Гонщик «Ф-1» за $20 млн в западне: главная пилотажная фишка вообще не подошла болиду новой команды. Решения нет

Впереди страдания либо полная самоперестройка в 32 года.

Переход Данэиля Риккардо в «Макларен» выглядел завершением перестройки и возрождения легендарной английской команды: казалось, уж с семикратным победителем Гран-при, гонявшим наравне с Максом Ферстаппеном, оранжевый болид оттолкнется от третьего места в Кубке конструкторов и срежет хотя бы часть отставания от «Мерседеса» и «Ред Булл». И вроде бы в реальности все примерно так и вышло, вот только прессингует «большую двойку» в битвах за подиумы и поулы не улыбчивый №3 из Австралии, а юный Ландо Норрис – который вообще-то всего третий год в «Ф-1».

Главный мистер стабильность «Ф-1»: набирает очки чаще Хэмилтона и Ферстаппена, обгоняет по 6 болидов за 6 кругов, рвет напарника-звезду с зарплатой в $20 млн 

«Макларен» летел к поулу до двух последних виражей. А в них болид заскользил, а потом хуже повернул – и все решили 0,05 секунды 

А опытный 32-летний Риккардо, откатавший почти две сотни гонок на вершине автоспорта, оказался пока что главным разочарованием года. Остальные новички сезона уже адаптировали и выдали по несколько заездов в свою силу: Алонсо радует фанатов «Альпин» скоростью в квалификациях и хитрыми обгонами, Феттель затащил «Астон Мартин» на подиум, Сайнс вообще на последних этапах побил по стабильности и результатам Леклера. Но показатели Риккардо на фоне фантастической очковой серии Норриса выглядят неимоверно печально.

Загружаю...

Для сравнения: на Гран-при Португалии №3 даже не попал в топ-15 в квалификации и едва заехал в деcятку в гонке (Ландо начал седьмым и приехал пятым), в любимом Монако проиграл напарнику 0,6 секунды в квале, снова пролетел мимо стартовой десятки и проиграл Норрису круг (кстати, №4 поднялся тогда на подиум), в Баку закончил квалу 13-м в стене с отставанием в 0,7 секунды, а в гонке едва въехал в топ-10. Гран-при Штирии – новый проигрыш Норрису (0,5 секунды в квале и почти 0,7 секунды в среднем в гонке; на финише уступил Ландо почти 2/3 круга). Через неделю на том же треке лучше особенно не стало: Рикк вновь пролетел мимо топ-10 и отстал от напарника на 40 секунд в гонке.

Да, временами у Дэна и получалось: он переквалифицировал Норриса в трех первых Гран-при из 4-х и побил англичанина в Испании, но затем №4 взвинтил темп – и нынешние результаты уже напоминают разгром.

А ведь «Макларен» реально надеялся на Риккардо как на таран для штурма клуба топ-команд – австралийцу даже положили отличный трехлетний контракт на $20 млн в год ($17 млн оклад + бонусы). Сравнимый гонорар в Уокинге не платили со времен Алонсо (когда часть трат на пилота взяла на себя «Хонда») – гонщики обходились в разы дешевле, а деньги пускали прежде всего на процесс реорганизации структуры и разработку нового болида. Потому сделка с Дэном выглядела рискованно для только-только вынырнувшей из середины таблицы команды – ведь ради финансирования контракта и разработки новой машины англичане продали часть акций гоночной организации.

Загружаю...

«Макларен» взлетел в топ-3 «Ф-1» и забрал $245 млн в один день. Теперь ждет нового гонщика-лидера и переходит на лучший мотор 

Конечно, трудно теперь не признать небольшое несоответствие между ожиданиями и реальностью.

«Ситуация разочаровывающая, – согласился босс «Макларена» Андреас Зайдль. – И для Даниэля – тоже. Адаптация идет дольше, чем мы думали».

Вероятно, фактор времени при наличии трехлетнего контракта может не так уж и сильно напрягать – но все-таки минимум $17 млн за сезон Дэну насыпали совсем не за отставания от напарника на круг.

