ЗБС впечатление от футбола «Крылья Советов» 1942/2022. Рождение клуба!

Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).

Рождение футбольного клуба "Крылья Советов" Самара, неразрывно связано с рядом исторических событий и личностей Советского государства.

Проводя аналогии с христианством - родителей было много.

Big Daddy

В конце 20-х годов, понимая катастрофическое отставание СССР в техническом развитии, от западных стран, Сталиным принимается решение, о повышении темпов индустриализации и создании современной авиационной промышленности.

Параллельно, лучших студентов технических вузов Москвы, собирают в стенах Военно-воздушной академии им. Н.Е. Жуковского для подготовки инженерно-конструкторского и авиационного персонала.

Их в последствии называли "птенцами Сталина". Из их числа и вышел наш главный герой повествования.

Следующим шагом стало, выделение отрасли, в 1939 году, в отдельный Народный комиссариат авиационной промышленности (НКАП СССР).

К этому времени, уже набравшиеся опыта в заводских, конструкторских и летных коллективах, "оперившиеся соколы" пришли к руководству комиссариатом.

Загружаю...

Представьте сегодня - молодая отрасль, молода и управленческим персоналом.

Министру 36 лет, заместителям о которых пойдет речь 34 года.

В октябре 1941 года немецкие войска, все еще имея военно-техническое превосходство, вплотную подошли к Москве.

Это вынудило Сталина эвакуировать наркомат и авиационные заводы в Самару.

Выпуск самолетов сократился.

И в декабре 1941 он, фактически, берет управление отраслью в свои руки.

Устанавливает контроль за ней со стороны НКВД и ЦК ВКП(б).

Ликвидирует выходные и праздники, увеличивает рабочий день.

Ежедневно у него с докладами конструкторы, наркомы, ведущие летчики и испытатели страны.

Big mama

Только что оправившаяся от страшного голода 1932-1933 годов, вызванного, в том числе и индустриализацией, Самара ни сном ни духом не ведала о предстоящих испытаниях.

Но 15 октября 1941 года решением "Большого папы" столица СССР была перенесена из Москвы в Самару.

Сюда эвакуировали правительственные и дипломатические учреждения, союзы композиторов, писателей и еще масса всего.

Разместили этот контингент в самых благоустроенных домах центра города.

Тысячи самарцев были уплотнены и выселены в бараки вдоль ж/д, от Запанского до Безымянки. Здесь же в землянках и бараках размещались и эвакуированные рабочие оборонных заводов.

Молодые и холостые московские парни сразу же оценили красоту самарских девушек и женившись, переехали к ним.

В городе разместили три десятка госпиталей, десятки тысяч раненых.

Население города, за год, увеличилось в два раза.

Кроме того, через город проходил и сортировался основной поток эвакуированных на Урал, Сибирь и в Среднюю Азию.

А в обратном порядке, шли эшелоны на фронт.

Представляете, что творилось в Самаре.

По размещению и питанию это была катастрофа. По всем продуктам, даже работники оборонных заводов не могли полностью отоварить свои карточки.

Загружаю...

Прибавим к этому самую холодную и продолжительную зиму.

Среди эвакуированных на Безымянку заводов, был и легендарный Государственный авиационный завод № 1. носивший имя "Большого папы"

Если говорить скромно, этот завод является родиной массового заводского производства самолетов в России.

Mammy

Вслед за появлением новых отраслей советской промышленности, рождались и новые формы военно-спортивной и спортивно-массовой работы.

По аналогии с ранее образованным, спортивным обществом "Динамо", работников ГПУ НКВД, отраслевые профсоюзы создают Добровольные Спортивные Общества (ДСО).

Как раз к проведению первого чемпионата СССР по футболу в 1936 году, все ДСО получают имена.

Некоторые простые и ясные, например, спортивное общество «Урожай».

Другие таинственно-загадочные, например "Торпедо" (с латыни "оцепенение").

