Хэмильтон и Мерседес пали жертвой популярного решения
Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).
12.12.2021. – цифровая запись самого зажигательного, спорного, восхитительного, непредсказуемого и какого угодно момента на ленте времени Формулы 1.
С братом начали смотреть гонки Ф1 с прошлого сезона, вернее он начал смотреть и меня заразил. И наверняка будут комментарии по типу: «без году неделя смотрят Ф1 и кричат, что это лучший сезон за всю историю, чего блин??». И пусть они будут, но это не отменяет того, что нам повезло быть свидетелями такого соперничества и такой развязки. Сейчас думаю, большая удача, что успели за время прошлого сезона разобраться основных правилах, терминах и даже локальных мемах и смогли подойти с достаточным уровнем понимания к началу этого сезона и по полной ощутили нерв и значимость произошедшего. Вот такое везение. Но давайте по порядку
Результаты гонки все обсудили уже по 100500 раз, поэтому разберем протесты Мерседеса открыв и прочитав правила на официальном сайте FIA.
Рассмотрим первый протест о нарушении Максом правила, предусмотренного ст. 48.8 Регламента, которая гласит, что, если это не исключение (исключения перечислены в этой же статье и их здесь не было), обгоны совершать можно только после пересечения линии указанной в ст. 5.3 Регламента и после того, как машина безопасности уехала на пит-лэйн. То есть должны выполняться оба условия одновременно.
В подпункте "а" ст. 5.3 Регламента указывается что существует так называемая контрольная линия, после пересечения которой гонка продолжается. В этой гонке эта линия – которая делит круги, она же стартовая линия, она же финишная.
В нашем случае, после того как машина безопасности покинула трассу и пелетон продолжил ехать к этой контрольной линии обгонять Льюиса было нельзя независимо от его скорости (я так понимаю он специально остужал шины и ехал крайне медленно, рассчитывая на то, что софты Максы не успеют встать в рабочую температуру за этот последний круг и ему удастся каким-то образом зацепиться за победу на изношенных хардах, которые встают в температуру еще дольше, и сохранить лидерство. И в этом есть смысл поскольку на непрогретых хардах и таких же непрогретых софтах разница будет меньше, чем если бы эти комплекты были уже в боевой готовности. Макс это тоже прекрасно понимал и наверняка он понимал, что шанс вот такого развития событий крайне мал, но от этого вероятность их возникновения не пропадала, поэтому пытался ехать быстро насколько это возможно, чтобы не обойти Льюиса и в одном из моментов видно, что переднее антикрыло болида РБ оказалось впереди машины Мерседес пусть считаные сантиметры но Ферстаппен был впереди, поэтому формальное нарушение правил имеет место, Однако голландец тут же бросил газ и стал ехать позади Хэмильтона и возобновление гонки прошло по правилам.
В юриспруденции это называется малозначительное деяние, то есть деяние по всем формальным характеристикам подходит под состав преступления или административного правонарушения, однако не несет в себе общественной опасности. Для примера, если украсть ручку которая лежала у соседа по парте в кармане, никто против Вас уголовное дело возбуждать не будет, хотя формально признаки есть. Так и здесь этот «обгон» Макса никак на развитие гонки не повлиял, так как, когда спортсмены подъехали к этой контрольной линии, Макс был позади Льюиса.
Что касается второго протеста, то он вызывает куда больше споров. Боссы Мерседес говорили о том, что дирекция гонки во главе с Майклом Масси неправильно применили ст. 48.12 Регламента, когда разрешили Норису, Алонсо, Окону и Леклеру, которые физически находились между Льюисом и Максом поскольку отставали от них на 2 и 1 круг соответственно (оба гонщика прошли их по 2 раза, но Макс заехал за более мягкими шинами, чем дал возможность этой четверке обойти себя снова).
В этой статье нас интересует первый абзац, который гласит, если дирекция гонки сочтет, что трасса достаточна безопасна, то машины, отстающие на круг от лидера, должны совершить обгон машины безопасности и встать в пелетон сзади.
Абзац третий устанавливает, что машина безопасности покидает трассу только после того, как последний круговой болид ее обгонит.
Теперь понятно, что если бы дирекция гонки действовала в полном соответствии с правилами регламента и обязала бы всех круговых, а не только вышеуказанную 4-ку гонщиков пройти лидера и встать в пелетон сзади, то существовала вероятность, что дистанции 57-го круга не хватило бы чтобы все отстающие хотя бы на круг сделали этот обгон, что в свою очередь означало, что машина безопасности продолжала бы вести пелетон и на 58 круге, а следовательно возобновление гонки, которое возможно было бы только при выполнении 2 условий, о которых мы говорили выше, стало бы невозможным поскольку эта контрольная линия и есть линия делящая круги и значит гонка бы завершилась не возобновившись.
Соответственно на глазах явное нарушение регламента судьями. Теперь вопрос для чего это было сделано неужели кто-то из судейского корпуса самого технологичного вида спорта не знает регламента, который во многом ими самими и разрабатывался?
Разумеется нет. Оправдывая судей, можно говорить о ограниченности времени, но это как-то непрофессионально что ли. По моему скромному мнению, такое решение было продиктовано тем, что завершение одного из самых ярких сезонов под мигалками машины безопасности не соответствовало бы имиджу королевских автогонок. А учитывая, что уже долгое время интрига в решении вопроса чемпионского титула отсутствовала от слова совсем, нужно было что-то делать. И они сделали. Они сделали историю, о которой будут говорить через лет 20-30 лет точно. Нужно наслаждаться моментом.
Скажу честно болел за Макса, этот сезон, потому что поддержка аутсайдеров в борьбе против гегемонов это то, что было есть и будет всегда в любых видах спорта. Соответственно если вы не фанат Мерседес или персональный болельщик Льюиса, то при прочих равных выбор будет сделан в пользу голландца и РБ.
Фанатам Льюиса хочу сказать, что на протяжении сезона решения судей были приняты как в пользу Хэмильтона, так и в пользу Ферстаппена и сегодня решение было принято в пользу последнего. Это означает, что кто-то из этой пары лучше или хуже? – конечно нет – это означает, что в этой конкретной гонке сумма факторов, среди которых: мастерство пилота, удача, внешние факторы, работа в боксах, работа стратегов, состояние машины и ещё много чего у пилота РБ оказалась больше, чем у пилота Мерседеса. В спорте чемпион – это не сильнейший, в спорте чемпион – это тот кто в определенный момент времени показывает результат лучше, в этом и заключается его красота. Льюис в будущем, я уверен, заберет 8 титул позже и станет рекордсменов на все времена, он уже такой с огромным перечнем наград и достижений.
Что касается Макса, то всё уже сказано. Великий гонщик теперь навсегда в истории. Макс, Макс, Макс супер-Макс!!! Огромный молодец! Это более чем заслуженный титул!
Такие сезоны не остаются бесследными. Они оставляют свой след негативный для одних и исторический для других. Но они нужны для привлечения новых болельщиков для роста популярности спорта, что в свою очередь спровоцирует развитие как гоночной, так и окологоночной тусовки.
Что, разумеется, хорошо. Новые зрители такие как я, например, уже не смогут выбраться из этой пучины автоспорта, которая затянула, наверное, уже навсегда.
А сейчас огни гаснут, чтобы зажечься и снова погаснуть в марте 2022 года.