Женщина-судья впервые на Евро: тренирует строгий взгляд перед зеркалом и не хочет отставать от Мбаппе
Познакомьтесь со Стефани Фраппар.
Француженка Стефани Фраппар попала на Евро-2020 и уже поработала резервным арбитром на матче-открытии Италия – Турция и Испания – Словакия.
Ее взлет поражает – впервые Фраппар появилась в мужской Лиге 1 весной 2019 года после того, как отсудила 80 матчей в Лиге 2. В июле она прекрасно отработала финал женского чемпионата мира в Лионе, а уже в августе судила матч между «Челси» и «Ливерпулем» за Суперкубок УЕФА. В декабре 2020-го Фраппар назначили на игру Лиги чемпионов («Ювентус» – «Динамо» Киев), а теперь она на чемпионате Европы.
До Фраппар такое не удавалось ни одной девушке.
Фраппар играла до 19 лет (была близка к сборной Франции), но решила стать судьей – из-за перспектив
Фраппар увлеклась футболом, когда ей было шесть. Ее отец играл на любительском уровне, и все дети в семье (две дочери и три брата) были без ума от футбола. По выходным родители Фраппар разрывались между стадионами – все дети со своими командами играли на разных.
С 10 лет Стефани выступала на позиции десятки в местном «Эрбле» и уже через три года стала внимательно изучать правила игры. Фраппар была одной из лучших в команде, ее собирались вызвать в сборную Франции. «У Стефани был менталитет победителя, она была движущей силой команды. Помогала нападающим, а вся игра строилась через нее», – рассказывал один из тренеров, работавших с Фраппар в «Эрбле».
До 19 лет Стефани играла в футбол по субботам, а судила его по воскресеньям. Потом пришлось выбирать, и девушка стала арбитром: «Возникло ощущение, что в судействе я получу больше возможностей для развития, чем в женском футболе, который в те дни был куда менее развит, чем сейчас. И это был правильный выбор».
Мама не могла ходить на матчи Фраппар из-за ругани на трибунах и гуляла вокруг стадиона, чтобы быть рядом
В 2011 году Фраппар начала судить матчи между мужскими командами в 3-м французском дивизионе, а через три года оказалась в Лиге 2. «Перед матчами я смотрю одну или две игры каждой из команд, – рассказывала тогда Фраппар. – Запоминаю имена игроков и обращаю внимание на тактику, смотрю на действия команд при стандартах, чтобы занимать лучшую позицию во время игры».
В 2014-м Фраппар была единственной женщиной-арбитром в Лиге 2. «Сначала меня взяли туда, чтобы привлечь внимание к турниру, но я быстро показала, на что способна», – вспоминала девушка.
Когда Стефани работала в низших лигах, ее мама не могла сидеть на трибунах и слушать брань в адрес дочери. Поэтому она просто гуляла вокруг стадиона и ждала, когда Стефани закончит и выйдет к ней. «Нужно страстно любить футбол, чтобы остаться в судействе, ведь тебя оскорбляют каждую неделю, – говорила Фраппар. – У меня не было ориентиров, так как девушек-арбитров раньше не существовало. Но я была упорной, мне нравилось быть на поле, находиться в мире мужчин. Сначала было сложно, но меня всегда поддерживали».
У Фраппар прекрасная физика – пробежала 16,1 км в игре «Ливерпуля» и «Челси» (это рекорд!). Она не хочет отставать от Мбаппе, который разгоняется до 37 км/ч
Фраппар попала на женский чемпионат мира в 2015 году, потом работала на Олимпиаде в Рио. 2019-й стал для Стефани прорывным: сначала ее впервые назначили на Лигу 1 (играли «Амьен» и «Страсбур»), потом – на финал женского ЧМ, но по-настоящему о Фраппар заговорили, когда ей доверили матч Суперкубка УЕФА между «Челси» и «Ливерпулем».
На пресс-конференции Фраппар сказала: «Я здесь не потому, что я женщина. Это признание моего профессионализма. Это не просто бомба для СМИ. Мы доказываем свой уровень».
Бригада Фраппар приняла сразу несколько сложных решений: в первом тайме отменила гол Пулишича, во втором – Маунта (оба – из-за офсайдов), а еще назначила пенальти в ворота «Ливерпуля», когда Адриан сбил Абрахама в штрафной. В том матче Фраппар пробежала 16,1 км. Больше нее из судей в Суперкубке не бегал никто.
«Попробуйте догнать Мбаппе, который бежит на скорости 37 километров в час, – шутила Фраппар. – У нас такие же нормативы, как и у мужчин. Это нормально. Важно не отставать от эпизодов, чтобы видеть их с правильного угла и принимать верные решения. Мы должны физически, технически и тактически доказывать, что ничем не отличаемся от мужчин. Я не боюсь этого».
На Фраппар реагируют по-разному. Если Андре Виллаш-Боаш сомневался в ее уровне, когда работал с «Марселем», то тренера «Лилля» Кристофа Гальтье девушка покорила: «Она очень дипломатична. Когда ты работаешь тренером, то находишься под давлением, злишься. Ей нужно просто бросить на тебя взгляд, улыбнуться… И все, никакой злости». Юрген Клопп был в восторге от того, как бригада Фраппар отработала на Суперкубке УЕФА: «Если бы «Ливерпуль» играл так, как они судили, то мы победили бы со счетом 6:0».
