30 лет назад в Канаде столкнулись Сенна и Мэнселл, а гонку в итоге выиграл Бергер. Позади же приехали Шумахер с Алези

Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).

Найджелу Мэнселлу было достаточно легко объяснить, почему Айртон Сенна взял свою 61-ю поул-позицию в Канаде. В конце концов, его собственным усилиям помешала неисправность заклинившего компонента подвески во время свободной практики в пятницу утром, а затем сочетание трафика, недостатка сцепления и двигателя Renault RS4, мощность которого, по данным телеметрии, была на 40 л.с. меньше, чем должна была быть. Для того, чтобы поднять себе настроение, Мэнселл мог также обратиться к своей собственной скорости в субботу утром, когда он прошел круг быстрее, чем кто-либо другой за весь уик-энд. Проблема заключалась в том, что переменчивые погодные условия в тот день означали, что трасса была немного медленнее, чем во время пятничного солнца, и в результате команда «Уильямс» впервые в сезоне уступила первое место стартового поля.

Мэнселла это беспокоило, даже если напарник по команде Риккардо Патрезе смог показать второе время. Дилемма была проста. «Макларен» был быстрее «Уильямса» на прямых, как и в Монако, и во многом это происходило за счет превосходного ускорения. Если Сенна выиграет старт, то пройти его на узкой трассе на монреальском острове Иль-Нотр-Дам будет очень сложно, особенно когда необходимо экономить резину.

Загружаю...

«Уильямс» потерпел первое поражение в квалификации и второе подряд в гонке

Айртон Сенна входит в первый поворот в Монреале

Когда, наконец, после чрезвычайно долгой задержки загорелся зеленый свет, Сенна вырвался вперед, и ни один из «Уильямсов» не смог ничего с этим поделать, несмотря на свою систему контроля тяги. Патрезе увидел, что Мэнселл идет так, словно завтрашний день откладывается, и мудро позволил ему продолжать движение, решив, что неизбежная атака впоследствии может принести ему пользу. Однако, несмотря на это, Мэнселл так и не подобрался достаточно близко, чтобы побороться с бразильцем за лидерство, и это стало его ошибкой. Он ненадолго вырывался вперед, но когда он это сделал, то развернулся, что стоило ему шесть, а может и все десять очков.

На ранних стадиях два «Уильямса» были зажаты между двумя «Макларенами». Позади были оба пилота «Бенеттона»: Шумахер и Брандл. Следом шли оба пилота «Лотуса», впечатляющие Херберт с Хаккиненом. Не менее интересным, чем тот факт, что Херберт показал быстрейший круг на третьем круге, а Хаккинен - на четвертом, было то, что Михаэль, Мартин и Джонии использовали разные версии мотора «Форд», но все они были очень быстры.

Марио Андретти после аварии в гонке «500 миль Индианаполиса»
Херберт и Хаккинен выступают за команду «Лотус»

Сенна почти всю гонку вынужден был обороняться, но, тем не менее, это было захватывающее зрелище, потому что вы никогда не знали, кто или что сломается первым, поскольку разрыв постоянно менялся. Тем не менее, было очевидно, что «Уильямс» быстрее, как и во время утренней разминки, когда Мэнселл прошел круг за 1:22.466. Однако Брандл был всего на тысячную долю медленнее на «Бенеттоне», который действительно работал на полных баках, и это позволило предположить, что «Макларен» решили скрыть свой темп.

Загружаю...
Сенна опережает напарника по команде «Макларен» Герхарда Бергера

Безбашенное решение Найджела закончилось сходом

Мэнселл определенно так думал, потому как на 15-м круге его терпение иссякло, и тот попытался пройти Сенну с внутренней стороны в финальной шикане. Более ответственный гонщик взвесил бы шансы, подождал бы еще немного, чтобы посмотреть, как будут развиваться события, и в любом случае не стал бы пытаться проехать по внутренней стороне участка, который, как известно, был скользким. Гран-при Монако повторялся.

На этот раз Мэнселл наехал всеми четырьмя колесами на бордюр, и как следствие попал в гравий, и о чудо, смог выбраться! Только вот уже без переднего крыла. Болид стал неуправляемым, но Найджел продолжал им управлять. Круг спустя все кончилось. Британец накинулся на бывшего босса «Лотуса» Питеру Уорру - главного стюарда. Но тот не увидел в этом инциденте ничего противозаконного. Тогда тот полетел к руководителю «Макларена» Рону Деннису, а затем к себе в боксы. Более мудрая голова, возможно, была бы готова согласиться только на шесть очков, а не на десять, тем более что перед началом гонки было преимущество в 38 очков, но характер Мэнселла всегда был таков, что он использовал любую возможность. В этот раз не получилось.

В квалификации обе «Феррари» пришлось везти
Уровень легендарности зашкаливает

Это, конечно, не помогло Патрезе, так как Мэнселл, двигавшийся напротив него, дал Бергеру возможность проскочить на второе место, когда Риккардо был вынужден на мгновение снять ногу с педали. На пути итальянца было сразу две машины. Более того, позади несся «Бенеттон». В это время в гонке из-за проблем с коробкой передач сошел Мика Хаккинен, а кругом ранее его напарник Джонни Херберт из-за потери сцепления. «Лотус» смотрелся лучше обеих «Феррари», но Жан Алези и Иван Капелли сразу же подхватили инициативу. Позади на слабом «Марче» ехал впечатляющий Карл Вендлингер.

