Топ-менеджеры «Марселя»: «Мы и ПСЖ — это Давид и Голиаф»
Сегодня утром мастер-класс на факультете «Менеджмент в игровых видах спорта» провели генеральный менеджер «Марселя» Лоран Колетт и директор клуба по коммуникациям Жак Кардоз, прибывшие в Москву вместе с командой, которой через несколько часов предстоит сыграть матч групповой стадии Лиги Европы против «Локомотива». Представляем вашему вниманию отчет о прошедшем занятии.
«Марсель» многие привыкли рассматривать через призму вашего соперничества с «ПСЖ». Это действительно основа вашего самопозиционирования?
Л.К.: Противопоставление действительно имеет место, и оно касается не только соперничества на футбольном поле.
Это отражение реальной картины жизни: мы – в самом деле не Париж. Мы город гораздо более бедный, мы – город, населенный людьми, жизнь многих из которых это в буквальном смысле слова ежедневная борьба с неблагоприятно складывающимися обстоятельствами,
Здесь много эмигрантов, здесь совсем иное, чем в Париже качество дорог, качество образования в школах, и так далее, и так далее, и так далее.
Соответственно, если мы говорим о позиционировании, об основном посыле, который мы адресуем нашим болельщикам, то он звучит так: «Мы – это вы», мы – андердоги, мы априори никого не сильнее, и мы этого и не утверждаем просто потому, что это было бы глупо.
Но – у нас есть воля, есть характер, мы будем биться с каждым и мы никому без боя не проиграем, а тем более – «ПСЖ». Мы – Давид, они – Голиаф, а там посмотрим, чья возьмет.
И да, вот что еще: играть мы будем весело, дерзко, играть в атаку, не отсиживаться у своих ворот. Риск? Ну да, но, с нашей точки зрения, лучше уступить 3:4, чем в самой скучной игре на свете победить 1:0.
Кстати, в этом сезоне у нас есть отличный тренер под эту концепцию – Сампаоли, он – как раз про такую игру.
Насколько популярен клуб в родном городе?
Ж.К.: Знаете, со стороны может показаться, что весь французский футбол находится в тени «ПСЖ», однако это не так.
Не хочу их критиковать, но такой истории, как у нас, у них нет. Да и нынешняя их популярность, на чем она базируется? На Неймаре, на Мбаппе, теперь вот на Месси – все крутится вокруг них, иногда складывается впечатление, что каждый из них в отдельности это больше, чем сам «ПСЖ».
У нас такого выпячивания, такого доминирования звезд, нет даже в помине. И это не мешает «Марселю» оставаться самым популярным клубом Франции: в большинстве регионов он по этому показателю либо номер один, либо номер два. Общее количество наших болельщиков внутри страны мы оцениваем в 15 миллионов человек, а в целом по миру их насчитывается около 80 миллионов.
Речь идет прежде всего о франко-говорящих странах Африки, таких как Сенегал, Мали, Камерун, Того, Кот’д’ Ивуар, и других.
Но, кстати, говоря у нас и в Бразилии на данный момент достаточно внушительная аудитория – это связано с трансферами Жерсона и Луиса Энрике: для фанатов из этой страны мы в своих соцсетях завели португалоязычные аккаунты.
Ну, и чтобы закончить разговор на тему, насколько популярен или непопулярен «Марсель», можно привести еще такую статистику: наша мировая телеаудитория, та, что платит за просмотр трансляций наших матчей, сейчас составляет 103 миллиона человек. От того же «ПСЖ» мы по этому показателю отстаем совсем ненамного. У них – под 109 миллионов.
Неизбежный вопрос: каковы потери клуба от пандемии?
Ж.К.: Я вам честно скажу, что главная наша проблема в этот период заключалась в том, что соперники «Марселя» перестали бояться приезжать на наш стадион. Он у нас самый большой во Франции, 67 тысяч, и средняя посещаемость до пандемии была 55 тысяч человек на матче.
Про атмосферу я не говорю – это надо видеть и слышать, давление на команду гостей оказывается действительно грандиозное, а тут…
Из других потерь – мы открыли было свою футбольную школу в Нигерии, но из-за пандемии пришлось этот проект свернуть.
Л.К.: А в финансовом плане, мы неплохо период пандемии прошли, лучше, во всяком случае, чем многие другие в Европе.
Спасибо правительству, спасибо президенту Макрону. Лиге была предоставлена субсидия, «Марсель», в частности, получил 16 миллионов евро.
Это нивелировало наши убытки от недоигранного сезона, проведения матчей без зрителей и неисполненного телеконтракта. Причем я подчеркиваю: это была именно субсидия, возвращать нам ничего не надо.
