«Зенит» слишком «плюшево» обороняется, особенно при контратаках. Схеме 3-4-3 без Барриоса явно не хватает баланса
Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).
Сдвиг тактической парадигмы «Зенита», связанный с переходом на схему 3-4-3 на постоянной основе, поначалу был подкреплен и качеством игры, и результатом. Победы в матчах с «Рубином», «Крыльями» и «Мальмё» при балансе созданного и допущенного 29-7 и разнице «явных» шансов 14-1 привели к определенному переизбытку оптимизма, в том числе и в отношении перспектив на спаренные матчи с «Ювентусом».
Холодный душ в виде двух подряд поражений от «Сочи» и «Арсенала» несколько слегка скорректировал задранную планку ожиданий, хотя с точки зрения креатива «Зенит», по большому счету, в обоих матчах снова был в полном порядке. Если, конечно, вывести за скобки слабую реализацию, от локальной просадки которой в отдельно взятой игре (или даже двух подряд) не застрахован вообще никто.
С обороной – сложнее.
Полтора тайма против «Сочи», включая 25-минутный отрезок игры в меньшинстве, «Зенит» был практически безупречен (за 67 минут у сочинцев была всего одна внятная контратака с опасным ударом Терехова), но после привоза на ровном месте в исполнении Крицюка посыпались ошибки разной степени тяжести.
Например, второй гол стал следствием цепочки вроде бы небольших недочетов:
Юсупов на ложном замахе отправил в партер зачем-то полетевшего в подкат Барриоса…
…Малком проспал включение в центр штрафной Терехова.
Вслед за этим уже сам Вильмар нелепо киксанул на 11-метровой, подарив убойный шанс Попову.
Но если огрехи зенитовцев в игре с «Сочи» все-таки сложно назвать системными именно в тактическом плане (тем более с поправкой на целый тайм вдесятером), то против «Арсенала» персонифицировать их точно не стоит. Оба пропущенных гола очень наглядно подсветили структурные пробелы «Зенита» в нынешний перестроечный период.
Разбираемся пошагово и покадрово.
53 минута: атака с голом Давиташвили
Все начинается с неудачной передачи Кругового на Малкома, которую перехватывает Смольников. В этот момент на противоположном фланге Сутормин в максимально широкой позиции за спиной Зурико – и ближе к воротам «Арсенала», чем его потенциальный оппонент. Очевидно, это как раз то, что требует от латераля тренерский штаб.
Сразу после потери зенитовцы пытаются организовать контрпрессинг: Малком вступает в отбор, Круговой тоже делает рывок к мячу, а не откатывается назад. При этом на противоположном фланге Зурико еще в ожидании, смогут ли партнеры сохранить мяч. А вот Сутормин начинает возвращаться.
В итоге Ткачеву за счет блока от Смольникова удается ускользнуть от Малкома – на противоположном фланге Зурико начинает рывок, Сутормин тоже ускоряется. Стоит обратить внимание и на Дугласа Сантоса – он плотно приклеился к Хлусевичу и вроде бы готов затруднить ему жизнь.
Но Ткачев пасует на отскочившего Маркова – Ловрен поднимается за форвардом, выдергиваясь из своей зоны, но недостаточно активно, чтобы как-то помешать. Зурико и Сутормин спринтуют в оставленную хорватом зону, причем Алексею надо отыгрывать гандикап в 4-5 метров.
Дальше – интереснее: Марков в касание переводит на Хлусевича, а Сантос вместо того, чтобы сразу же навязать борьбу или хотя бы последовать за оппонентом, внезапно переходит в зрительный зал и трусцой опускается в свою зону.
Это можно было бы понять, если бы Смольников был метров на 10-15 выше, но Игорь атаку не поддерживает, а вот Круговой на рывке в эту зону как раз возвращается.
Очевидно, что Дуглас был просто обязан (!) если не вступить в отбор сразу (хотя так и стоило сделать, на мой взгляд – и именно так поступил бы Барриос, окажись он в аналогичной ситуации), то хотя бы поддержать движение Хлусевича к центру, чтобы Чистяков, в свою очередь, мог подстраховать зону Ловрена.