Причина провала – в пилотаже: главная фишка Риккардо не работает с болидом «Макларена». Еще и новые шины вредят

Если изучить эффектное видеосравнение квалификационных кругов Дэна и Ландо с недавнего Гран-при Австрии, разница в их подходах легко бросается в глаза. 

Норрис не просто выигрывает точку торможения перед первым поворотом, но еще и более уверенно направляет болид через апекс, практически не теряя скорости. У Риккардо просто не получается бросить машину в такое же эффективное «вращение» вокруг поребрика, и потому ему приходится ждать чуть дольше для нажатия на педаль газа – в итоге Дэн уступает еще и разгон (и отыгрывает на прямой только из-за конфигурации с меньшей прижимной силой).

В 4-м повороте ситуация практически повторяется – даже хуже: теперь №3 вообще промахнулся мимо апекса из-за ошибки при выборе момента замедления. Последствия – отвратительный выход и потеря малейшего шанса угнаться за напарником.

Загружаю...

Сложности Риккардо выдают его неуверенность в болиде: австралиец привык максимально поздно жать на педаль и начинать движение рулем еще до завершения фазы замедления, как бы «бросая» машину в поворот – иногда процесс сопровождается эффектным дымом из-под полузаблокированных колес. Такая техника пилотажа называется trail braking – и Дэн ворвался в суперзвезды «Ф-1» с яркими победами и обгонами именно благодаря ей.

Риккардо – мастер обгонов в «Формуле-1». Как он это делает? 

«Ключевой момент – вход в поворот, когда я начинаю поворачивать руль, – объяснил Дэн. – Думаю, с самого начала моей проблемой были действия на входе в повороте – не получается заставить машину делать то, что нужно мне, к чему я привык.

Какой мой пилотажный стиль? Грубо говоря, я стараюсь держать очень высокую минимальную скорость в поворотах – и бросаю туда машину на грани сцепления. Звучит просто, но на самом деле это не так. Нужно полностью доверять машине, а этого мне как раз пока не хватает. А если ты не можешь точно прописать желаемую траекторию на входе, не попадаешь на нее болидом и промахиваешься мимо апекса – ты уже догоняющий. И шанс как-то все отыграть на выходе из поворота невелик.

Раньше – и в «Ред Булл», и в «Рено» – контроль машины в момент поворота руля до полного поднятия ноги с педали тормоза был моей сильной стороной. Но «Макларен» оказался чувствительнее и требует немного другого подхода. У него свои сильные и слабые стороны, но мой природный пилотажный стиль почему-то с ними не сочетается. Поворачиваю ли я в вираж или давлю на газ – машина реагирует не так, как я привык.

Можно ли сказать, что мой стиль вообще не работает больше с современными машинами? Нет, дело скорее в новых шинах. «Пирелли» снова поменяла передние покрышки и еще несколько мелочей – и все ощущения тут же кардинально поменялись. Сперва я тоже считал, что дело в аэродинамическом обвесе, но потом Ландо сам сказал, что «Маклареном» этого года труднее управлять».

Загружаю...

Способы перевернуть ситуацию: удовольствие от пилотажа, концентрация на себе, симулятор. Но, похоже, решения проблемы Риккардо просто нет

Состоявшиеся гонщики редко попадают в положения с экстремальными требованиями для адаптации: обычно либо команды выстраиваются много лет вокруг их хотелок, либо их приглашают на роль суперзвезд с полной готовностью переделывать машину именно под их стиль, либо регламент меняется сразу для всех. Но Риккардо не перекладывает ответственность за трудности с пилотажем – и честно признает: его опыт даже не совсем помогает.

«Нужно научиться пилотировать так, как хочет машина, использовать ее сильные стороны – в этом и суть процесса адаптации, – рассказал Дэн. – Думаю, это главное – со всем остальными нюансами можно легко потеряться. Так что, возможно, это главная мудрость для меня нынешнего – 32-летнего. Думаю, мне стоит сохранять концентрацию на себе – и тогда, надеюсь, я смогу все переварить».

Что же тогда №3 видит главным фактором в изменении гоночной техники?

«Честно говоря, позиция на треке – даже не самое важное, рассказал Рикк после более-менее удачного Гран-при Франции. – Просто участие в нескольких схватках на треке – уже более весомая вещь».