Что же касается соглашений с партнерами и спонсорами, то здесь все обязательства были выполнены: правда, нам пришлось серьезно переформатировать оффлайновые активации, все они в том или ином виде были переведены в digital.
Ж.К.: Мы, кстати говоря, именно по работе в digital – абсолютные чемпионы Франции, многие коллеги из других клубов приезжают к нам опыт изучать.
Мы во многом были первооткрывателями – первыми в стране зашли в TikTok, первыми – в Twitch. Общая аудитория в соцсетях у нас на данный момент – 15 миллионов, за последние три года она выросла на 72 процента, и я так думаю, к 2024 году мы и до 25 миллионов доберемся.
Мы понимаем, что для клуба, большая часть поклонников которого находится все-таки далеко за пределами Франции – это направление работы важнейшее, по-другому коммуникацию с этой аудиторией наладить просто невозможно.
Вы говорите о популярности «Марселя» в Африке. Это способствует привлечению именно африканских партнеров и спонсоров?
Л.К.: Да. Опять-таки, работу на этом направлении серьезно осложнила пандемия, но у нас есть соглашение с Air Senegal, есть – с крупным африканским медиа-холдингом APO.
Наконец, мы очень плотно сотрудничаем с широко представленной на африканском рынке телекоммуникационной компанией Orange, той самой, которая владеет нейминговыми правами нашего стадиона.
Пять лет уже владельцем клуба является американец Фрэнк Маккорт. Что в «Марселе» изменилось за это время?
Л.К.: Ну, прежде всего за это время он инвестировал в клуб 400 миллионов евро. В плане спортивном эти вложения в 2018 году обернулись для нас выходом в финал Лиги Европы, в сезоне 2020/21 мы впервые за семь лет сыграли в Лиге Чемпионов – не очень, мягко говоря, удачно, но все-таки…
Что касается других изменений: после прихода Маккорта клуб смог позволить себе увеличить штат сотрудников – пришло 80 в общей сложности новых человек, специалистов в самых разных областях.
Ж.К,: Вообще, наш владелец, основным бизнесом которого является коммерческая недвижимость, с самого начала декларировал, что видит свою миссию не только в развитии клуба, но и в развитии города, который, с его точки зрения, сильно недооценен и имеет впечатляющие перспективы.
Понятно, что город это прежде всего люди, а людей интересует качество жизни. В Марселе, как мы с вами уже говорили, оно далеко не всегда соответствует лучшим современным образцам, так что клуб после смены владельца, во многом по его инициативе, стал уделять гораздо большее, чем прежде, внимание вопросам и проблемам именно социального порядка.
В чем это выражается?
Л.К.: В том числе, в нашей ценовой политике: билеты на матчи «Марселя» из года в год реализуются по весьма демократичным ценам.
При общем бюджете клуба в районе 125 миллионов евро доходы от их продажи не превышают десятой его части: просто потому, что мы понимаем, кто такие наши болельщики, что они могут себе позволить, а что – нет, и мы не хотим забирать у них больше, чем они реально могут нам дать.
Ж.К.: Да, это так. Но хочу добавить, что с некоторых пор наша деятельность в социальном поле вышла за пределы собственно футбольные.
Мы, например, активно работаем с молодежью из северных районов Марселя, самых неблагополучных в городе – в том числе предоставляем тем, кто к этому стремится, возможности разнообразных стажировок непосредственно в клубе.
Большую поддержку мы оказывали людям в период пандемии – на покупку продуктов питания для самых бедных клуб потратил 360 тысяч евро.
Кроме того, мы солидаризировались с различными программами по борьбе с домашним насилием – в период локдауна, который у нас тоже был и был очень жестким, все эти негативные явления чрезвычайно обострились, порой, признаюсь, происходили вещи просто страшные.
Ну, и самое заметное наше свершение на этом поприще это съемка с участием игроков и тренера «Марселя» специального ролика, объяснявшего, что вакцинация – это хорошо, это правильно.
Его посмотрело очень много народу, и он имел действительно большое воздействие на тех, кто раньше от прививки по тем или иным причинам отказывался, потом нас за это видео сам Макрон поблагодарил.
Это очень характерно, к слову: пока людей уговаривал привиться префект, уговаривал президент, уговаривали другие представители официальной власти, это было как об стену горох.
А когда свое слово сказали футболисты, оно – сработало.
Фото: globallookpress.com/JB Autissier, Panoramic/ZUMAPRESS.com; Gettyimages.ru/Arnold Jerocki