Автоспорт создает 4 млн рабочих мест – и $190 млрд вклада в экономику мира. Больше ВВП Украины и Казахстана, как три ВВП Беларуси
Целая страна.
Спорт давно превратился в огромную бизнес-индустрию – прежде всего развлекательную, хоть и с огромным положительным влиянием на здоровый образ жизни. Правда, не все виды заточены исключительно под генерацию телекартинки и услуг на стадионах или телевидении: автогоноки всегда стояли чуть особняком, с огромным сектором реальных разработок, производства и трансфера технологий в обычную жизнь. Международная автомобильная федерация (ФИА) в 2019-м решила посчитать вклад всего автоспорта в мировую экономику – и заказала тщательное исследование финансовой составляющей всех видов гонок во всех странах. Сбор и подсчет данных занял почти два года – и на недавнем заседании Всемирного совета ФИА Жан Тодт презентовал итог. Числа вышли впечатляющими.
«ВВП» автоспорта – $190 млрд (160 млрд евро – в исследовании использована валюта Евросоюза, но для дальнейших сравнений мы все перевели в доллары): рыночная стоимость всех товаров и услуг, сгенерированная индустрией автоспорта, вместе с мультиплицированным движением средств через всю экономику. Например, учитываются потраченные посетителями Гран-при в ресторане деньги – они разбиваются на расходы точки общепита, налоги и прибыль владельца, после рассчитываются также взносы для государства от бизнеса и так далее – в общем, учитывается в том числе непрямое влияние на экономику.
$71 млрд из них – сгенерированный автоспортом напрямую «ВВП»: рыночная стоимость всех товаров и услуг, созданных для индустрии, включая экономические активности участников, управляющих лиц, локальных автоклубов, треков и прочей гоночной инфраструктуры, профессиональных и полупрофессиональных команд.
36 процентов из них приходятся на НИОКР (научно-исследовательские разработки) и инжиниринг, 13 процент – «другие виды производства» (по описанию авторов исследования, туда входит производство тканей, гоночной одежды, резиновой и пластиковой продукции, всех неметаллических минеральных материалов, а также химической и топливной продукции), и еще 51 процент – это услуги.
$119 млрд – «косвенный» ВВП, связанный с обслуживанием индустрии. Конечно, гонки и команды не производят его напрямую, но все-таки его расчет позволяет оценить всю пользу автоспорта, вносимую в экономику мира – ведь без соревнований их бы тоже не было совсем, и прибыли с налогами во многих бизнесах и бюджетах оказались намного меньше. А еще именно они помогают понять смысл трат многих стран на Гран-при: как видим, косвенный эффект выше прямого на 60 процентов, потому можно понять логику правительств по оплате права на гонку из госбюджета – местный бизнес зарабатывает намного больше и поддерживает экономику региона.
$79,5 млрд из общего «ВВП» – добавленная стоимость, сгенерированная автоспортом и активностями вокруг него. Чистая добавленная стоимость, созданная напрямую индустрией – $30 млрд, остальное – косвенная добавленная стоимость от производства сопутствующих товаров и услуг.
4,2 млн человек – общая занятность в автоспорте
2,7 млн человек – напрямую вовлеченные в гонки: 230 тысяч – волонтеры, маршалы и прочие официальные лица (неоплачиваемые рабочие места), 1 млн – всевозможные участники соревнований, еще 1,5 млн – штат локальных автоклубов, ФИА и прочих объединений
1,5 млн человек – созданные индустрией дополнительные рабочие места: 576 тысяч – прямые (штаты автодромов, гоночных подразделений на заводах и так далее), 924 тысячи – косвенные рабочие места (к примеру, кейтеринг, маркетинг и прочие). Из созданных прямых рабочих мест 24 процента специалистов заняты в НИОКР и инжиниринге, 13 процентов – в «других видах производства», 63 процента – в сфере услуг.
Данные собраны и структурированы крупной консалтинговой компанией EY-Parthenon по заказу ФИА: в процессе исследования аудиторы провели и скомпоновали 20 тысяч опросов среди местных автоклубов, организаторов ивентов, всевозможных владельцев коммерческих прав, промоутеров и менеджеров команд. А еще – изучили официальные отчеты ФИА, всех чемпионатов и серий, а также свыше 50 крупных организаций из числа заинтересованных в индустрии. Правда, данные собирались именно за 2019-й – потому эффект от пандемии COVID-19, карантинов, отмен и новых календарей не учитывался. Фактически нам представили отчет о пике экономического могущества автоспорта – ведь в новой экономической реальности уже пошли под нож многие региональные (вроде австралийской V8 Supercars) и молодежные серии, да и отсутствие зрителей на трибунах в последний год здорово вдарил по ВВП автоспорта – как по прямому, так и по косвенному.
Пока трудно сказать, насколько восстановится индустрия после победы над COVID – но, с другой стороны, президент ФИА Жан Тодт и в нынешней ситуации обозначил важнейшую точку для дальнейшего расширения богатства и эффекта от автоспорта.
«Сейчас мы возлагаем надежду на нашу Молодежную стратегию, – поделился Тодт на заседании Совета в Монако во время презентации исследования. – В мире 1,8 млрд молодых людей в возрасте от 10 до 24 лет. 90 процентов из них живут в странах с низким и средним уровнем доходом. И они сыграют огромную роль в росте автоспорта [в будущем] и в переходе к дружественной к окружающей среде мобильности. Наша амбиция – создать программу, способную соединить ФИА и всю структуру автоспорта с молодым поколением, помочь взаимодействовать с ним и понять его».
Но даже без вовлечения молодежи автоспорт уже выглядит мегавнушительно – вполне на уровне весьма крупных стран. $190 млрд – это 52-е место в списке номинального ВВП за 2019-й по исследованию МВФ: больше, чем у Казахстана ( у него 182 млрд), Венгрии (161 млрд) и Украины (154 млрд). Все страны Балтии втроем генерируют меньше (Литва – 54,2 млрд, Латвия – 34,1 млрд, Эстония – 31,5 млрд), как и Беларусь (63 млрд). Но до России и ее 11-го места (1702 млрд) автоспорту далеко – как и до прочих гигантов.
Авторы исследования же сравнили «ВВП» автоспорта с объемом всех прямых товаров и услуг автопрома Великобритании – это $90 млрд.
И да, вся сфера спорта и ЗОЖ в странах ОЭСР (Организации экономического сотрудничества и развития, куда входят 38 государств, 18 процентов населения мира и 60 процентов мирового ВВП) сгенерировала в 2019-м $386 млрд – кстати, хватило бы на 33-е место в рейтинге планеты. Автопорт здесь внезапно занял 18 процентов – весьма неплохо.
Теперь вы точно поймете, почему команда «Мерседес» в «Ф-1» стоит около $1,2 млрд, а рекламная ценность ее участия в Гран-при оценивалась как раз в 2019-м в $4,5 млрд.
«Мерседес» продал контроль над командой «Ф-1» за $400 млн, но сохранил бренд в Гран-при и ключевого босса
Хэмилтон – лучший по доходам в «Ф-1». Забрал $82 млн за год и заработал больше Шумахера
Зарплаты гонщиков «Ф-1» за 21-й: Хэмилтону срезали на четверть, Феттелю – вдвое, Шумахер и Мазепин получают меньше всех
Источник: FIA
Фото: Gettyimages.ru/Peter Fox / Stringer