Душан Влахович. Большой анализ
Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).
Оглавление:
- Cтиль игры на юношеском и молодёжном уровне
- Удары и движение без мяча в атаке
- Игра головой, единоборства и прессинг
- Действия в подыгрыше
Душан Влахович ударно провёл сезон 2020/21 Серии А:
- звание лучшего игрока до 23 лет по версии итальянской лиги;
- четвёртое место в итоговом списке бомбардиров – 21 гол;
- первый игрок «Фиорентины» за 16 лет, забивший не меньше 21 мяча за чемпионат;
- четвёртый иностранец в истории клуба, который забил не меньше 20 мячей за турнир (после Петроне, Хамрина и Батистуты).
Такие результаты не могли остаться без внимания, и сразу появились новости об интересе к игроку со стороны целого ряда клубов: среди них был замечен, например, «Милан». Готов ли Влахович к переходу в команду уровня Лиги Чемпионов? Какие изменения в игре помогли ему забить столько голов? Что футболист уже умеет, а в чём ему ещё предстоит прибавить и возможно ли это? Давайте попробуем разобраться.
1. Cтиль игры на юношеском и молодёжном уровне
История Влаховича – это уже полноценный путь, на каждом этапе которого игроку приходилось в той или иной мере менять свой стиль и адаптироваться. Но обо всём по порядку.
«Альтина Земун»
В 6 лет родители привели игрока в академию клуба «Альтина Земун», где Влахович занимался футболом до 14 лет. Благодаря записям, сохранившимся с юношеских турниров, можно сразу сделать вывод о врождённых качествах футболиста: отличные точность и сила удара с левой позволяли прицельно бить и забивать со средней и дальней дистанции, а развитая координация и плотный контроль мяча давали возможность быстро менять направление движения с мячом и обыгрывать не только защитников, но и вратаря. Благодаря своим ярко выраженным сильным сторонам Влахович с ранних лет приучился брать игру на себя.
«Партизан»
В 14 лет игрок переходит в «Партизан», где не только продолжает развивать свои сильные стороны, но и раскрывается с новой стороны. Отчасти меняется и стиль игры Влаховича: местами футболист по-прежнему действует как главная звезда команды, часто двигаясь с мячом в одиночку и нередко пытаясь обвести или оббежать вратаря в завершающей фазе, но появляются и действия в подыгрыше, отходы в пространство между линиями.
Также становится очевидно, что Влахович способен замечать движение партнёров, возникающие свободные зоны и возможности доставить мяч вразрез. Игрок не всегда оказывается способен исполнить передачу технически, однако если шанс отдать есть, футболист старается им воспользоваться:
Впрочем, заметно и чрезмерное использование игроком левой ноги: Влахович часто оказывается справа, чтобы сместиться после приёма в центральные зоны и контролировать мяч более сильной ногой. При получении же мяча под правую, особенно после прострела с левого фланга, Влахович начинает либо подбирать ногу, до последнего стремясь избежать удара правой, либо и вовсе останавливает мяч и перекладывает его под рабочую.
Стоит отметить и самовосприятие игрока: уже на юношеском уровне Влахович ведёт себя, как самый важный футболист команды, не изменилось это и при переходе в «Партизан». Форвард нередко старается ударить из-за пределов штрафной из зоны 14, целясь в левый от себя верхний угол ворот, и ярко празднует голы, копируя Криштиану Роналду. В дриблинге, впрочем, это не так заметно, ведь игрок больше использует ложные замахи и крокету (перенос мяча с ноги на ногу).
«Фиорентина»: молодёжная команда
После «Партизана» Влахович оказывается в молодёжной команде «Фиорентины». Во Флоренции нападающий начинает чаще играть на линии с центральными защитниками соперника, единолично возглавляя нападение и становясь адресатом прострелов и навесов. Помимо перемещений внутри чужой штрафной с целью забить мяч Влахович по-прежнему смещается на фланг (преимущественно направо, чтобы потом сместиться в центр под удобную левую ногу).
Борется за ничейные мячи после вертикальных выносов и неаккуратных пасов вразрез:
При этом обращает на себя внимания манера ведения единоборств за верховые мячи: Влахович не стремится воспользоваться преимуществом в росте и не прыгает, больше рассчитывая на борьбу за пространство внизу. Игрок пользуется своим умением поставить спину и уйти в сторону на силовом дриблинге, стремясь либо перевести мяч на левый фланг, либо подготовить позицию для удара под левую ногу.
Что касается работы в обороне, то здесь нападающий достаточно инертен. Влаховичу не свойственна монотонная беговая работа при игре без мяча – форвард скорее нацелен на одиночные рывки для создания давления на защитника и при неудачном исходе стремится занять более удобную позицию для выхода на свободное пространство при обратном переходе владения:
К сожалению, по-прежнему актуальны проблемы с использованием правой ноги: при завершении Влахович использует только левую:
2. Удары и движение без мяча в атаке
Влахович – левша, и большинство своих ударов (93 из 161, 57,7%) он наносит левой ногой.
