«Я люблю гоняться, и мне решать, что делать дальше» - Грэм Хилл и воспоминания о нем

Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).

Команда Lotus впервые приняла участие в гонках Гран-При в Монако 1958, и когда Колин Чэпмен решил начать кампанию в Формуле 1, одним из его гонщиков был Грэм Хилл, который уже был известен по гонкам спорткаров. Хиллу было уже 29, когда он добрался до высших эшелонов автоспорта, и первые два сезона были омрачены слабыми и ненадежными машинами, так что он принял предложение BRM на сезон 1960. И хотя для Lotus тот год стал прорывным, переход Грэма в BRM был оправданным. К 1962 команда была в порядке, и в Зандворте Хилл одержал первую победу. А затем еще три, что гарантировало ему первый титул чемпиона мира.

Хилл оставался в BRM до конца 1966, одержав несколько побед в Монако и Уоткинс-Глен, но это было время Кларка и Lotus. Когда Чэпмен предложил Хиллу вернуться, тот согласился, посчитав, что Lotus 49, да еще и с новым двигателем Cosworth DFV будут грозной силой в 1967.

Так оно и случилось. И хотя все четыре победы в том году одержал Кларк, Хилл так же боролся с лучшими, а в 1968 ему пришлось взять на себя бремя лидера команды Чэпмена в силу обстоятельств. В апреле Кларк погиб на гонке Формулы 2 в Хоккенхайме, и в связи с этим вспоминается интервью Хилла BBC после трагедии. В случае с Хиллом его личность и харизма распространялись и за пределы мира автоспорта. Люди, которые не имели отношения к гонкам, такие как Бобби Чарльтон или Генри Купер, видели его олицетворением Англии, потому что часто видели его по ТВ: волчьи яркие черты лица, юмор на грани, который чаще работал, чем нет. Но во время того самого интервью он был мало похож на себя, его обычно звонкий и уверенный голос звучал мягко и неровно. Как же та трагедия могла произойти с Кларком, лучшим гонщиком мира? Совершенно точно, что с машиной что-то было не так, но Хилл сказал: «Мы еще не знаем, что произошло, но все указывает на то, что это, вероятно, была не его вина…»

Загружаю...

Ровно через месяц погиб Майк Спенс. После гибели Кларка он должен был стать партнером Хилла и Джо Леонарда за рулем турбированной машины в Индианаполисе. Во время тестов он разбился в первом повороте. Чэпмен, который был опустошен смертью Кларка, в этот момент решил временно оставить гонки.

Грэм Хилл с маленьким сыном Дэймоном

Через три дня после того, как разбился Спенс, Хилл был в Хараме на очередном этапе Ф1 – он был единственным представителем Lotus. Когда сошел Крис Эймон, Грэм одержал победу – самую нужную и важную в истории команды. Через 26 лет сын Грэма, Деймон, одержал победу так же на Гран-При Испании после смерти его напарника по Williams, Айртона Сенны.

Загружаю...

Через две недели после Харамы Хилл в четвертый раз выиграл Гран-При Монако, а его следующая победа в Мексике принесла ему второй титул. Его последняя победа в Гран-При случилась снова в Монако, в 1969. В том же году в Уоткинс-Глен он попал в серьезную аварию и сильно травмировал ноги. Ему было 40, и, казалось, он завершит карьеру. Но он взял себя в руки и трудом и усилием воли привел себя в форму за зиму. Сезон 1970 стартовал в Кьялами, и Грэм был на стартовой решетке за рулем Lotus Роба Уокера – ему удалось финишировать в очках.

Хилл больше не побеждал в Гран-При, но в 1971 за рулем Brabham Грэм выиграл гонку International Trophy в Сильверстоуне, а на следующий год разделил победу в Ле-Мане с Анри Пескароло за рулем Matra. Эта победа вместе с победами в Монако и в Индианаполисе сделала его единственным на настоящий момент гонщиком, который завоевал так называемую «Тройную корону».

В 1972 в Brabham решили не продлевать с ним контракт, но Хилл был не готов уйти в тот момент, и решил создать собственную команду. Сначала Shadow, затем Lola, а потом уже и команда, носившая его собственное имя. Но он был аутсайдером, и было странно и обидно смотреть, как Хилл проигрывает тем, кого раньше оставлял позади сам. Когда я спросил его об этом, ответ меня совсем не удивил: «Я знаю, люди говорят, что я унижаюсь, но под этим они имеют в виду, что я унижаю их самих! Они поддерживали меня все эти годы, а теперь неловко от того, что я больше не выигрываю. Я, черт возьми, прекрасно понимаю, что больше не выиграю Гран-При, но я все еще люблю гоняться, и, я думаю, мне решать, что делать дальше. В этом прелесть собственной команды – ты можешь подписать с самим собой контракт на какой угодно срок!»

Загружаю...

Грэм Хилл в Нюрбургринге в 1969

В следующие два сезона ему удалось заработать лишь одно очко, а в начале 1975 Хиллу повезло избежать серьезных травм во время аварии в Кьялами на тренировке. На следующий этап в Монжуике Грэм решил поехать только в качестве руководителя команды, но, когда его гонщик Рольф Штоммелен попал в аварию и сломал ногу, лидируя в гонке, Хилл решил вернуться за руль в Монако.

К сожалению, Хиллу не удалось пройти квалификацию в месте, где он выигрывал пять раз, и это было его последнее появление в качестве гонщика. В Сильверстоуне он объявил, что гоняться больше не будет и сконцентрируется на своей команде, в которую наняли молодого и талантливого Тони Бриза.

Поздно вечером в субботу 29 ноября в новостях кратко сообщили об авиакатастрофе легкого самолета. Согласно сводкам, борт был на пути из Марселя в Эльстри: для всех из мира автоспорта это означало «на пути домой из Рикара». У меня почти сразу зазвонил телефон. Это был Крис Эймон: «Я думаю, это Грэм…». У меня была та же мысль, я знал, что у команды были тесты в Поль-Рикаре на той неделе, и они как раз должны были возвращаться. А затем все подтвердилось: в плотном тумане самолет упал на поле для гольфа, и никто из шестерых на борту не выжил. На следующее утро это было на всех первых страницах газет. Экс-чемпион мира погиб. И будущий чемпион мира погиб вместе с ним…

Загружаю...

Это перевод статьи Найджела Робака из журнала GP Racing UK за сентябрь 2021.

Фото: MotorsportImages.com

Этот блог в соцсетях:

Твиттер

Телеграм-канал

Этот пост опубликован в блоге на Трибуне Sports.ru. Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу спортивных болельщиков!
Другие посты блога
На максимальной скорости