Ну и конечно, были имена патриотичные и приятные на слух,

в дни побед звучащие, как парящий в воздухе пломбир

и часто с горьковато-сладким вкусом жигулевского пива.

Это - ДСО "Крылья Советов".

Имя перекочевало с одноименного самолёта.

Традиция давать имена самолетам, как лошадям, появилась сразу.

Были уникальные и смешные экземпляры - "Крокодил", "Наш ответ Чемберлену".

Про "Советы" был еще лайнер, но согласитесь, в его казенном звучании нет ничего воздушного.

В большой семье не без особенный детей.

Особняком в нашей стране стоит популярный клуб, считающий себя народным.

Его ДСО звучало так - Добровольное Спортивное Общество Промкооперации «Спартак».

Вот почему они,

как другие советские товарищи,

не взяли себе чудесное название, от самолета того времени - «Кооперированный кустарь»?

Но нет, они особенные.

Там руководители были утонченными эстетами и решили придумать нечто художественно - историческое и одновременно, как бы от Карла Маркса.

Загружаю...

Но почему тогда не патриотичное, почему не "Емельян Пугачев", а "Спартак".

Вполне сопоставимые персонажи, а то получается так, они команда народная, только какого народа?

Father

Петр Васильевич Дементьев родился в Симбирской губернии.

В 1931 году выпускник Военно-воздушной академии им. Н.Е. Жуковского. В 1940 году руководитель нашего легендарного Государственного авиационного завода № 1.

В начале 1941 Петр Васильевич был назначен первым заместителем наркома авиационной промышленности.

С 1953 по 1977 год министр авиационной промышленности.

Вся современная авиация создана под его руководством.

Среди авиационных конструкторов П. В. Дементьев имел прозвище «Петр Великий».

С октября 1941, обстановка в наркомате и на заводах, эвакуированных в Самару была критическая, из-за ранних холодов и отсутствия заводских цехов, эвакуированные специалисты, в первую очередь стали возводить стены корпусов и прокладывать коммуникации. Спасло то, что первая очередь Безымянской ТЭЦ, строительство которой начато в 1940 году (для обеспечения энергией других заводов), была введена в эксплуатацию как раз в середине октября.

Но фронту, как воздух, были нужны самолеты штурмовой авиации.

Сталин в бешенстве, шлет в Самару телеграммы с последними предупреждениями.

А если "Большой папа" зол, то могло произойти все.

Первый нарком отрасли М.М. Каганович застрелился 1 июля 1941 года, сразу же после вызова, на допрос в НКВД, в качестве свидетеля.

В таких условиях Петр Васильевич организует массовый серийный выпуск самолетов.

I am

1942 год

С приближением весны и окончанием битвы за Москву, когда советские войска отбросили немцев на сотни километров от Кремля, усилиями заместителя наркома А.С. Яковлева, на площадках московских эвакуированных заводов начинаются восстановительные работы.

Загружаю...

Александр Сергеевич Яковлев - выдающийся авиаконструктор, родился в Москве, сокурсник Петра Дементьева. С 1940 по 1946 год заместитель наркома авиационной промышленности по новой технике, находился в доверительных отношениях с "Большим папой" и консультировал его по вопросам авиации.

В Москву, в Москву, в Москву! Тогда, как и сейчас зашелестело в бараках эвакуированных.

Многие, в том числе и футболисты, через заводские комитеты профсоюзов стали намекать на возвращение в бывшую столицу. Сам центральный комитет не прочь был бы вернуться в Москву, но как это сделать, если председатель Совета по эвакуации Н. М. Шверник, по совместительству секретарь ВЦСПС сам находится в Самаре.

А впереди эвакуация Сталинграда.

Как это сделать, когда с декабря 1941 года действует приказ об ответственности рабочих и служащих предприятий военной промышленности за самовольный уход с предприятий.

Тогда-то и возникла ситуация в которой наш главный герой, легким движением руки, буквально гениальным штришком создал предпосылки к рождению нашего клуба.

Дело было так.