У игрока нет проблем с техникой удара левой ногой, он может пробить сильно и точно с любой дистанции, если его прямой оппонент в эпизоде даст ему достаточно времени подготовить удар с удобной позиции. Примеров предостаточно:
Гостевой матч против «Беневенто» в сезоне 2020/21. Одна из любимых зон Влаховича для удара из-за пределов штрафной ещё со времён игр за юношеские команды. Мяч попадёт точно в левый для игрока дальний угол
Гостевой матч против «Наполи» в сезоне 2019/20. Также любимая зона Влаховича для удара левой ногой с подкруткой. Мяч снова попадёт точно в левый для игрока дальний угол. Любопытно, что ровно с той же точки серб забивал «Наполи» за молодёжную команду.
Отдельно стоит упомянуть про пенальти: Влахович уверенно реализует удары с точки, при этом футболист не имеет читаемого паттерна исполнения. В течение своей карьеры серб бил в разные углы на разной, неудобной для вратаря, высоте. Кроме того, игрок не боится пробовать сложные технические элементы – например, паненку (игра с «Ювентусом» в этом сезоне, например, или игра с «Торино» на молодёжном уровне).
В сезоне 2019/20 Влахович достаточно много бил издали: 26,1% ударов (17 из 65) из-за пределов штрафной. Нападающему в том сезоне давали бить в том числе ударные штрафные (6 раз), однако за весь период в «Фиорентине» у форварда лишь один гол из-за пределов штрафной (за 31 удар) – как раз в ворота «Беневенто».
Проблема Влаховича в сезоне 2019/20 во многом была связана с чрезмерным желанием игрока проявить себя, которое выливалось в достаточно большое количество попыток ударить под сопротивлением из не самых выгодных позиций и большое количество попыток ударить в целом (3,84 удара в пересчёте на 90 минут). Для сравнения: главный конкурент серба в том сезоне за место в стартовом составе команды, Патрик Кутроне, наносил 2,36 удара за 90 минут. Итальянец в сезоне 2019/20 реже бил и из-за пределов штрафной (12,5%).
Трудно переоценить важность работы с Пранделли для Влаховича как в целом с точки зрения развития, так и с точки зрения нанесения ударов в частности. Дадим слово форварду:
«Поворотным моментом в моей карьере было появление Чезаре Пранделли в качестве тренера. Я тогда был в сборной, и мои друзья присылали мне его заявления, в которых он очень хорошо отзывался обо мне… Когда я вернулся, мы сразу же сели, поговорили, и он объяснил, чего он хочет и что запланировал для меня. Он сказал мне не волноваться, чтобы я почувствовал облегчение… Он оказал мне безграничное доверие, и я буду благодарен ему до конца своей жизни.
У меня есть привычка оставаться дополнительно поработать после каждой тренировки, и Пранделли занимался со мной индивидуально. Он объяснил мне некоторые движения, как бить, в какой момент… Пранделли знает, как подойти и пообщаться с игроком».
Можно было бы сказать, что это просто благодарность игрока тренеру за предоставление стабильного игрового времени, однако Влахович действительно стал бить из более выгодных позиций и лучше выбирать момент для нанесения удара:
Карта ударов демонстрирует изменения явным образом: больше ударов из вратарской, меньше – из-за пределов штрафной (14,5% против 26,1% ранее), больше ударов из штрафной ближе к центральной оси и меньше заблокированных ударов.
Меньше стало ударов и в целом (2,62 против 3,84 на 90 минут); средняя дистанция удара также стала меньше (14 метров против 15,3). Зато больше стало среднее качество удара по non-penalty xG: с 0,11 оно выросло до 0,16.
Что касается движения без мяча и игровой интуиции, то благодаря Пранделли Влахович действительно стал лучше представлять, где окажется мяч по итогам эпизода, и стал более классно отклеиваться от опекуна при прострелах.
Гол «Сампдории»: Влахович просчитал траекторию отскока и в итоге оказался первым на мяче при добивании.
Аналогичный эпизод из матча с «Аталантой»:
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что Влахович действительно на высоком уровне владеет своей левой ногой и сильно прибавил в движении без мяча, концентрации и решениях на мяче, но как обстоят дела с правой ногой и головой? Здесь пока что без перемен: удары нерабочей ногой по-прежнему вызывают дискомфорт у игрока.
Аналогичный эпизод из матча с «Интером»:
С ударами головой тоже есть проблемы: во многом невыдающаяся реализация моментов связана с особенностями ведения Влаховичем верховых единоборств. Форвард не так хорошо контролирует своё тело в прыжке и очень долго подстраивается под мяч, в результате чего удар зачастую выходит слабым.
