Специфика мексиканского футбола. (Часть 1) - молодежь, путь к футбольной элите
Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).
Когда 5 апреля 2017 года в 6 часов утра пограничная полиция США обнаружила в машине Даниэля Гомеса метамфетамин на сумму более полумиллиона долларов, карьера защитника "Тихуаны" пошла под откос.
18-летний гражданин США объяснил, что направлялся в кафе Denny's в пригороде Сан-Диего, чтобы позавтракать и вернуться на тренировку через два часа, но у полицейских вызвало подозрение состояние запасного колеса его Chrysler Sebring, и они обнаружили почти 23 килограмма наркотиков. Несмотря на то, что Гомес заявил о своем полном неведении относительно наличия наркотиков - он утверждал, что хотя это его машина, он обменял ее на другую, чтобы вернуть через несколько дней, и ничего об этом не знал, - он был задержан.
Независимо от того, был ли Гомес на самом деле причастен к попытке контрабанды метамфетамина или действительно стал невинной жертвой, в более широком масштабе его дело стало лишь последней частью извилистой, извилистой поучительной истории мексиканского футбола. Многие талантливые молодые люди, проходящие через систему, оказываются раздавленными грузом ожиданий или соблазном, и теряются для футбольного сообщества еще до того, как становятся достаточно взрослыми, чтобы о себе заявить.
Наркоторговля на тихоокеанском побережье - с ее сумасшедшими суммами денег - представляет собой постоянную угрозу не только для общества и правоохранительных органов, но и потенциально для игроков. Некоторые мексиканские клубы в прошлом находились под сильным влиянием "наркотиков", а очевидная массовая популярность футбола стала мощным подспорьем для их власти.
Конечно, существует огромное количество факторов, влияющих на путь игрока, и один из них никогда не исчезнет, какими бы успешными ни были попытки поддержания закона и порядка. "Мексиканцы живут и дышат футболом, - объясняет Брайс Данн, ведущий Golazo Podcast, - и у них всегда есть захватывающие игроки, такие как дос Сантос, Вела, а теперь и Хирвинг Лосано, но с этой страстью и любовью к игре, несомненно, приходит и давление".
Интенсивность этого давления не похожа на то, что многие европейские любители игры могут оценить в полной мере; атмосфера на "Энфилде" во время матча "Ливерпуль" - "Манчестер Юнайтед", например, переплетается с совершенно другой тканью, которая окутывает мексиканскую игру. Неудивительно, что важным элементом являются деньги; при средней месячной зарплате по стране около 120 долларов, богатство, предлагаемое тем, кто добивается успеха в качестве профессионала в Мексике, является одновременно пьянящим и всепоглощающим. "Я полагаю, что это не так уж далеко от стрессов южноамериканской зависимости игрока от семьи, которая потенциально испытывает финансовые трудности", - добавил Данн.
Учитывая, что средняя зарплата в Лиге МХ составляет более 300 000 долларов - 10-я по прибыльности лига в футболе, вторая после Бразилии за пределами Европы, - нетрудно понять, насколько сильно мечта о новой жизни и сопутствующие ей соблазнительные атрибуты могут увлечь впечатлительных подростков. Карлос Слим, магнат мексиканского происхождения, состояние которого превышает 50 миллиардов долларов и который однажды был признан Forbes самым богатым человеком планеты, владеет 30-процентным пакетом акций "Пачуки" и "Леона", а более высокой средней посещаемостью могут похвастаться только Премьер-лига, Ла Лига и Бундеслига.
Качество партнеров по команде - один из этих атрибутов. Мексика является местом назначения для большинства ведущих игроков в Америке, которые ищут возможность подняться на ступеньку выше, а благодаря переполненным трибунам, на которых они играют, создается впечатление гладиаторской сцены.
Однако, по словам корреспондента ESPN Mexico Тома Маршалла, у такого богатства есть и обратная сторона: "Молодым игрокам, которые пробиваются и блистают в Liga MX, трудно перебраться в Европу, потому что цены, запрашиваемые мексиканскими клубами, высоки", - объясняет он изданию These Football Times. "Внутренний рынок Мексики искусственно раздувается благодаря джентльменскому соглашению между владельцами, что означает, что игроки получают трансферную плату и не могут свободно переходить в другие клубы, даже когда у них закончился контракт. Другими словами, правила Босмана не существует".
Вряд ли это самая благоприятная среда для расцвета вундеркиндов. А вундеркиндов в Мексике много; рекорды Мексики на молодежных турнирах - предмет зависти всего континента, успех различных возрастных команд практически обязателен, и это понятно. В мае 2017 года сборная до 17 лет выиграла чемпионат КОНКАКАФ в Панаме, завоевав свой пятый титул на этом турнире.
Более того, за все девять турниров, в которых они принимали участие, они лишь дважды не смогли выйти в финал и проиграли в течение 90 минут лишь дважды в 52 матчах. Сборная до 20 лет выиграла 13 из 21 чемпионата КОНКАКАФ, а сборная до 23 лет победила на Олимпийском турнире - титул, который в Америке имеет гораздо больший престиж, чем в Европе - в Лондоне в 2012 году.