Из конкретных способов перевернуть ситуацию австралиец пока согласен только на расширение тренировочного расписания.

Загружаю...

«Я всегда говорил: не хочу симулятор домой, потому что у меня есть много дел поинтереснее на выходные, – рассказал Дэн. – Виртуальные гонки никогда меня не захватывали. Но я не хочу мыслить слишком узко. Может, это и правда помогает – надо проверить. В процессе можно научиться чему-то – хотя так же можно подхватить и плохие привычки. Но Макс Ферстаппен, Ландо и Шарль Леклер очень активно занимаются этим делом – может, что-то и получится. Не буду ее игнорировать – попробую».

В словах Риккардо считывается небольшая растерянность от происходящего – и ее вполне можно понять: 10 лет №3 успешно гонялся в «Ф-1» и даже считался будущим чемпионом с одним пилотажным стилем – и теперь впервые столкнулся у него не получается гонять так же на новом болиде. С другой стороны, Дэн не меньше опасается и переделывать себя – ведь слом внутренних инстинктов и природных ощущений может не принести прибавки в скорости, а только замедлить еще сильнее. Об этом нам рассказывал бывший пилот «Уильямса» (и, кстати, приятель Риккардо) Сергей Сироткин.

Почему карт – лучший старт для гонщика? Объяснил экс-пилот «Ф-1» Сергей Сироткин: учит основе главных пилотажных фишек 

«С моральной точки зрения гонщик перегружает себя ориентирами и заглушает природное ощущение пилотажа – отдаляет от себя чувство машины и перестает извлекать из техники максимум. Важно соблюдать золотую середину: не загнать себя в ситуацию, когда ты начинаешь пилотировать не на ощущениях, а на заученных цифрах и ориентирах на трассе. Пилотаж изначально должен строиться на чувствах, а ориентиры должны лишь их подкреплять – не наоборот. Все-таки природное чутье и ощущения важнее: чем лучше они развиты – тем проще справляться с подобными ситуациями.

К примеру, уверен, один гонщик «Ф-1» в прошлом году пытался перенять что-то у напарника, когда видел, что собственный подход не работает, перешел на пилотирование по ориентирам – и только больше отдалился от слияния с машиной».

Загружаю...

Правда, похожую трансформацию прошел Карлос Сайнс – тот самый, которого Риккардо и сменил в «Макларене»: №55 сразу вдумчиво подошел к адаптации к красному болиду и уже к седьмому Гран-при сезона достал Леклера по чистому темпу.

Новичок «Феррари» подстраивает пилотаж под каждый поворот в «Ф-1». И рискует – это против гоночных инстинктов 

С другой стороны, пилотажный стиль испанца изначально больше рассчитан именно не на чутье, а на ориентиры и продумывание траекторий. И ему не приходилось переживать оглушительный успех именно благодаря отдельным гоночным фишкам – Риккардо не просто так постоянно акцентирует на них внимание.

«За последние 10 лет я добился весомого успеха в этом спорте и не хочу внезапно бросить все, что меня к нему привело, – признался Дэн. – Я бы предпочел прежде всего продолжать опираться на мои инстинкты. С другой стороны, было бы упрямством сказать: только я делаю все правильно. Нужно учиться принимать факты: машина отлично работает с другой пилотажной техникой Ландо. Но в то же время я работаю с инженерами над настройками, чтобы я смог использовать хотя бы часть моих сильных сторон».

Может, фанатам англичан достаточно подождать год – и с переходом на радикально новый регламент положение №3 перевернется? Кажется, даже сам гонщик не особенно верит в такой сценарий.

«Я готовлюсь к отсутствию изменений в следующем году, – не стал скрывать Дэн. – Вот почему я пытаюсь глубже разобраться в требованиях нынешней машины и что я могу с ней сделать».

Загружаю...

