«Зеркала Рики Пуча». Что мешает счастью футболиста?
Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).
Обозреватель портала «Editorial Puskas» Альберт Блайа рассуждает о причинах, по которых Рики не оценивают как просто футболиста, и как это отражается на самом игроке.
Для «Барсы» нет ничего нормального. Абсолютно всё здесь не является нормальным. Это настолько особенный клуб, настолько самодостаточный, что происходящее вокруг него всегда имеет различные слои смыслов, настолько многогранные, что иногда мы забываем о самом предмете дебатов, погребённом под тоннами повествований, которые во многих случаях отдаляет нас от предмета переживаний. В последние годы было не так много имен, подобных Рики Пучу, которые объединили барселонизм вокруг недавнего прошлого. Рики появился в период максимальной дряблости, старения и уныния, с целью реабилитировать бесхитростного, талантливого футболиста, того, кто связывает болельщиков со славным прошлым. Теперь, два года спустя, Рики погружен в борьбу, в которой у него даже нет собственного голоса. Пуч оказался в ловушке собственного зеркала. Рики появился в сезоне, в котором «Барселона» ничего не выиграла, а команда по-настоящему устала. Видаль, Ракитич, Месси, Пике, Альба, Суарес и Бускетс составляли костяк «Барселоны», которая старела и не знала, как остановить время. В тот момент фигура неуловимого полузащитника стала откровением. Он буквально обеспечил прилив жизненных сил и энергии в тяжелую полузащиту (Френки никак не мог найти своё место, а Артур проводил отличные матчи со странными заменами), а Рики постепенно стал больше, чем просто игроком. В возрасте 20 лет он уже не был просто футболистом, он был чем-то большим. Игрок-идея, тот, заключает в свои формы историю.
Радар Рики Пуча в Ла Лиге (сезон 2019/20), данные StatsBomb
В течение некоторого времени Рики преуспевал. Он играл очень хорошо. Эффект подтверждала и статистика, хотя и с ограниченной выборкой (менее 600 минут). Но на этом отрезке мы увидели, что Рики демонстрировал элитный уровень в ряде аспектов игры: дриблинг, провоцирование нарушений, розыгрыш мяча, ожидаемые передачи. С уходом Видаля, Ракитича и Артура возникло ощущение, что Рики станет игроком стартового состава. Его время пришло. С тех пор он сыграл всего 700 минут в составе первой команды, что является смехотворной цифрой для того, на кого не так давно возлагались большие надежды. И с этого момента его фигура стала объектом контраста мнений, зеркалом, содержащим две реальности, которые отталкивают друг друга, но сосуществуют вместе. Объект обожания и отвержения в равных частях, как будто анализу больше не было места в его случае. От игрока до идеи — один шаг. Это трансформация, связанная не с трансцендентностью или иерархией игроков в футболе, а с жизненными потребностями болельщика. Именно он превращает игрока в идею, в концепцию, а не наоборот. Рики ничего для этого не предпринимал. Здесь мы попадаем в болотистую местность, которую надоело кормить даже самой «Барселоне», постоянно размещая в своих сетях фотографии, рекламирующие футболиста, который, как ни парадоксально, никогда по-настоящему не играл. Потому что это, де-факто, не имело значения. «Барса» коммерциализировала своего футболиста из острой потребности вернуться к истокам, даже если это был всего лишь маркетинговый ход.
