Гонщик «Ф-1» за $20 млн в западне: главная пилотажная фишка вообще не подошла болиду новой команды. Решения нет
Впереди страдания либо полная самоперестройка в 32 года.
Переход Данэиля Риккардо в «Макларен» выглядел завершением перестройки и возрождения легендарной английской команды: казалось, уж с семикратным победителем Гран-при, гонявшим наравне с Максом Ферстаппеном, оранжевый болид оттолкнется от третьего места в Кубке конструкторов и срежет хотя бы часть отставания от «Мерседеса» и «Ред Булл». И вроде бы в реальности все примерно так и вышло, вот только прессингует «большую двойку» в битвах за подиумы и поулы не улыбчивый №3 из Австралии, а юный Ландо Норрис – который вообще-то всего третий год в «Ф-1».
Главный мистер стабильность «Ф-1»: набирает очки чаще Хэмилтона и Ферстаппена, обгоняет по 6 болидов за 6 кругов, рвет напарника-звезду с зарплатой в $20 млн
«Макларен» летел к поулу до двух последних виражей. А в них болид заскользил, а потом хуже повернул – и все решили 0,05 секунды
А опытный 32-летний Риккардо, откатавший почти две сотни гонок на вершине автоспорта, оказался пока что главным разочарованием года. Остальные новички сезона уже адаптировали и выдали по несколько заездов в свою силу: Алонсо радует фанатов «Альпин» скоростью в квалификациях и хитрыми обгонами, Феттель затащил «Астон Мартин» на подиум, Сайнс вообще на последних этапах побил по стабильности и результатам Леклера. Но показатели Риккардо на фоне фантастической очковой серии Норриса выглядят неимоверно печально.
Для сравнения: на Гран-при Португалии №3 даже не попал в топ-15 в квалификации и едва заехал в деcятку в гонке (Ландо начал седьмым и приехал пятым), в любимом Монако проиграл напарнику 0,6 секунды в квале, снова пролетел мимо стартовой десятки и проиграл Норрису круг (кстати, №4 поднялся тогда на подиум), в Баку закончил квалу 13-м в стене с отставанием в 0,7 секунды, а в гонке едва въехал в топ-10. Гран-при Штирии – новый проигрыш Норрису (0,5 секунды в квале и почти 0,7 секунды в среднем в гонке; на финише уступил Ландо почти 2/3 круга). Через неделю на том же треке лучше особенно не стало: Рикк вновь пролетел мимо топ-10 и отстал от напарника на 40 секунд в гонке.
Да, временами у Дэна и получалось: он переквалифицировал Норриса в трех первых Гран-при из 4-х и побил англичанина в Испании, но затем №4 взвинтил темп – и нынешние результаты уже напоминают разгром.
А ведь «Макларен» реально надеялся на Риккардо как на таран для штурма клуба топ-команд – австралийцу даже положили отличный трехлетний контракт на $20 млн в год ($17 млн оклад + бонусы). Сравнимый гонорар в Уокинге не платили со времен Алонсо (когда часть трат на пилота взяла на себя «Хонда») – гонщики обходились в разы дешевле, а деньги пускали прежде всего на процесс реорганизации структуры и разработку нового болида. Потому сделка с Дэном выглядела рискованно для только-только вынырнувшей из середины таблицы команды – ведь ради финансирования контракта и разработки новой машины англичане продали часть акций гоночной организации.
«Макларен» взлетел в топ-3 «Ф-1» и забрал $245 млн в один день. Теперь ждет нового гонщика-лидера и переходит на лучший мотор
Конечно, трудно теперь не признать небольшое несоответствие между ожиданиями и реальностью.
«Ситуация разочаровывающая, – согласился босс «Макларена» Андреас Зайдль. – И для Даниэля – тоже. Адаптация идет дольше, чем мы думали».
Вероятно, фактор времени при наличии трехлетнего контракта может не так уж и сильно напрягать – но все-таки минимум $17 млн за сезон Дэну насыпали совсем не за отставания от напарника на круг.
Причина провала – в пилотаже: главная фишка Риккардо не работает с болидом «Макларена». Еще и новые шины вредят
Если изучить эффектное видеосравнение квалификационных кругов Дэна и Ландо с недавнего Гран-при Австрии, разница в их подходах легко бросается в глаза.
Норрис не просто выигрывает точку торможения перед первым поворотом, но еще и более уверенно направляет болид через апекс, практически не теряя скорости. У Риккардо просто не получается бросить машину в такое же эффективное «вращение» вокруг поребрика, и потому ему приходится ждать чуть дольше для нажатия на педаль газа – в итоге Дэн уступает еще и разгон (и отыгрывает на прямой только из-за конфигурации с меньшей прижимной силой).
