Валентина Рахмаева: «Постоянно думаю о сборной. Это первая цель. Буду счастлива, если приметят»
Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).
Левая крайняя "Лады" завершила регулярный чемпионат России на пике формы. Во время паузы поговорили с интересной собеседницей не только об актуальном, но также о прошлом и будущем.
Суперлига. Ожидания и реальность. Предсказуемое расположение команд при обилии кадровых сюрпризов
— Когда я подрастала, в Тольятти гандболом — без преувеличения — занималась каждая вторая девочка. Я пришла вслед за старшей сестрой Катей. Она играла потом в сборной девушек 1992 года рождения. Катя начинала заниматься у тренера Натальи Николаевны Купченко. Я в то время была у сестры "хвостиком" и объявила, что тоже хочу в гандбол.
Мама переживала, в разговоре с тренером даже уточняла: "Хочет играть, но там же все старше, как быть?" Ответ был такой: "Пусть бегает". Так все и началось — в семь лет. Пока мой возраст подошел, я уже освоилась: почти четыре года ездила с командой в спортивные лагеря. И в итоге уже многому научилась, даже выделялась. Потом, конечно, мы все приблизительно сравнялись по уровню.
— В СССР, да и потом, в 90-е, справедливо говорили, что Тольятти — это моногород, где случайно не рождаются.
— Да. После институтов родители пришли работать на ВАЗ, там познакомились. Спустя время появилась Екатерина, а затем и я. Сейчас отец и мать работают в другой области. Тем не менее автозавод сыграл в нашей жизни главную роль.
— Твой родной город прогремел на всю страну как кузница ручного мяча. Ты это ощущала?
— Все в детстве тянутся к хобби, факультативам… Помню, мы едва ли не дрались за бесплатные билеты на матчи "Лады". Стоял вопрос, кто сколько возьмет! И мы застали эпоху тренера Евгения Васильевича Трефилова и Екатерины Александровны Маренниковой в качестве игрока. Тогда я, девчонка, взяла у нее автограф. Мы смотрели на "Ладу" как на космос, а Маренникова была ориентиром для всех нас. Это стимул. Так мы очутились в большом спорте.
Екатерина Маренникова: "Лада" может проигрывать в мастерстве, но в характере — не имеет права"
— В детстве и юности тренеры часто меняются. Но одинаковых методик нет.
— Тревоги от смены особо не было, оставалась лишь детская светлая грусть. Душой прикипаешь, тренер отчасти становится тебе вторым родителем. Но я продолжаю общаться со всеми, кто сделал меня гандболисткой. Это Наталья Купченко, Евгений Черных (он работал с юными сестрами Яной и Викой Жилинскайте), Алексей Жаворонков.
Вот Алексей Александрович, кстати, сыграл ключевую роль: в условиях нехватки кадров пробовал меня в задней линии, в центре. И благодаря выступлениям там меня заметил Левон Оганесович Акопян, светлая ему память. Первый матч за "Ладу" я провела в розыгрыше. Понятно, что тогда были гандболистки сильнее и опытнее меня: Даша Дмитриева, например. И я вернулась на край.
— Позиция крайней ювелирная. Но конкуренция вместе с тем огромная.
— Я прошла большой путь: детский гандбол, становление, тяжелая травма, возвращение... Про сборную вот думаю постоянно. Попасть в нее — это первая цель. Буду счастлива, если приметят. Но еще в детстве говорят: на левом углу может сыграть каждый. Так что претендентов много. Вот Полина Кузнецова, считаю, левая крайняя от бога. И поэтому именно она попала в символические сборные Рио-2016 и Токио-2020! А вот справа битва за основной состав не такая: там природные левши на вес золота, они появляются очень редко.
— Сестра Екатерина оставила гандбол рано?
— Она вспоминает, что в детстве играла в секции с такими известными в будущем гандболистками, как Вероника Гаранина (Никитина — прим. БЦ) и Даша Вахтерова (Деревень — прим. БЦ). Но не выдержала: она тяжело воспринимает критику и повышенный голос. Мама уговаривала ее остаться. Но ни в какую.
Сейчас работает в структуре автозавода, замужем, двое детей. Супруг пошел по линии "Лада-Спорт", он механик. Племянница начинала в гандболе под руководством Надежды Муравьевой, она ведь тогда у нас малышами занималась. Сейчас девочка все еще самая маленькая — уже в коллективе Оксаны Роменской. Хрупкая такая, но ее здесь знают все — благодаря характеру. Бойкая, одним словом. Меня однажды спросили: "Твоя?" Ответила: "Да". Генетика наша.
— Муравьева уже не только тренер, но и комментатор на телевидении.
