разыгрывают баллы в очковой классификации на промежуточных этапах и на финише каждого.
Белую майку в красный горошек чаще всего называют «гороховой майкой», ее обладатели — победители горной классификации. Очки набираются на финишах горных этапов. Белую майку на протяжении гонки носит лучший молодой гонщик в возрасте до 25 лет на 1 января года проведения «Большой петли». Обладатель белой майки с красным номером — лучший агрессивный гонщик. Под агрессией в том числе понимается твердость духа и характер, проявленные во время прохождения этапов.
Интересные факты
«Тур де Франс» настолько популярная гонка, что за право проведения ее нескольких этапов на своей территории ежегодно борются несколько стран и платят за это немалые деньги, порой свыше миллиона евро. Да и в самой Франции представители городов и поселков каждый год просят у организаторов, чтобы этапы проходили по их населенным пунктам.
На протяжении более 90 лет гонку сопровождает так называемый «рекламный караван». Вереница автомобилей с рекламой различных компаний растягивается на многие километры. С их помощью организаторы покрывают часть расходов. Пусть теперь есть иные источники дохода, но караван стал традицией, и именно ради него ежегодно собираются у обочин трассы более десяти миллионов французов.
Можно ли выиграть Тур, не победив ни на одном из его этапов? Такие случаи в истории гонки бывали. Например, в 1990 году так побеждал Грег Лемонд, а в 2017 году Крис Фрум. Рекордсмены по победам Жак Анкетиль, Эдди Меркс, Бернар Ино и Мигель Индурайн. У всех по пять побед. Ближе всех к ним подобрался Крис Фрум, он побеждал четыре раза и в этом году попытается сравняться с лидерами.
Французские гонщики побеждали на «Тур де Франс» более 700 раз, 471 раз первенствовали бельгийцы, у итальянцев здесь третье место, их велосипедисты выигрывали гонку 270 раз. Велосипедисты из России одержали 11 побед, всего выходцы из стран бывшего Советского Союза выигрывали «Большую петлю» 29 раз.
Существует у гонки и солидный призовой фонд. Начиная с 2007 года победитель получает 450 тысяч евро. Денежный приз для обладателя зеленой спринтерской майки и гороховой горной — 25 тысяч евро. Лучший молодой велогонщик получает 20 тысяч евро. Столько же получает лучший агрессивный спортсмен. По восемь тысяч евро получают победители каждого этапа и по 800 евро победители промежуточных спринтов. Существуют и ежедневные премии в различных классификациях в размере нескольких сотен евро.
Кто хоть раз побывал на Елисейских полях во время финиша «Тур де Франс» уже никогда не забудет ту праздничную атмосферу, которую создают сами гонщики, зрители и организаторы. С 1 по 24 июля нам предстоит в очередной раз насладиться мужеством спортсменов, красотами Франции и бескомпромиссной борьбой за победу.