Загружаю...

Вскоре Капелли вылетел в стену из-за поломки в задней части болида, что позволило Алези и Вендлингеру подняться выше.

У Сенны отказывает мотор и в лидеры выходит Бергер

После поломки болида Сенны в лидеры вышел Бергер

Бергер был явно быстрее своего партнера по команде, так же как Брандл был быстрее Шумахера, но Айртон ехал, не оставляя зазоров, которыми можно было бы воспользоваться. Затем, когда они вышли на 38 круг, двигатель V12 Honda MP4/7A просто заглох, возможно, из-за неисправности электронной системы управления. Мэнселл смог снова вздохнуть с облегчением, поскольку его преимущество по очкам оставалось неизменным. Стало казаться, что даже гоночные Боги на его стороне.

У Патрезе было мало времени, чтобы насладиться тем, что его шины отлично сохранились для поздней борьбы с Бергером, когда его «Уильямс» начал испытывать проблемы с коробкой передач. Сначала пропала шестая, затем пятая и четвертая, а когда он замедлился, произошла еще одна смена позиций. На 39-м круге Шумахер проходил Морбиделли, но тот на своей «Минарди» выдавил немца с трассы, что позволило Мартину проскочить между ними двумя. Британец сразу же начал от них отрываться. Брандл стал стремительно догонять Риккардо, который сходил в боксах.

Брандл на «Бенеттоне»
Сенна на «Макларене»

Лучшая гонка в карьере Брандла закончилась сходом

Благодаря целой резине досягаемым выглядел и Бергер. К 45-му кругу отрыв сократился до 4.5 секунд, а затем вдруг пилот «Бенеттона» пропал. Трансмиссия положила конец самой яркой гонки на данный момент в карьере Мартина в «Формуле-1». В этих условиях Герхарду оставалось просто довезти машину до финиша. Шумахер вновь проявил свою врожденную мудрость, согласившись на второе место в гонке, которую, как он знал в глубине души, не мог выиграть.

В течение долгого времени Вендлингер выглядел человеком, который смог унизить «Феррари» на каком-то «Марче», но не долго музыка играла. Из-за проблем с коробкой передач австрийцу пришлось пустить вперед Алези и довольствоваться лишь четвертым местом. Карл заработал свои первые очки в карьере. Это был тот день, когда француз незаслуженно финишировал третьим.

Загружаю...
Михаэль Шумахер на пути к очередному финишу на втором месте

Пилот «Вентури» Укио Катаяма был в прекрасной форме весь уик-энд. В квалификации японец смог показать 11-е время. В ходе стабильного, но быстрого заезда, во время которого в один момент Катаяма запутался с партнером по команде Гашо, он плавно поднялся на пятое место всего за семь кругов до конца, когда его Lamborghini V12 взорвался. Такие события позволили привезти Андреа де Чезарису свой «Тирелл» на пятую строчку. Долгое время тот шел позади Эрика Комас, но в итоге француз финишировал позади. Лишь мотор «Рено» позволял ему отбивать атаки Микеле Альборето и Юрки Ярвилехто на «Футворк». Оба пилота страдали от ужасной аэродинамики машины.

Герхард выиграл гонку несмотря на проблемы с машиной

Для Бергера это была гонка мечты, даже когда его система выбора передач отказалась реагировать на кнопку сразу после после схода Сенны. Ему пришлось переключать передачи в ручную. Его даже не остановила гайка, фиксирующая закрылок Герни на заднем крыле, выступавшая на 3 мм больше положенного. В конце концов, через два с половиной часа после гонки все было улажено, и здравый смысл, к счастью, был восстановлен. Лишить его победы в гонке, выигранной тяжелым путем, было бы настоящей жестокостью.

Бергер празднует победу на Гран-при Канады 1992 года

Для Мэнселла Канада второй год подряд стала не мечтой, а кошмаром. И так же, как и в 1991 году, будут бушевать споры о том, кто виноват в его аварии. Сам он обрушился на тактику Сенны, указав, что, по его мнению, его несправедливо вытеснили. На это Сенна лишь ответил, что Мэнселл, похоже, пытался пройти шикану по прямой и не справился с управлением. Как обычно, вопрос остался спорным, как и всегда, когда речь идет об этих двух гонщиках. Когда команды покидали Канаду, осознавая, что «Уильямс-Рено» по-прежнему остаются самыми быстрыми машинами, даже если современные трассы не всегда позволяют их пилотам доказать это, в центре внимания, однако, было не их постоянное преимущество. Речь шла о том, действительно ли у Найджела Мэнселла есть все необходимое для того, чтобы выиграть чемпионат мира. Перед этапом британец поставил на победу команды «Макларен», но вряд ли он рассчитывал, что станет причиной этой победы...

Загружаю...
Этот пост опубликован в блоге на Трибуне Sports.ru. Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу спортивных болельщиков!
Другие посты блога
F1 - королева автоспорта!