После скандала с ЛЧ изучаем изнанку жеребьевок: готовят 1440 шаров, следят аудиторы, 1/8 финала – как раз самое сложное
Исключить человеческий фактор пытались еще в 80-е – стало хуже.
На жеребьевке 1/8 финала Лиги чемпионов случилось то, чего мы еще не видели: из-за ошибки УЕФА пришлось аннулировать результаты и проводить все заново.
Организация сослалась на технический сбой провайдера, но вряд ли такие объяснения убедили «Реал», который вместо «Бенфики» получил «ПСЖ». Кажется, нас ждет очередной виток критики в адрес УЕФА от Флорентино Переса.
Просто напомним, что только за выход в четвертьфинал клубам прилетает 10,6 млн евро. А есть еще дополнительные заработки с матчей, плюс возможность выхода в следующие раунды. «Удивительно и прискорбно. Очень трудно понять такое», – уже заявил директор мадридцев Эмилио Бутрагеньо.
В последнее время все крупные жеребьевки производили впечатление максимально отлаженного механизма, но, как видим, ошибки случаются даже здесь. Давайте детальнее о том, как все устроено.
Как УЕФА готовится к жеребьевке: три комплекта шаров, репетиции, старт – за две недели
Похоже, сбой дал софт, который подсказывает организаторам, какие клубы не могут образовать пару. Например, в 1/8 финала между собой не должны играть представители одной страны и команды из одной группы. Все пошло не так, когда «Вильярреалу» выпал «Манчестер Юнайтед», с которым испанцы играли на групповом этапе. Следом компьютер показал, что среди возможных соперников «Атлетико» есть «Ливерпуль», они тоже играли вместе, но по каким-то причинам нет «МЮ». Очень похоже, что «Юнайтед» перепутали с «Ливерпулем», смешав их возможные турнирные пути.
Одним из ключевых действующих лиц этой жеребьевки был директор клубных турниров УЕФА Михаэль Хезельшвердт. Два года назад он вместе со старшим менеджером по клубным соревнованиям Антонио Джакино рассказывал, как они готовятся к мероприятию.
«Я стараюсь отвести на подготовку две недели. За ночь до жеребьевки все точно не успеешь, – признавался Джакино. – Жеребьевки 1/8 финала Лиги чемпионов и 1/16 финала Лиги Европы – самые сложные с точки зрения логистики. Надо подготовить много шаров, существует множество сценариев. В тот же день проходит жеребьевка плей-офф Юношеской лиги УЕФА, на понедельник надо подготовить к жеребьевкам 1440 шаров. Один комплект для репетиций, которые проходят в день жеребьевки. Второй – для жеребьевок. И еще надо подготовить третий, на всякий случай».
Хезельшвердт добавлял: «Антонио пишет черновик речей и готовит статистику по каждому клубу. Когда доходит дело до последних приготовлений, вечером накануне я снова прохожусь по этим документам, лишним не будет. Утром мы начинаем с жеребьевок – это очень важно. У нас есть час с небольшим, когда мы что-то можем заметить и сказать: «С этим надо разобраться».
Хезельшвердт и Джакино тогда ответили как раз и на вопрос о том, не страшно ли им ошибиться.
Михаэль: «Чтобы свести к минимуму количество ошибок, мы учимся на других жеребьевках, которые проводят УЕФА и прочие организации. Мы определили критические факторы, которые негативно влияют на проведение жеребьевок, и разработали определенные процедуры. Они помогают нам работать стабильно».
Антонио: «Я чувствую себя уверенно, потому что не сомневаюсь в способностях провести жеребьевку. Но всякий раз, когда меня спрашивают, все ли в порядке, я отвечаю: «Вот закончится жеребьевка, тогда и скажу». Никогда не знаешь, где споткнешься. От ошибок никто не застрахован».
На этот раз все же не углядели.
Уже пробовали отдать всю жеребьевку компьютеру: так облажался Блаттер
Жеребьевка – давнее изобретение. Еще в XIX веке Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона давал слову такое толкование: «Жеребьевка – принятый повсеместно (в России и на континенте Западной Европы) способ определения, кто из подлежащих ежегодному призыву для выполнения воинской повинности должен поступить на действительную службу».