— Ее приятно слушать, а еще у нее нет негативных выводов. Обо всех, даже о соперниках, говорит, учитывая их главные позитивные стороны. Кстати, нам довелось вместе побывать в студии.
"Работа комментатором ощущается как продолжение игровой карьеры". Надежда Муравьева в новой роли
— С мужскими командами женщины-тренеры почти не работают. А вот если наоборот, то повсеместно…
— Женщины сами по себе очень специфические существа, у которых бывают смены настроения. Хватает нюансов. Обрати внимание: в мужском гандболе многое проще. Я не про "физику", а про эмоции. А с нами, девчатами, сложнее работать. Ведь не зря говорят, что женский гандбол непредсказуем! Но Маренникова умеет с нами справляться.
— Сейчас популярен тезис о том, что женщины все равно тянутся за мужчинами в игре. Уж если сам Евгений Трефилов сказал…
— Конечно. Но при этом у нас есть некий порог возможностей. Даже в силу физиологии. Как ни старайся, не получится. Муж Сергей смотрит мужские матчи и говорит: "Какие подкрутки!" А ведь у девочек ладони меньше! Отвечаю, что в плане кондиций мы отстаем. Он понимает, ведь работает в "Ладе" врачом.
Суперлига. Левая крайняя "Лады" Валентина Барынина и врач команды Сергей Рахмаев стали мужем и женой
— А как он придет на помощь тебе? Родню не лечат — клятва Гиппократа.
— Он и сам говорит: в семье врача не бывает. Я иногда его жалею: за советами обращаются все. И его родственники, и мои. Он не отказывает. А нас много. Сергей читает литературу, просматривает тренинги... Считаю, что он чувствует игроков и знает наизусть наши болячки: у кого колено, у кого бедро…
— Твоя одноклубница Ольга Фомина — лучший бомбардир верхней шестерки Суперлиги. Как правый край помогает тебе советами?
— У Ольги вообще нет звездности. Она очень скромный человек. Говорит: "Ну не могу тебе объяснить, как бросок получился". Но я часто обращаюсь к ней за советом, как защитить мой край от соперниц.
— Как оценишь перспективы клуба на перепутье сезона, в преддверии игр на выбывание?
— Команда укомплектована очень хорошо, на всех позициях есть равноценные замены. Мы имеем возможность играть по 30 минут. А есть команды, действующие одним составом. Это сказывается на картине игры. Конечно, нынешний формат группового турнира несет в себе и плюсы, и минусы. Да, нам не дают расслабляться, проходных матчей не бывает. Но в то же время усталости больше.
Помню игры, которые мы проводили практически вторым составом. Это возможность для молодежи. Тогда мы часто экспериментировали. Но против ЦСКА или "Ростова" такой роскоши нет. Это энергозатратные встречи. Все пребывают в напряжении.
— По гандбольным меркам, ты молодой игрок. Тем не менее есть ли "запасные" знания?
— Позаботилась. Изучала экономическую безопасность, и мне даже пришлось покидать Тольятти и кататься в Ульяновск. Мой вуз утратил аккредитацию в реестре Министерства образования. Нужно было что-то предпринять. А я ведь уже на финишной прямой находилась! Вот последние полтора года и ездила на два-три дня в соседнее Поволжье. Ближе вариантов не нашлось. А потом вообще на костылях передвигалась после "крестов". Конечно, меня жалели.
У нас был предмет под названием "Огневая подготовка". И оказалось, что наш военный преподаватель — большой поклонник "Лады". Даже ездит в Тольятти на матчи еврокубков! Он меня, конечно, сразу узнал. До сих пор переписываемся.
А теперь получаю второе образование. Тренерское. Когда-то пошла в экономику, потому что избегала биологии, химии. Сейчас появилось осознание, что в спорте остаться проще. Это ближе, чем экономика и бумажки. Хотя кто знает, что ждет в будущем.
— Ближайшее будущее важнее. В "регулярке" "Лада" уверенно третья. Что дальше?
— Если нас уже записали в бронзовые призеры, то это преждевременно. Не смиримся. Перед нами стоят высочайшие задачи. По сути, сейчас все наши клубы в равных условиях. Думаю, финальная стадия будет ровной.
— В хоккее играют до трех побед. У вас матчей меньше: в плей-офф вообще по два поединка.
— Думаю, для выявления чемпиона в гандболе достаточно трех игр. Это максимум. На мой взгляд, в ручном мяче все более или менее понятно. Даже у нас, непредсказуемых женщин.
Алексей Васильев
Фото: пресс-служба "Лады"
Самые свежие гандбольные новости со всего мира всегда доступны на сайте "Быстрого центра": handballfast.com