Доходит до того, что Влахович предпочитает наносить удар чем угодно, но не головой, даже если мяч летит выше груди.
3. Игра головой, единоборства и прессинг
Учитывая рассмотренный контекст, кажется удивительным, что с течением времени сразу два тренера – и Пранделли, и Якини, – стали использовать Влаховича в качестве главного адресата длинных пасов от вратаря при ударах от ворот.
График говорит о том, что по ходу карьеры чем больше времени в старте проводил Влахович, тем чаще он начинал вступать в верховые единоборства. Спад в январе-феврале 2021 года не должен смущать – он связан с попытками Пранделли разыгрывать мяч от ворот более коротко, от которых в итоге тренер отказался.
При этом форвард имеет достаточно высокий процент побед в единоборствах на втором этаже: согласно данным fbref, Влахович в сезоне 2020/21 выигрывал 43,2% таких дуэлей. Успешнее, чем 69% форвардов в топ-5 лигах за последние 365 дней.
Тем не менее, так было не всегда: Влахович прибавлял в верховых единоборствах в течение всего периода игры за «Фиорентину», а сезон 2019/20 и вовсе начал с нуля выигранных единоборств из четырёх в домашнем матче против «Наполи».
Основной тезис этого раздела текста – Влахович хорош в единоборствах, однако это не связано напрямую с игрой головой. Большинство побед даже в воздушных единоборствах связаны с умением серба ставить корпус и выигрывать для себя пространство для приёма мяча грудью или ногами. Главной проблемой в начале карьеры форварда в «Фиорентине» было именно неумение рассчитать траекторию длинной передачи, идущей на него, в результате чего мяч нередко перелетал Влаховича, а сам игрок либо опаздывал с прыжком, либо и вовсе не пытался выпрыгнуть.
В прессинге Влахович не объёмен: с молодёжного уровня этот аспект не претерпел больших изменений. Можно возразить, что серб играет за «Фиорентину», которую на дистанции сезона 2020/21 нельзя назвать прессингующей командой. Однако в команде игрок является частью первой – наиболее активной – линии прессинга, а его основные партнёры по этой линии – Франк Рибери и Гаэтано Кастровилли – показали достаточно большой объём прессинг-действий (86-ой и 69-ый перцентиль по своим категориям среди игроков топ-5 чемпионатов соответственно).
4. Действия в подыгрыше
Влаховича нельзя назвать оттянутым форвардом в полном смысле этого термина, однако за прошедший год нападающий стал больше опускаться ниже в пространство между линиями соперника, выступая в качестве главного адресата передач вперёд для партнёров. Обычно после этого серб либо возвращает мяч ближайшему полузащитнику, либо и вовсе переводит его на фланг (чаще – на левый) и возвращается на острие.
Врождённая способность сканировать поле на предмет возможных передач с продвижением помогает форварду не только поддерживать полузащитников, но и развивать атаки самостоятельно. Тем не менее, как отмечалось ранее в главе про первые шаги карьеры, не всегда у Влаховича хватает техники для исполнения сложной передачи.
Важно, что Влахович чувствует партнёров и понимает их стиль игры и паттерны открываний.
Перевести мяч с правого фланга на левый при отсутствии чрезмерного давления со стороны защитника Влахович вполне способен. Этот приём игрок использует как при игре за клуб, так и за сборную.
Важным оружием с точки зрения действий в подыгрыше становится физическая сила Влаховича, его умение ставить корпус и резко разворачиваться в сторону после приёма мяча.
Аналогичный эпизод из матча с «Удинезе»: Влаховича очень трудно сдвинуть с места, форвард уверенно пользуется габаритами при игре в корпус.
«Фиорентина» пользовалась способностью серба придержать мяч и при вбросе мяча из боковой.
Заключение
Душан Влахович – это форвард с достаточно уникальным для футбола набором качеств: поставленный удар с левой ноги, прекрасное понимание игры без мяча, видение поля, скорость, сила, техника, уверенность в себе и желание постоянно развиваться и совершенствоваться.
Тем не менее, на сегодняшний день у Влаховича есть целый ряд недостатков, который не позволяет ему всерьёз рассчитывать на переход в топ-клуб: одноногость, слабая игра головой в завершении и необъёмность в прессинге. Нельзя однозначно сказать, сможет ли серб исправить все свои недостатки или развить свои сильные стороны до такого уровня, который позволил бы закрыть глаза на минусы и заставил большие клубы выложить за футболиста требуемую руководством «Фиорентины» сумму.
Спасибо большое, что дочитали до конца! Если вам хочется узнать о команде больше, вы можете подписаться на мой блог здесь, чтобы не пропускать новые материалы. Также меня можно читать в Telegram (t.me/acf_fiorentina_rus).