В футболе жребий использовался еще на первом ЧМ-1930. Мероприятие провели за три дня до стартового матча в рабочем кабинете ФИФА, временно организованном в столице Уругвая. А жеребьевка к ЧМ-1966 стала первой, которую показывали в прямом эфире.
Об исключении человеческого фактора из процесса думали еще в начале 80-х. В 1981-м новый генсек ФИФА Зепп Блаттер впервые проводил жеребьевку с помощью техники – под нововведения попал ЧМ-82 в Испании. Шары выдавали аппараты, которые до этого использовались для испанской лотереи. Людям оставалось лишь зачитывать названия команд, но скандала все равно не избежали. Бельгия и Шотландия залетели в группы, в которые не должны были попасть – пришлось все исправлять вручную. К тому же один из шаров вообще выпал, а другой раскрылся.
Больше Блаттер к такому формату не возвращался – и с тех пор за жребий отвечают только люди. Хезельшвердт признает, что сейчас компьютер мог бы все упростить. Но у директора клубных турниров УЕФА есть аргумент против: «Да, так проводить жеребьевки стало бы проще. Но, на мой взгляд, клубам нравится живая жеребьевка. Они хотят быть там, смотреть, как достают и открывают шары. Мы что-то потеряем, если можно будет нажать на кнопку – раз! – и все готово».
Объяснение из разряда «ВАР убивает дух игры». Впрочем, как мы знаем на примере того же ВАР – введение технологий не избавляет нас от споров. Тут тоже будет не уйти от разговоров о том, что в УЕФА запрограммировали софт под нужный исход.
Где гарантия, что сейчас жеребьевки проходят честно?
В 1970-80-е шары доверяли в основном детям. Вероятно, логика в том, что их трудно заподозрить в обмане или ненужной заинтересованности. Перед ЧМ-1990 Италия подключила к делу Софи Лорен, Лучано Паваротти и целый десант звезд эстрады. И да, снова случился скандал.
Лорен вытащила для Италии максимально удобного соперника (США в итоге заняли последнее место с нулем очков), но сделала это странновато: двумя руками, почти не перемешивая. Марадона тогда обвинил актрису в ношении кольца, которое как магнит притягивалось к нужному шару.
В деле тут снова Блаттер (смотрите с 5:32).
Ни одного доказанного факта нечестной или спланированной жеребьевки не фиксировали, но теории заговора появляются постоянно. Иногда жару добавляют сами футбольные чиновники. Все тот же Блаттер в 2016-м обвинял в подтасовках УЕФА: «Шары кладутся в холодильник перед жеребьевкой, и затем малейшего касания хватает, чтобы понять, нагретый это шар или холодный. Такого не было в ФИФА, но я видел это при жеребьевках на европейском уровне».
Генеральный секретарь УЕФА Джорджио Маркетти, который проводил нынешнюю скандальную жеребьевку, в 2017-м парировал: «Как шары могут быть холодными или теплыми? Это невозможно. Я бы ни за что не попросил игроков того уровня, что мы приглашаем, делать что-то такое, что привело бы к нечестному выбору шара. Это смешно».
УЕФА старается организовывать все максимально прозрачно: мероприятие транслируется в прямом эфире, в зале сидят представители клубов, а шары достают Аршавин и другие звезды футбола.
Менеджер по клубным соревнованиям УЕФА Джакино рассказывал, что организация делает еще, чтобы гарантировать беспристрастность: «В день жеребьевки мы приглашаем аудиторов. В первую очередь они следят за тем, чтобы все шары были закрыты правильно и в соответствии с процедурой. Затем они отвечают за жеребьевочные комплекты, пока шары не окажутся в чашах на сцене. Они гарантируют, чтобы не было никаких нарушений по инвентарю».
Все это никогда не спасало УЕФА от обвинений в спланнированности жребия, но нынешний скандал уже точно особенный. Аннулирование жеребьевки – нечто грандиозное.
Вибрирующие шары, странные движения Инфантино и Роберто Карлоса – УЕФА постоянно обвиняют в нечестных жеребьевках
❌ Все фэйлы, из-за которых жеребьевку Лиги чемпионов аннулировали и провели заново
«ПСЖ» – «Реал», «Атлетико» против «МЮ» – новые пары 1/8 ЛЧ. Надеемся, уже окончательные
Фото: REUTERS/HANDOUT ; Gettyimages.ru/Harold Cunningham / Stringer