Мигель Гомес является менеджером команды до 18 лет, которая не участвует в соревнованиях ФИФА, но играет важную роль в развитии игроков, которые в дальнейшем будут играть на более высоких уровнях и возрастных группах. В беседе с These Football Times он объяснил реалии тренерской работы с молодыми игроками на деликатном этапе их развития и подтвердил опасения многих по поводу отвлекающих факторов: "В этой категории [2000 года рождения, имеется в виду чемпионы КОНКАКАФ до 7 лет] много таланта и хороших футбольных качеств, но они только на полпути к профессиональному росту", - сказал он.
"Некоторым из них удается дебютировать и стать действительно хорошими игроками, но другие застревают в пути по разным причинам; отвлекающие факторы, такие как вечеринки, девушки и тому подобное... и они отклоняются от обязательств, которые требует от игрока молодежного состава, чтобы стать профессионалом".
Перед Гомесом стоит, пожалуй, самая сложная задача из всех тренеров сборных возрастных групп. У него есть ограниченное время, чтобы сформировать игроков по своему образу и подобию, поскольку вскоре они перейдут в возрастную группу до 20 лет, где их будут тестировать в более серьезных соревнованиях, и многие из них скоро попадут в первую команду своих клубов. Этот шаг - самый большой скачок, который они должны сделать; внимание начнет привлекаться к ним по мере того, как они станут известны в более широком масштабе, и без правильного руководства для поддержания их фокуса они могут быть навсегда потеряны как игроки.
Психологический аспект, начиная с развития молодежи и заканчивая футболом в первой команде, - это то, что многие уже давно называют первопричиной недостатка успехов на взрослом уровне в Мексике. Когда великий Уго Санчес переехал в Испанию, он поначалу страдал от нервного приступа и не мог освоиться; испанская публика даже наклеила на него не слишком приятное прозвище "индио", ссылаясь на его иностранное происхождение. Считалось, что мексиканцы не могут адаптироваться к жизни по ту сторону Атлантики, и хотя Санчес стал одним из величайших игроков мадридского "Реала" - не говоря уже о том, что сейчас его соотечественники играют в высших европейских лигах, - все еще существует недоверие к силе характера мексиканского игрока.
Прежде чем мечтать о том, чтобы сделать себе имя в Европе, они должны сначала показать себя на родине. Бальдерас признает, что ему не удалось максимально использовать свои возможности, когда он вместе с Лосано входил в состав академии "Пачуки". "Я думаю, что мои амбиции были реалистичными, но в то же время я знаю, что мой талант мог бы дать мне больше", - признался он. "В конце концов, я знаю, в чем была моя ошибка; я никогда по-настоящему не понимал, где я нахожусь, пока не ушел из "Пачуки". Я был в лучшей академии страны. Без шуток, по крайней мере, в моем возрасте (1995 года рождения). У меня не было хорошей и сильной психики, и я понял это только когда вырос и подумал: "Хорошо, если бы ты проявил больше характера и не чувствовал себя хуже других"".
Одна общая тема, которая проходит через философию великих молодежных академий по всему миру, - это важность развития личности в первую очередь, и только потом может появиться игрок. Послушайте любого из знаменитых выпускников "Ла Масии" или Леса Рида, излагающего концепцию знаменитого кампуса "Саутгемптона" Маркуса Либхерра, и вы узнаете, какую полную базу получают молодые игроки.
В случае с Мексикой есть многообещающие признаки того, что целостные академии приносят свои плоды, но слишком часто только лучшие клубы могут или хотят играть в долгую игру и быть терпеливыми, развивая свою собственную молодежь правильным образом. "Одна из проблем заключается в том, что на молодежном уровне недостаточно клубов, делающих все правильно", - объясняет Маршалл. "Второй дивизион - это просто руины с молодежной точки зрения, а количество иностранцев в Лиге МХ означает, что например мексиканцу гораздо сложнее дебютировать в своей национальной лиге, чем в южноамериканской".
Скороспелость - это болезнь, которая поражает почти все высшие лиги мира, но, по крайней мере, Мексиканская федерация футбола (FMF) предпринимает некоторые правильные шаги, чтобы установить рамки. Существует структура лиги для возрастных групп до 13, до 15, до 17 и до 20 лет, которая обеспечивает им здоровую атмосферу конкуренции. Такие клубы, как Пачука, Леон, Керетаро, Сантос Лагуна и Атлас, заявили о своем намерении использовать свои молодежные системы для создания своих составов.
"Чивас" (аналог московского Спартака в плане поддержки) пошел еще дальше, выбрав политику отбора только мексиканских граждан, подобно политике "Атлетик", где все игроки - баски. Под руководством бывшего полузащитника "Лацио" Матиаса Альмейды они завоевали всего два титула чемпиона за 20 лет, однако являются одним из самых поддерживаемых клубов страны.