Пьер Буби, выступавший за «Орлеан», вообще назвал Фраппар лучшим арбитром Лиги 2: «У нее тихий голос, но харизма и характер чувствуются. Она использует правильные слова и объясняет принятые решения. Фраппар дипломатична, с ней можно вести дискуссию. Она не пытается стать звездой матча, ее главная цель – хороший футбол».
«Я хотела развить собственные способы работы на поле. У меня не было желания подражать мужчинам, и это был осознанный выбор», – говорила девушка.
Фраппар тренирует строгий взгляд у зеркала и держит дистанцию с игроками, чтобы они не смотрели на нее свысока
Фраппар – миниатюрная, ее рост – 164 сантиметра, а вес – 55 килограммов. Чтобы сохранять авторитет на поле, она тренирует строгий взгляд у зеркала и репетирует перед друзьями. Фраппар всегда держит дистанцию с игроками и не позволяет им подходить ближе чем на метр, чтобы они не смотрели на нее свысока.
«Я искренне думаю, что то, что я девушка, дает мне преимущество в профессии, – говорила Фраппар. – Я использую не такой подход, как мужчины. Они меряются силами. Я не могу принимать ту же позу, что и другие судьи, из-за своих размеров. У меня спокойный характер, и я всегда открыта к диалогу с игроками и стараюсь дать им возможность проявить себя. Лучшая награда – когда меня воспринимают во время матча как равную и не выделяют».
Конечно, Фраппар понимает, что женственность может помочь успокоить игроков, но она никогда не наносит яркий макияж на матчи, так как считает, что футболисты должны видеть судью, а не пол.
Несмотря на популярность (теперь ее узнают на улицах), Фраппар не хочет публичности: «У меня нет соцсетей. Я никогда не читаю, что пишут обо мне в газетах. Я живу в пузыре. Знаю, что в футболе постоянно говорят о судьях, но я игнорирую все это. Мне нравится жить так».
И что, никакого сексизма?
Фраппар говорит, что не сталкивалась с проявлениями сексизма, кроме того, что к ней обращались как к «господину-судье». Но, скорее всего, она просто старалась не зацикливаться на этом.
Когда ей было 18, она судила игру региональной лиги, и один из футболистов сказал: «Не может быть ничего хуже, чем женщина на поле». Спустя несколько лет, во время матча между «Дижоном» и «Клермоном» в Лиге 2, один из игроков подошел к ней и спросил: «Мне называть вас «сэр» или «мадам»?» Тогда Фраппар не растерялась и ответила: «А на кого я, по-твоему, похожа?»
В 2015-м тренер Давид Ле Фраппер, который тогда работал с «Валансьеном», взорвался после матча Лиги 2 с «Лавалем»: «Пенальти, конечно, был, но судья его не увидела… Возможно, она каталась на коньках. Сложно судить мужской спорт, когда ты женщина». Потом тренер публично извинился и несколько раз пытался дозвониться до Фраппар, но девушка так и не взяла трубку.
«Она боец. Совсем одна в мужском мире, – говорила коллега Фраппар Сабин Боннин. – Сексисты – это не просто тренеры или игроки. Среди моих коллег-рефери до сих пор есть несколько человек, которые задаются вопросом, какого черта она там делает».
Фраппар осознает, как много ее успех значит для тысяч других девушек, влюбленных в футбол: «Я знаю, что на меня ориентируются. Женщины смотрят телевизор, видят меня на поле и понимают, что это возможно. Это может помочь девушкам начать карьеру судьи. Я знаю, что играю определенную роль в этом процессе, но не давлю на женщин. Они сами решат, хотят ли заниматься этим.
Чтобы все получилось, нужно гореть делом. Нельзя сдаваться после первых трудностей, а они обязательно будут. Нельзя бояться того, что придется пахать. Работа судьей – это настоящая школа жизни. Ты учишься быстрее принимать решения, брать на себя ответственность. Это закаляет характер».
***
Конечно, Фраппар гордится тем, чего ей удалось достичь: «Чтобы выйти на этот уровень, нужно потратить много сил, принимать сложные решения – например, иногда приходится оставлять личную жизнь в стороне.
Не каждому судье удается оказаться здесь. Я вхожу в число 40 лучших судей Франции».
Возможно, в следующем году мы увидим Фраппар на чемпионате мира.
На Евро – скандал с ЛГБТ и политикой Венгрии. Радужная повязка Нойера, бан подсветки стадиона в Мюнхене и крики Роналду
Ссора Мбаппе и Жиру – цветочки, в сборной Франции бывало и не такое. 2010 год: дело Анелька, поиски «крота» и забастовка
«В голове щелкнуло: ради этого стоит жить». История парня из России, который влюбился в сборную Франции и 8 лет ездит на ее матчи
Фото: East News/AP Photo/Thanassis Stavrakis, Pool, OZAN KOSE / AFP; globallookpress.com/Panoramic/ZUMAPRESS.com, Johanna Lundberg/Keystone Press Agency