Про фото
Что такое фирменный стиль? Это подача. Визуальные векторы, которые слаженно действуют на зрителя. Обычно под этим понимают логотипы, эмблемы, цвета, реже шрифты и модульные сетки. На самом деле это лишь малая часть айдентики. Фотография также является частью фирменного стиля. Некоторые компании об этом не забывают: например, вот страничка из раздела «Фотография» брендбука «Мегафона»:
И это абсолютно правильно — в современном мире медиа-контент имеет огромное значение. Люди всё меньше читают, всё больше смотрят. Журналы на 60–80% заполнены фотографиями.
Что делает фотографию уникальной и узнаваемой? Давайте не будем говорить про копирайты, речь не о них, конечно — снимки хорошего фотографа узнаются за версту, потому что есть почерк. Речь про атмосферу, энергию, подачу, цветовую гамму. В фотографии имеет значение его эмоциональное воздействие, сюжет, качество, которое в свою очередь разбиваются ещё на несколько составляющих.
Поговорим сначала о бездушной стороне — об условиях съёмки и факторов, ухудшающих снимки. К сожалению, качество ледовых дворцов напрямую влияют на качество снимков, ведь хоккей — это вид спорта, который практически всегда проходит в крытом помещении. Значит, сила и цветовая температура источников света являются одними из самых важных параметров. Нужно, чтобы ледовая площадка была равномерно заполнена как по свету, так и по температуре; это нужно для того, чтобы снимки в любой точке площадки получались одинаковыми. Это в недостижимом идеале. На деле редкая арена может похвастаться светоцветовой равномерностью.
Проблема ещё в том, что трибуны скудно освещены. Зрителей приходится снимать на довольно большой выдержке, плюс трибуны на фоне светлого льда выглядят залипшими по чёрному. В НХЛ такой проблемы нет, там арены мало того, что освещены очень щедро, так при съёмке срабатывают установленные под сводом импульсные источники света.
Фотографы часто снимают от борта — ракурс хороший, да и динамика совсем другая. Но тут возникает целый букет проблем. Во-первых, стекло толстое, оно «зеленит» фотографии. Во-вторых, стёкла должны быть чистыми, иначе на фотографиях будут пятна. К сожалению, многие дворцы не уделяют чистоте должного внимания; этим отличается, например, «Ледовый хоккейный центр» в Чехове.
В-третьих, все мы помним, что стекло отражает, а это значит, что всё находящееся за фотографом или оператором будет видно в отражении. Именно поэтому иногда зоны отчуждения обносят тёмной тканью, а перила красят в тёмных цвет — например, в «Минск-Арене». А иногда не обносят и не красят — например, в «Мегаспорте» в Москве, — и все их супер-хромированные перила видны на фотографиях в качестве изюминки :-)
Вот техническая фотография, на которой показаны проблемы со светом и стеклом: источники работают не все, и они имеют разный по температуре свет; стекло отлично отражает трибуны и хромированные перила. Грязь сильно «пятнит» снимок. В общем, визуальный фарш.
Для того, чтобы избежать проблем со стеклом, нужно как-то миновать это стекло. Можно снимать издалека, сверху, а можно фотографировать через специальные отверстия в стекле, как в НХЛ. Фотоаппараты встраивают даже в борта!
Если говорить о клёвых ракурсах, фотоаппараты помещают в ворота, вешают над вратарями. Этим у нас очень активно занимается Ярослав Неелов — отличный фотограф и просто большой молодец (Ярик, привет!) На всё это нужно довольно серьёзно потратиться, потому что в воротах или над ними висят запасные фотоаппараты, с дистанционником. Для воротного фотоаппарата нужен специальный бокс, для надворотного — довольно длинный фокус, и, следственно, отдельный дорогостоящий объектив. Но результат стоит того:
Бывает, что фотографов заставляют надевать жилетку (и сказать два раза «Ку»). Конечно же, она супер-яркая, и напрочь забивает своим отражением картинку. Практической пользы от них никакого, они не греют, да у них и функция совсем другая. Если их игнорировать и не надевать, охрана сразу же проявляет неподдельный интерес и желание пообщаться с вами. В «Атланте» жилетки есть, но они тёмно-синие, тёплые, и только для своих сотрудников. В «Мегаспорте» они обязательные, и ярко-зелёного цвета:
Кстати об охране. Это очень печально, но охрана делает всё, чтобы помешать фотографам. Их гоняют отовсюду. Официальных, регламентированных точек съёмки на средней арене обычно 3–4: пара углов у борта, и операторские балконы. Это очень мало. При попытке расположиться на другой выгодной точке мгновенно возникают двое с ларца, и рассказывают, какой вы негодяй и что «из-за таких как вы». Особой славой пользуются родная «Арена Мытищи» и всё тот же «Мегаспорт».
Для операторов есть специальные точки, подиумы, для фотографов — нет. Вы пробовали стоять у борта минут 10–15? Если на вас нет обуви на толстой подошве, ноги отмерзают очень чёрт побери скоро. В моей голове логика такая — клубы и медиа-СМИ нужны друг-другу. Это хорошее партнёрство. Клубы будут воспринимать так, как об этом расскажут и покажут СМИ. Почему бы не позаботиться о них? Сделать их работу более приятной? Устроить просто подиумы из материала с низкой теплопроводностью? Я уже не говорю о подогреваемых ковриках вроде тех, на которых стоят на почётном карауле. Но всё это уже, конечно, мечты и фантазии.
Теперь о художественной стороне.
Пост-обработка снимков является важным этапом в «готовке» снимков. Подавляющее большинство фотографов ничего не делают со снимками (кроп не в счёт), некоторые чуть подправляют. Это хорошо, но тут важно не переусердствовать. Это видно на примере домашних фотографий «Трактора», которые выглядят так, как будто на дворе 70-е. Даже не знаю, как они достигают такого эффекта, но этот псевдо-HDR выглядит просто удручающе.
Что касается композиций, то это дело вкуса и почерка. Важно, чтобы в фото была видна работа фотографа, а не фотоаппарата и объектива. Печально замечать, что всю работу за фотографов выполняют их суперскорострельные Никоны и сверхдорогие резкие объективы. И мне очень приятно, что нашу работу отмечают, притом что мы работаем довольно бюджетно — у нас нет 12 кадров в секунду, есть всего 2,5. Это нам не мешает; мы будем стараться расти и дальше.
Вердикт
Если КХЛ правда хочет смотреться круто на весь мир, нужно повышать качество фотографий и обеспечивать более хорошие условия работы для медиа-СМИ.
Фото: ХК «Атлант» (Татьяна Белянова и Андрей Горбунов), Ярослав Неелов, ХК «Трактор» (Виталий Губин), Greg Fiume, Dave Reginek