Однако Гомес считает, что существует более широкая проблема, влияющая на формирование молодых игроков, и что FMF должна сыграть центральную роль в ее решении: "То, что можно улучшить между командами, - это регламентировать методику общей подготовки для всех. Помимо футбольных качеств - технических, тактических, физических, умственных - они должны развивать ценности, которые мы теряем в мексиканском обществе. Молодежь не придает должного значения семейным ценностям. Матери и отцы часто вынуждены работать, а молодые парни растут в одиночестве и порой принимают неправильные решения".
Бальдерас согласен с тем, что сам прошел через эту систему и был свидетелем успехов и неудач многих потенциальных звезд: "Молодые футболисты здесь, в Мексике, известны как дивы, которые думают, что у них все есть, получая хорошие зарплаты в том возрасте, когда они становятся взрослыми", - сказал он. "Вечеринки, девушки, алкоголь... все эти вещи уводят их от цели. Я видел много действительно хороших игроков, которые, как я думал, будут играть в Первом дивизионе, но нет; независимо от того, насколько они были хороши по сравнению со своими товарищами в подростковом возрасте, они не стали профессионалами из-за некоторых вещей, о которых я уже говорил".
Вопрос об иностранцах в Лиге МХ является сложным. В настоящее время существует постановление, согласно которому каждому клубу разрешается регистрировать до 10 иностранцев в игровом составе, и хотя предполагается, что это должно ограничить поток иностранных игроков, насыщающих лигу, в действительности это приводит к тому, что у перспективных мексиканских игроков мало возможностей пробиться. На каждое звездное имя вроде Кейсуке Хонды или Андре-Пьера Жиньяка приходится дюжина иностранцев, не превосходящих по уровню местных талантов - в основном из Южной Америки в поисках комфортной зарплаты, - заполняющих командные листы. Около половины игроков в высшей лиге теперь иностранцы.
"С одной стороны, богатство означает высокий уровень импорта и игры на американском континенте, что идет на пользу молодым мексиканцам", - говорит Маршалл. "С другой стороны, краткосрочный подход приводит к тому, что владельцы покупают готовых иностранцев - обычно из Южной Америки - вместо того, чтобы развивать молодых игроков".
Возможно, самым известным примером импорта готовых талантов является мадридский "Реал". Эстебан Гранеро прошел через кантеру в возрасте восьми лет, завоевывая различные молодежные награды, и хотя он играл в первой команде в течение трех сезонов, ему с трудом удавалось удерживать место в старте, опережая таких игроков, как Хаби Алонсо, Махамаду Диарра и Кака. Долгожитель Гути в то время говорил, что аутсайдерам нужно научиться ценить футболку, но Гранеро приветствовал этот подход "галактикос" к мгновенному удовлетворению с сангвиническим реализмом, утверждая, что он рад возможности работать усерднее и доказывать свою состоятельность на фоне лучших в мире.
"Я думаю, это должно быть девизом каждого игрока академии", - считает Бальдерас. "Я думаю, что это нормально, когда в лиге есть иностранные игроки. Это правда, что некоторые команды нанимают дерьмовых южноамериканцев, которые занимают места игроков академии, но в конце концов, молодые игроки должны заслужить это место".
Возможно, несправедливо предполагать, что проблема менталитета - это эндемический недостаток мексиканской молодежи. В конце концов, давление от того, что они являются бесспорными гигантами футбола КОНКАКАФ, порой просто удушающее; соперники на всех уровнях, как правило, играют в той же удушающей манере, пытаясь закрыть потрясающий талант, стоящий перед ними, плотными оборонительными линиями, и все же ожидания никогда не снижаются.
Хотя случай с Даниэлем Гомесом вызывает серьезную озабоченность, он отнюдь не является ярким примером уязвимости молодых игроков. Угроза эксплуатации - или искушение быстро заработать - к сожалению, всегда будет тем, с чем придется жить мексиканскому футболу, как бы ни старались местные или национальные власти и FMF бороться с этим.
Несмотря на эти проблемы, успех все еще достигается на постоянной основе, а благодаря значительно улучшенной инфраструктуре в большинстве ведущих клубов и на международном уровне, условия развиваются в правильном направлении. "Многие из молодых мексиканских игроков, которые сейчас выходят на поле, являются бенефициарами больших инвестиций в молодежную систему", - отмечает Маршалл. "Большинство из них ездили на турниры по всему миру и должны быть способны добиться успеха, как и любой другой молодой человек из любой другой страны".
Гомес сохраняет позитивный настрой в отношении развития подрастающих поколений. Он видел лучшее и худшее в современном футбольном мире, и хотя он знает о потенциальных подводных камнях, о которых говорилось ранее, он искренне верит, что есть основания для оптимизма. "Молодые игроки рассматривают футбол как карьеру. Они дисциплинированы, настойчивы, преданы футболу. Они талантливы, конкурентоспособны, смелы, и мы видим это на международном уровне, когда отправляемся в турне, мы - национальная команда с престижем".
Не многие стены удержат их от пересечения границы между обещаниями и прогрессом.
***
Источники: These Football Times; интервью Мигель Гомес 2018г;
***