Из-за топливного кризиса в Британии отменяют футбольные матчи. А полвека назад дефицит бензина вынудил играть по воскресеньям
Футбол в энергосберегающем режиме.
В последние дни на британских заправках все чаще выстраиваются очереди. Неожиданный дефицит бензина и дизеля отразился и на футболе, поставив под угрозу срыва сотни матчей в десятках низших лиг. Похожая картина возникла почти 50 лет назад и навсегда изменила английский футбол.
Дефицит бензина – одно из следствий Брекзита. Из-за нехватки водителей цистерн в низших лигах переносят туры
На этой неделе стоимость бензина на британских заправках превысила 1,35 фунта – в последний раз она была такой высокой восемь лет назад. Очереди к АЗС стали привычным явлением, а недовольство водителей иногда перерастает в легкие стычки.
Из-за дефицита топлива крупнейшие сети вводят ограничения. Еще 23 сентября BP закрыла десятки заправок по всей стране, а на следующий день их конкуренты из EG Group лимитировали отпуск бензина и дизеля – за раз можно заправить бак только на 30 фунтов.
Ситуация парадоксальная: с запасами бензина в Британии полный порядок. Хранилища ломятся от топлива, но доставить до АЗС его не могут. Это отложенный эффект Брекзита: в период пандемии многие граждане других стран ЕС покинули Англию, а вернуться не могут, потому что теперь в Соединенном Королевстве их считают иностранной рабочей силой. Среди тех, кто уехал на континент – водители-дальнобойщики, поэтому довезти бензин от хранилища до АЗС попросту некому.
После снятия многих ограничений жизнь в Лондоне и других крупных городах оживилась. Это привело к увеличенному спросу на топливо, а дальше начался замкнутый круг: в новостях сообщили о приближающемся дефиците, британцы стали заливать бензин «про запас», из-за чего увеличился и дефицит, и очереди на заправках.
Правительство принимает экстренные меры, чтобы этот круг разорвать. Водителями бензовозов должны стать военнослужащие, а в министерстве транспорта потребовали от британских подданных не заправляться впрок, чтобы не создавать ажиотаж.
Топливный кризис не только взвинтил цены и вынудил солдат пересесть за грузовики, а еще и ударил по футбольному календарю. Если матчи АПЛ и Чемпионшипа проходят по расписанию,то в низших дивизионах жизнь остановилась.
На этой неделе отложили многие встречи Non-лиги – пятого по силе дивизиона страны и ниже. Организаторы разрешили перенести игры, потому что многие футболисты-любители могли бы просто не приехать на матчи. Перед некоторыми стоял выбор, куда потратить остатки бензина: в пути до стадиона или на работу. 28 сентября писали, что 35 матчей в разных дивизионах отложены на неопределенный срок. Сорваны встречи в Истмийской и Южной лигах – это турниры седьмого и восьмого уровней. В дивизионах ниже матчи тоже отменяют.
GAME OFF ! Tomorrow’s game with @ChiCityFC is off! Rearranged date to be confirmed @IsthmianLeague @SportSussex @midsussex_times @NonLeagueCrowd pic.twitter.com/0wfNeLCT6l
— Haywards Heath Town FC (@HHTFC) September 27, 2021
Под угрозой срыва и квалификация Кубка Англии. На выходные запланированы четыре десятка матчей с участием клубов, самые статусные из которых представляют шестой по силе дивизион.
Однажды топливный кризис вынудил англичан играть по воскресеньям. Для этого пришлось обойти религиозный запрет 1780 года
Иронично, но предыдущий крупный топливный кризис пришел сразу после вступления Британии в Европейское экономическое сообщество (так тогда назывался ЕС). В январе 1973-го Соединенное Королевство стало частью общего рынка, а уже осенью правительство столкнулось с тяжелейшим вызовом. В октябре арабские страны ввели нефтяное эмбарго, которое ударило по союзникам Израиля. В это время вспыхнул очередной кровавый конфликт на Ближнем Востоке – война Судного дня должна была вернуть Египту и Сирии территории, потерянные в конце 1960-х.
Хотя бои носили локальный характер и продолжались всего 17 дней, почти сразу после войны Британия столкнулась с «худшим кризисом со времен Второй мировой». Так ситуацию описывал канцлер Казначейства Энтони Барбер. Арабские страны, объединенные в ОПЕК, отказались поставлять нефть в страны Западной Европы. При этом они снизили добычу, что привело к росту стоимости барреля с трех до двенадцати долларов. Дополнительно по экономике Великобритании ударила забастовка шахтеров. На фоне приближавшейся зимы это была настоящая катастрофа.
Правительство призывало к экономии энергии и вводило жесткие ограничения. Зимой промышленность страны перевели на трехдневную рабочую неделю. Это был компромисс, потому что поначалу в правительстве всерьез обсуждали запрет отапливать больше одной комнаты в квартире. Телевидение отключали в 22:30, а жителям постоянно напоминали: «Эпоха дешевой энергии закончилась навсегда». Людей призывали лишний раз не пользоваться бытовыми приборами, отказаться от уборки пылесосом и чистить зубы обычной, а не электрической щеткой. В противном случае власти грозили ввести налог на сто разных устройств: от кофеварок до триммеров для живых изгородей. И это на фоне затянувшегося экономического кризиса с инфляций в 20%.