Похоже, в данный момент команда не закладывает подгонку болида для 2022-го под пилотажный стиль новичка – хотя, казалось бы, должна выжимать из актива стоимостью $17 млн в год все возможное. Вероятно, колоссальная разница между результатами Норриса и Риккардо даже слишком оглушительна: технический штаб явно взял верное направление развития болида, и разворот ради решения личных проблем №3 может сдержать дальнейший прогресс. С другой стороны, если «Макларен» желает возвращения в топ «Ф-1», команде необходимо изучить все возможности для поиска компромисса – ведь именно от изобретательности и гибкости при решении проблем как раз и зависит долгосрочный успех. Конечно, «оранжевые» вряд ли хотят попасть в зависимость от одной пилотажной фишки звездного пилота, но перекладывать на него целиком все усилия по преодолению проблем – тоже не самая эффективная стратегия.

Пока же, судя по динамике отставания от напарника, прогресс Риккардо и «Макларена» в поиске технического компромисса не особенно заметен. Кажется, у Дэна остается одна лишь надежда.

«Может, я все еще слишком много все сознательно обдумываю, и потому трачу слишком много энергии на попытки пилотировать по-другому, – признался №3. – Может, еще пара гонок – и больше включится подсознание, и я тут же смогу стабильнее гонять на пределе возможного. Может такое быть? Увидим».

Хэмилтон восхитился пилотом «Макларена» после обгона – а через 30 кругов тот отобрал у Льюиса подиум. Несмотря на штраф

Ключ к скорости в «Ф-1» – быстрый прогрев шин. Но их нельзя «включать» резкими рывками – инсайд экс-гонщика «Уильямса» Сироткина

Ральф Шумахер ворвался в «Ф-1» с невозможным пилотажем: давил на газ и тормоз одновременно. Коробки передач ломались одна за другой

Фото: Gettyimages.ru/Peter Fox, Joe Portlock, Clive Rose

Популярные комментарии
medved007
Блин, это Вы должны быть боссом гоночной команды. Почему Вы на спортс? Таких как Вы - единицы
Ответ на комментарий Joker_13
Болид не подходит под стиль пилотажа. Звучит смешно. Это касается не только гонщиков, но и профи в любой другой области. Если человек хочет добиваться успеха, он должен всю жизнь учиться, совершенствоваться. Логично, когда в отсутствие тестов первые гонки даются сложно.Но в распоряжении команды и Дэна помимо солидной дистанции, пройденной за первые уикенды, есть же многочисленные видео, телеметрия с болида пилота, обуздавшего этот Макларен, показывающие в какой момент и как сильно жать на педали, и как резко или плавно поворачивать руль, чтоб проходить трассу быстрее. Высококлассный гонщик должен это схватывать на лету, а симулятор в помощь для доведения навыка до автоматизации. А в Маке вместо этого занялись поиском способов испортить вполне быстрый и управляемый болид, чтоб подогнать его под навыки пилота с низкой способностью к адаптации.
Примавера
С первых гонок я заметил, что Дэн проходит повороты намного медленнее, чем он делал это всегда. Сразу понятно, что тут дело в тормозах. Как правильно их настроить если не обращать внимания на режимы работы двигателя. Никак. Поэтому главная причина провала первой половины сезона медоеда кроется в СУ мерса. Он настолько привык к Рено, что не может сообразить как поступить. Поэтому же и Ландо говорит, что машиной стало труднее управлять. Мотор стал мощнее. Но Норрис моложе, и похоже что он более универсальный пилот, умеющий подстраивать свой стиль под конкретную машину. Когда идёт поиск настроек с применением компромиссного подхода, то гораздо легче выжать из железа максимум. Дэну с его устоявшимся стилем езды, гораздо труднее дается понимание нового для себя болида. Но он обязательно подстроится и поймет как надо настраивать машину. Во второй половине сезона он прибавит.
drow elf
Может потому, что Риккьярдо всегда был австралийцем?
Ответ на комментарий Зефирка
"Из конкретных способов перевернуть ситуацию австралиец пока согласен только на расширение тренировочного расписания"..я одна не поняла почему испанец стал австралийцем? Не хочет симулятор..а чего ему париться? 17 лямов в год, и никаких забот✌️ А вообще сам из Буллов ушёл, так что нечего локти кусать
Еще 54 комментария
57 комментариев Написать комментарий