В 4-м повороте ситуация практически повторяется – даже хуже: теперь №3 вообще промахнулся мимо апекса из-за ошибки при выборе момента замедления. Последствия – отвратительный выход и потеря малейшего шанса угнаться за напарником.
Сложности Риккардо выдают его неуверенность в болиде: австралиец привык максимально поздно жать на педаль и начинать движение рулем еще до завершения фазы замедления, как бы «бросая» машину в поворот – иногда процесс сопровождается эффектным дымом из-под полузаблокированных колес. Такая техника пилотажа называется trail braking – и Дэн ворвался в суперзвезды «Ф-1» с яркими победами и обгонами именно благодаря ей.
Just stunning, @danielricciardo 💪 #AzerbaijanGP 🇦🇿 #F1 pic.twitter.com/tw2BmFuigB
— Formula 1 (@F1) June 25, 2017
Риккардо – мастер обгонов в «Формуле-1». Как он это делает?
«Ключевой момент – вход в поворот, когда я начинаю поворачивать руль, – объяснил Дэн. – Думаю, с самого начала моей проблемой были действия на входе в повороте – не получается заставить машину делать то, что нужно мне, к чему я привык.
Какой мой пилотажный стиль? Грубо говоря, я стараюсь держать очень высокую минимальную скорость в поворотах – и бросаю туда машину на грани сцепления. Звучит просто, но на самом деле это не так. Нужно полностью доверять машине, а этого мне как раз пока не хватает. А если ты не можешь точно прописать желаемую траекторию на входе, не попадаешь на нее болидом и промахиваешься мимо апекса – ты уже догоняющий. И шанс как-то все отыграть на выходе из поворота невелик.
Раньше – и в «Ред Булл», и в «Рено» – контроль машины в момент поворота руля до полного поднятия ноги с педали тормоза был моей сильной стороной. Но «Макларен» оказался чувствительнее и требует немного другого подхода. У него свои сильные и слабые стороны, но мой природный пилотажный стиль почему-то с ними не сочетается. Поворачиваю ли я в вираж или давлю на газ – машина реагирует не так, как я привык.
Можно ли сказать, что мой стиль вообще не работает больше с современными машинами? Нет, дело скорее в новых шинах. «Пирелли» снова поменяла передние покрышки и еще несколько мелочей – и все ощущения тут же кардинально поменялись. Сперва я тоже считал, что дело в аэродинамическом обвесе, но потом Ландо сам сказал, что «Маклареном» этого года труднее управлять».
Способы перевернуть ситуацию: удовольствие от пилотажа, концентрация на себе, симулятор. Но, похоже, решения проблемы Риккардо просто нет
Состоявшиеся гонщики редко попадают в положения с экстремальными требованиями для адаптации: обычно либо команды выстраиваются много лет вокруг их хотелок, либо их приглашают на роль суперзвезд с полной готовностью переделывать машину именно под их стиль, либо регламент меняется сразу для всех. Но Риккардо не перекладывает ответственность за трудности с пилотажем – и честно признает: его опыт даже не совсем помогает.
«Нужно научиться пилотировать так, как хочет машина, использовать ее сильные стороны – в этом и суть процесса адаптации, – рассказал Дэн. – Думаю, это главное – со всем остальными нюансами можно легко потеряться. Так что, возможно, это главная мудрость для меня нынешнего – 32-летнего. Думаю, мне стоит сохранять концентрацию на себе – и тогда, надеюсь, я смогу все переварить».
Что же тогда №3 видит главным фактором в изменении гоночной техники?
«Честно говоря, позиция на треке – даже не самое важное, рассказал Рикк после более-менее удачного Гран-при Франции. – Просто участие в нескольких схватках на треке – уже более весомая вещь».
Из конкретных способов перевернуть ситуацию австралиец пока согласен только на расширение тренировочного расписания.
«Я всегда говорил: не хочу симулятор домой, потому что у меня есть много дел поинтереснее на выходные, – рассказал Дэн. – Виртуальные гонки никогда меня не захватывали. Но я не хочу мыслить слишком узко. Может, это и правда помогает – надо проверить. В процессе можно научиться чему-то – хотя так же можно подхватить и плохие привычки. Но Макс Ферстаппен, Ландо и Шарль Леклер очень активно занимаются этим делом – может, что-то и получится. Не буду ее игнорировать – попробую».
В словах Риккардо считывается небольшая растерянность от происходящего – и ее вполне можно понять: 10 лет №3 успешно гонялся в «Ф-1» и даже считался будущим чемпионом с одним пилотажным стилем – и теперь впервые столкнулся у него не получается гонять так же на новом болиде. С другой стороны, Дэн не меньше опасается и переделывать себя – ведь слом внутренних инстинктов и природных ощущений может не принести прибавки в скорости, а только замедлить еще сильнее. Об этом нам рассказывал бывший пилот «Уильямса» (и, кстати, приятель Риккардо) Сергей Сироткин.