Пуч уже начал свое преображение, и каждая минута игры кантерано стала подвергаться подробнейшему анализу, каждое действие оценивали в абсурдных спорах. Уроженец Матадеперы стал знаменосцем, тросом, который связал «Уэмбли-2011» с разобщённым нынче составом. Футбольная натура Рики Пуча сложна. Он гиперактивный футболист, с прекрасным характером, который всегда стремится вмешаться в ход матча как можно большее количество раз, даже если это не улучшает игру. Он — акселератор, игрок, способный ускорять последовательности действий благодаря своему легкому, но проворному телосложению, быстрый и мощный, несмотря на небольшой вес и рост. Рики больше обязан телосложению, чем технике, отличаясь там (особенно в контроле мяча, не так сильно в пасовой игре), и это то, о чем мы иногда забываем, потому что мы ограничили представление о «футболисте Рики» тем, чем он, конечно же, не является. Это нормально, когда мы превращаем ещё молодого и чувствительного футболиста в знамя чего-то (хорошего или плохого). Когда он олицетворяет идею, то остается неподвижным, а качества, проявленные им однажды, застывают навсегда. В этом контексте, когда команде требуется пауза, он не является подходящим для этого игроком, так как слишком сильно ускоряет темп. Два года спустя контекст изменился. В команде нет Видаля или Ракитича, но Педри зарекомендовал себя как вундеркинд, и появились такие таланты, как Нико или Гави, игроки, которые за короткое время уже играли на очень высоком уровне, когда они были моложе Рики. Мы не узнаем, почему Рики исчез из планов на будущее, если никто не расскажет нам об этом. Куман всегда говорил, что «он должен многое улучшить в своей игре», но никто больше ничего не говорил. Для одних Рики стал жертвой, для других — виновником происходящего. Куман «украл у нас стиль игры», в то время как Педри играл от души, приехав на чемпионат Европы совершенно обессиленным. Ничто больше не имело значения, кроме долго выстраивавшегося повествования.
Рики — хороший игрок с определенными причудами, которые раздражают тренера. Игрок, который при правильном подходе может стать инструментом для взламывания сложных матчей и более чем подходящим элементом для ротации. Twitter — идеальное пространство для того, чтобы превратить игрока в мем или же, наоборот, превратить его в идею. Рики Пуч за один и тот же период времени побывал в обоих ипостасях, находясь одновременно по обе стороны зеркала. Футболист Шрёдингера. Игрок, неотделимый от своей ауры хорошего мальчика, как будто это шумиха происходит не вокруг него. Он всегда улыбается, несмотря на обстоятельства и непрекращающийся фоновый шум. Рики играет вопреки всему, живя в своей повседневной жизни не только с остракизмом, но и с историей. Игроки существуют до тех пор, пока мы их представляем, а не до тех пор, пока они существуют. И происходящее с Рики Пучем после того, как мы так много о нем думали, заключается не только в том, что мы не знаем, каким футболистом он мог бы стать, но и в том, что мы не знаем, какой он на самом деле игрок. Хави только предстоит выяснить, с какой стороны зеркала находится Рики. Очевидно, что люди обрекли его на то, чтобы оказаться в ловушке двух реальностей, из которой невозможно выбраться, не пойдя в атаку на одну из них. Twitter как отражение этой границы, как метательное оружие и окоп, как история, которую можно понять, только взглянув на себя. Рики грозит опасность остаться в мире идей, пока футбол будет проходить мимо него.
Рецензия Олега Алёхина
Если рассуждать о двойственном восприятии Пуча болельщиками, то анализировать надо, очевидно, барселонизм, а не игрока.
Прекрасный футбольный аналитик Альберт Блайа вместо тактической доски с фишками достаёт из воспоминаний все негативные контексты, внутри которых Рики был обречён находиться.
Иллюзии о переменах, начиная с вульгарного центра поля, и заканчивая священными коровами, тренерской скамейкой и президентским креслом.
Были ли у Рики-футболиста шансы вытащить оттуда клуб? Думаю, что ни единого. Мог ли он к сегодняшнему дню оказаться повыше в иерархии первой команды? Несомненно. Но не могу с уверенностью утверждать, что это именно его вина. Или я – это такая же жертва слепой любви к «нашему мальчику, которого все незаслуженно задвигают».
Истерия в среде барселонизма вокруг Рики-«иконы», по-моему, существенно уменьшилась. Хотелось бы включить оптимизм, и надеяться, что у Хави появится возможность в более спокойной обстановке предоставить Пучу возможность работать и играть в футбол. И действительно помочь понять всем (и мне), что же Рики за футболист.
БарсаМания рекомендует:
Нико стал ещё одним ярким представителем нового поколения полузащитников «Барселоны»
Хави и Гвардиола в «Барселоне». Схожее начало и надежда на похожее завершение историй
«Нам снится перестройка». Дайджест важных материалов за ноябрь 2021 года