Таким образом, зенитовским защитникам нужно было в обязательном порядке сдвигать структуру направо, чего они почему-то не сделали.
В итоге из-за неправильных командных перестроений – «отрезанного» Ловрена и неверного решения Сантоса – в финальной фазе весь эпизод свелся к тому, сможет ли Сутормин отыграть у Зурико несколько метров в спринтерском забеге. Алексей не смог (и большой вопрос, а смог бы на его месте хоть кто-то в лиге), но его вина в этом пропущенном голе минимальна.
Предъявить что-то Чистякову по этому эпизоду тоже не берусь – при сложившихся обстоятельствах едва ли он мог сделать что-то большее.
90 минута: атака с голом Кангвы
Важно зафиксировать: концовке матча «Зенит» перестроился на 4-2-3-1 с Венделом и Сантосом в качестве пары опорных, и в том числе это перестроение позволило гостям отыграться (в голевой атаке как раз Сантос в центре здорово разобрался и своевременно отдал Малкому на пустой фланг).
Сразу после ответного гола «Зенит» идет в прессинг, Дзюба провоцирует вынос Коченкова – передача идет на фланг на Степанова.
Степанов отбрасывает назад на Кангву – в единоборство вроде бы вступает Вендел.
К сожалению, «вроде бы» здесь ключевое: Кингс легко проскакивает мимо одного бразильца (и Вендел просто выключается их эпизода)…
…а затем через стенку со Степановым электричкой проносится мимо Дугласа.
Теперь у «Арсенала» 4-в-4 в атаке, но у Ловрена есть все шансы «тормознуть электричку».
Вместо этого капитан, у которого прямо перед носом два уже отрезанных от обороны опорника, показывает «фонарики»…
А за спиной капитана остаются Чистяков с Круговым – возможности выдвинуться на Кангву нет ни у одного, ни у другого: Дмитрий обязан контролировать рывок Луценко, а Данил – сторожить фланговую зону, в которую открывается Суханов.
Чистяков переключается на Кингса только после того, как направление передачи на Луценко успевает перекрыть Караваев. Но уже поздно – спустя секунду за спиной Крицюка закроется занавес.
Удар у опорника «Арсенала» действительно получился сумасшедшим, но в данном случае говорить о случайности – несерьезно. Просто в силу того, что мощный залпы «пушкарей» с дальней – один из самых мощных козырей Тулы, о чем Сергей Семак наверняка предупреждал команду (а я особо отмечал в предматчевом отчете).
В конечном итоге, халатность Вендела вкупе с безответственностью законопослушного Ловрена, на которого внезапно накатил приступ благородства, дорого обошлись «Зениту». Странное поведение хорвата сложно объяснить чем-то еще: можно было бы понять нежелание «садиться на карточку» на 20-й минуте, но на 90-й такая аморфность непозволительна и даже преступна.
По сути, и в эпизоде с первым пропущенным голом у зенитовцев было несколько возможностей хотя бы прервать атаку фолом, но вместо этого на каждом этапе было оказано почти стерильное сопровождение.
В этом контексте можно вспомнить и, например, пропущенный гол в матче с «Крыльями»:
Сорвать контратаку в контактной манере пытается только Барриос (и у него это почти получилось – сопернику помог отчасти случайный отскок), тогда как в финальной фазе против Зиньковского зенитовцы отзащищались «плюшево».
Безусловно, проецировать ошибки с «Арсеналом» или «Крыльями» на предстоящие схватки с «Ювентусом» не очень корректно – уровень концентрации, да и уровень жесткости в единоборствах там почти наверняка будет несравнимо выше (ибо в противном случае дело закончится авоськой).
В то же время ясно и то, что использовать формат 3-4-3 без Барриоса в тройке защитников, мягко говоря, небезопасно (пусть даже в созидательном плане рокировка Барриос-Ловрен «Зенит» не ослабила — в первом тайме хорват отдал штук пять классных передач между линиями).
Гипотеза о том, что именно колумбиец придает этой схеме оптимальный баланс, пока находит свое подтверждение.