Даже в этих обстоятельствах о футболе в Британии думать не переставали, но при дефиците нефти и угля проведение вечерних матчей казалось невероятной роскошью. Встречи перенесли на дневное время, поэтому игры в будние дни проходили при полупустых трибунах.
Что касается выходных, то здесь ситуация была максимально противоречивой: за десятки лет существования в Англии профессионального футбола составители календаря упорно игнорировали воскресенье. Для этого были юридические основания: в 1780 году приняли закон, который фактически регламентировал всю общественную жизнь британцев в соответствии с религиозными традициями. «Акт о соблюдении воскресенья» запрещал развлекательные мероприятия, чьи организаторы брали плату за вход. Предполагалось, что этот день нужно проводить в церкви и с семьей, и за нарушение полагался штраф. В более атеистическую пору от этого закона страдали не только футбольные лиги, но и, например, кинотеатры.
Некоторые статьи закона XVIII века были отменены в 1960-х, но те, что препятствовали проведению футбольных матчей, никуда не делись даже в кризисный 1973-й. И все же клубы проявили дерзость и организовали матч в воскресенье. Первыми придумали, как обойти акт, в «Кембридж Юнайтед» и «Олдэм Атлетик». Соперники по Кубку Англии сыграли в воскресенье 6 января 1974-го в 11:30. На стадион пускали бесплатно, но на трибуну могли попасть только те, кто купил программку. Причем ее стоимость зависела от сектора. В тот день на трибуны пришли 9 тысяч зрителей.
Программка и анонс первых воскресных матчей английских клубов
Через две недели эксперимент повторили уже в чемпионате – причем сразу в нескольких матчах. Так английский футбол пережил темную зиму, а уже весной эмбарго отменили. Впрочем, акт никуда не делся: только в 1980-е под давлением телевидения матчи по воскресеньям стали нормой для Британии. А полностью закон 1780 года отменили в 2003-м.
От отсутствия бензина страдал не только английский футбол. В Нидерландах еще в 1950-х болельщики добирались на матчи на лошадях
В 1973-м эмбарго затронуло и другие страны. Например, Нидерланды, где матчи в темное время суток все же оставили, правда, лишь в высшем дивизионе (футбол низших лиг полностью замер с декабря по март).
Федерация нашла весомый аргумент, заявив что матчи позволят даже сэкономить энергию, ведь тысячи болельщиков покинут дома и оставят свет выключенным. Это компенсирует затраты на освещение стадиона.
Но в истории голландского футбола темные времена были и раньше. В 1956-м разразился Суэцкий кризис, который также оставил Западную Европу без топлива и привел к войне на Ближнем Востоке.
В 1952 году в Египте произошла революция, в результате которой пала монархия, а вместе с ней и полуколониальный режим. К власти пришел Гамаль Абдель Насер, объявивший о строительстве арабского социализма. Это предполагало национализацию предприятий, в том числе – Суэцкого канала. Десятилетиями его контролировали Великобритания и Франция, и именно по нему в Европу с Ближнего Востока поставляли нефть. Египет никаких благ от этого транзита не получал, что привело к острому конфликту. Британцы и французы договорились с Израилем, чтобы чужими руками сохранить контроль над каналом, но к тому моменту в Лондоне и Париже остро ощутили дефицит топлива.
То же самое можно сказать и про Нидерланды, где в 1956-м в течение нескольких месяцев запрещали автомобильное движение по воскресеньям. Это должно было сэкономить бензин для поездок в рабочие дни. В отличие от Англии, голландцы не ограничивали развлечения по выходным, поэтому проводили матчи и в воскресенье. Но попасть на них стало гораздо сложнее.
Это сейчас в Нидерландах полно велосипедистов, но в 1950-х ситуация была совсем иная, и поехать на игру многие попросту не могли. Из-за запрета на поездки «Рапид» из Херлена лишился половины зрителей, так что остро встал вопрос о выживании команд.
Фанаты выкручивались как могли. Некоторые меняли машины на лошадей или отправлялись на матчи в кибитках. Болельщики «ВВВ-Венло» однажды пытались добраться до гостевого матча в Амстердаме на автобусе с немецкими номерами (на них правило не распространялось). Для этого они пешком пересекли границу с Германией (она в двух шагах от города Венло), а вот обратно на автобусе их уже не пустили. Через несколько дней об этом эпизоде с возмущением рассказывал министр транспорта Нидерландов.
Другая история связана с врачом, который приехал на машине на игру в Эйндховен. Медицинским работникам разрешалось пользоваться авто, но только по работе или для посещения церкви. В итоге суд выписал штраф в 500 гульденов – сегодня, с учетом инфляции и конвертации, – это 1750 евро.
Весной 1957-го война на Ближнем Востоке закончилась. И хотя в военном плане Израиль, Франция и Великобритания победили, Суэцкий канал остался под контролем Египта. По нему тут же хлынула нефть в Европу, и запреты на воскресные поездки вскоре отменили.
👉 Еще больше постов о футболе в контексте истории – в телеграм-канале His foot
Фото: Gettyimages.ru/Christopher Furlong, Chris J Ratcliffe, Evening Standard/Hulton Archive, Aubrey Hart/Evening Standard; en.wikipedia.org