Почему карт – лучший старт для гонщика? Объяснил экс-пилот «Ф-1» Сергей Сироткин: учит основе главных пилотажных фишек
«С моральной точки зрения гонщик перегружает себя ориентирами и заглушает природное ощущение пилотажа – отдаляет от себя чувство машины и перестает извлекать из техники максимум. Важно соблюдать золотую середину: не загнать себя в ситуацию, когда ты начинаешь пилотировать не на ощущениях, а на заученных цифрах и ориентирах на трассе. Пилотаж изначально должен строиться на чувствах, а ориентиры должны лишь их подкреплять – не наоборот. Все-таки природное чутье и ощущения важнее: чем лучше они развиты – тем проще справляться с подобными ситуациями.
К примеру, уверен, один гонщик «Ф-1» в прошлом году пытался перенять что-то у напарника, когда видел, что собственный подход не работает, перешел на пилотирование по ориентирам – и только больше отдалился от слияния с машиной».
Правда, похожую трансформацию прошел Карлос Сайнс – тот самый, которого Риккардо и сменил в «Макларене»: №55 сразу вдумчиво подошел к адаптации к красному болиду и уже к седьмому Гран-при сезона достал Леклера по чистому темпу.
Новичок «Феррари» подстраивает пилотаж под каждый поворот в «Ф-1». И рискует – это против гоночных инстинктов
С другой стороны, пилотажный стиль испанца изначально больше рассчитан именно не на чутье, а на ориентиры и продумывание траекторий. И ему не приходилось переживать оглушительный успех именно благодаря отдельным гоночным фишкам – Риккардо не просто так постоянно акцентирует на них внимание.
«За последние 10 лет я добился весомого успеха в этом спорте и не хочу внезапно бросить все, что меня к нему привело, – признался Дэн. – Я бы предпочел прежде всего продолжать опираться на мои инстинкты. С другой стороны, было бы упрямством сказать: только я делаю все правильно. Нужно учиться принимать факты: машина отлично работает с другой пилотажной техникой Ландо. Но в то же время я работаю с инженерами над настройками, чтобы я смог использовать хотя бы часть моих сильных сторон».
Может, фанатам англичан достаточно подождать год – и с переходом на радикально новый регламент положение №3 перевернется? Кажется, даже сам гонщик не особенно верит в такой сценарий.
«Я готовлюсь к отсутствию изменений в следующем году, – не стал скрывать Дэн. – Вот почему я пытаюсь глубже разобраться в требованиях нынешней машины и что я могу с ней сделать».
Похоже, в данный момент команда не закладывает подгонку болида для 2022-го под пилотажный стиль новичка – хотя, казалось бы, должна выжимать из актива стоимостью $17 млн в год все возможное. Вероятно, колоссальная разница между результатами Норриса и Риккардо даже слишком оглушительна: технический штаб явно взял верное направление развития болида, и разворот ради решения личных проблем №3 может сдержать дальнейший прогресс. С другой стороны, если «Макларен» желает возвращения в топ «Ф-1», команде необходимо изучить все возможности для поиска компромисса – ведь именно от изобретательности и гибкости при решении проблем как раз и зависит долгосрочный успех. Конечно, «оранжевые» вряд ли хотят попасть в зависимость от одной пилотажной фишки звездного пилота, но перекладывать на него целиком все усилия по преодолению проблем – тоже не самая эффективная стратегия.
Пока же, судя по динамике отставания от напарника, прогресс Риккардо и «Макларена» в поиске технического компромисса не особенно заметен. Кажется, у Дэна остается одна лишь надежда.
«Может, я все еще слишком много все сознательно обдумываю, и потому трачу слишком много энергии на попытки пилотировать по-другому, – признался №3. – Может, еще пара гонок – и больше включится подсознание, и я тут же смогу стабильнее гонять на пределе возможного. Может такое быть? Увидим».
Хэмилтон восхитился пилотом «Макларена» после обгона – а через 30 кругов тот отобрал у Льюиса подиум. Несмотря на штраф
Ключ к скорости в «Ф-1» – быстрый прогрев шин. Но их нельзя «включать» резкими рывками – инсайд экс-гонщика «Уильямса» Сироткина
Ральф Шумахер ворвался в «Ф-1» с невозможным пилотажем: давил на газ и тормоз одновременно. Коробки передач ломались одна за другой
Фото: Gettyimages.ru/Peter Fox, Joe Portlock, Clive Rose