На имя наркома поступило обращение от ЦК профсоюза авиапромышленности:

- "Разрешить перевод в Москву бывших московских футболистов, оказавшихся в эвакуации в Перми и Самаре".

Но такое решение он не мог принять сам ("Большой папа" был на него очень зол), поэтому этот вопрос должны были, предварительно порешать его заместители.

Если Яковлев, то он мог бы обосновать перевод, необходимостью восстановить московские заводы.

Если Петр Васильевич, то ему были нужны опытные специалисты для увеличения выпуска штурмовиков ИЛ-2 в Самаре.

Для понимания обстановки, не удержусь, и приведу широко известный случай.

В августе 1942 года, на приеме, в честь прибытия английской делегации, Сталин, представляя Черчиллю членов советского правительства, изрёк с присущим ему юмором: - "А вот наш нарком авиационной промышленности, он отвечает за обеспечение фронта боевыми самолётами, и, если он этого не сделает, мы его повесим".

Загружаю...

Не хорошая шутка.

После войны его осудили, за выпуск бракованных самолетов, которые конечно могли возникнуть, при таких экстренных обстоятельствах и давлении Сталина.

Вот в таких условиях, сделал свою запись Петр Васильевич 12 апреля 1942 года на просьбе профсоюзных лоббистов:

- "Было бы неплохо организовать сильную футбольную команду в Куйбышеве и Молотове, а вызывать в Москву лучшую нецелесообразно".

Интересно стали бы мы тем клубом который есть, если бы москвич Яковлев, со своими возможностями, забрал бы футболистов к себе.

Вообще, два этих массовых переселения футболистов в Самару, похожи.

Первое, с Сокольих гор в Москве, где зародилась авиационная отрасль страны и ДСО "Крылья Советов".

Второе сегодня, с Чертаново, которое, как мы ожидаем, принесет нам чемпионство.

3 мая. Birthday

Продолжительные холода стояли до середины апреля.

Всю зиму (температура временами падала до -43°) Самара работала без выходных.

Даже праздничные дни 1 мая - «День Интернационала» (выходной с 1918) и следующий за ним день (выходной с 1928) объявлены рабочими днями.

На фронте, как хлеб, нужны были штурмовики.

Тем не менее, мертвые не могут собирать самолеты.

И два воскресенья 3 и 10 мая сделали для большинства самарцев выходными, для возделывания огородов.

К этому моменту, для сотен тысяч людей, были выделены участки и закуплены семена.

Руководители понимали, что только за счет картошки, с личных огородов самарцев, город мог выжить.

Но мы же столица.

А в столице - почти все посольства мира, и если выходной - то значит праздник.

3 мая организуют концерты, шахматные встречи, спортивные парады и как апогей футбольный матч команд, в составах которых, с обеих сторон, много эвакуированных футболистов.

Загружаю...

В одной, были работники авиационных заводов, в другой работники железнодорожного транспорта.

Футбольные праздники, получившие одобрение "Большого папы", прошли следом в Питере, Москве и других городах страны.

Все сотрудники легендарного Государственного авиационного завода № 1 (сегодня РКЦ "Прогресс" - родина российской космонавтики) были футболистами и любителями футбола.

Не все они, в этот день, смогли пробиться в состав, но в будущем, именно эвакуированные в Самару рабочие стали первыми болельщиками "Крылья Советов" и в дальнейшем, ходили на стадионы поддерживать товарищей, с которыми работали бок о бок холодной зимой 41-42 гг.

Некоторые москвичи задержались в Самаре до конца 80-х годов.

Их традицию, поддерживать "Крылья", подхватили мы, дети и внуки тех, кто были рядом с ними.

Крылья Вперед!

Спасибо Петру Васильевичу Дементьеву за нашу команду!

Здравствуйте все!

Крылья - Чемпион!

Фото: ФК «Крылья Советов», kc-camapa.ru, фото из архива Владимира Самарцева

Этот пост опубликован в блоге на Трибуне Sports.ru. Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу спортивных болельщиков!
Другие посты блога
ЗБС impressions