Почему насилию и агрессии не место в детском спорте
Ко Дню защиты детей — от фонда «Шалаш».
Агрессия и насилие во многих видах спорта считаются нормальными и частью процесса. Они не вписаны в правила, и их, зачастую, не воспринимают как нарушение.
Если вы в детстве занимались спортом, велика вероятность, что вы помните случаи, когда тренер не сдержался и наорал на вас, физрук заставлял пробежать лишних два круга в качестве наказания, и каким унижением было не справиться и «подвести команду».
25% детей сталкивались с эмоциональным насилием со стороны тренеров.
80% спортсменов, столкнувшихся с физическим насилием и участвующих в международных и национальных соревнованиях, пострадали именно от рук тренеров.
ВОЗ называет насилием преднамеренное применение физической силы или власти к другому человеку, группе людей или к себе. Что это значит в спорте и тренировках? Все вышеперечисленное: когда взрослые, пользуясь своей властью над детьми, которые пришли к ним на занятие, причиняют им вред.
Сегодня День защиты детей, поэтому мы, Sports.ru и фонд «Шалаш», который системно решает проблему трудного поведения у детей, рассказываем о том, что такое насилие в детском спорте, к чему оно приводит и как его распознать. Для этого мы выбрали несколько самых популярных тезисов, с которыми приходится сталкиваться в любом разговоре о насилии в детском спорте.
«На меня орал тренер, нормальный был мужик, зато была дисциплина»
К сожалению, крик (и другие проявления агрессии) — может казаться эффективным средством, и он действительно работает в короткой перспективе. Но в долгосрочной перспективе у этого есть плохие последствия.
Дети (да и взрослые) способны обучаться только тогда, когда они чувствуют себя в безопасности. Насилие и проявления агрессии эту безопасность разрушают, мозг оказывается в состоянии сильного стресса, причем не только на самой тренировке. Если ребенок не чувствует себя там безопасно, все остальное время он будет бояться следующего занятия. Этот страх и дискомфорт могут выражаться в агрессии, замкнутости и других проявлениях трудного поведения.
В случаях, когда насилие носит скрытый характер (например, маскируется под воспитательные методы), и взрослые его принимают (то есть, никак не реагируют, не останавливают происходящее), дети привыкают к насилию и пассивной агрессии. Они следуют за действиями взрослых, поэтому если на словах «мы тут все друг друга уважаем», а на деле одного делают ответственным за поражение всей команды, ребенок привыкает именно к таким моделям поведения и в будущем их копирует и за пределами занятий.
Поощрение физической агрессии, например, «врежь ему как следует», «дай сдачи», особенно среди мальчиков, приводит к тому, что мальчики чаще ввязываются в драки в обычной жизни, попадают в неприятности и даже совершают преступления. По статистике МВД за 2018 год 90% арестованных за преступления подростков — юноши. А мальчики, занимающиеся футболом или борьбой, на 40% чаще участвовали в серьезных драках по сравнению с не-спортсменами.
«Спорт — не для ромашек, чтобы чего-то добиться — надо быть жестким»
Есть разница между упорством и агрессией. Агрессивное поведение всегда деструктивно, оно наносит вред и жертве, и отношениям агрессора с окружающими. Неумение справляться с гневом и страхом конструктивными способами часто выражается в агрессии.
Упорство же, напротив, помогает не разрушать, а создавать: достигать целей, доводить начатое до конца. Спорт — отличный способ развить это качество, но для этого тренер должен использовать весь свой опыт и знания не для подавления «слабостей», а для поддержки учеников. Подсказывать, что ему помогало справляться с похожими трудностями, помогать увидеть связь между усилиями и результатом, замечать даже маленькие успехи и хвалить за них.
«Но если детей не заставлять — они сразу будут все бросать, я бы бросил!»
Любое наше действие или бездействие мотивировано либо тем, что мы хотим получить «хорошее», или тем, что мы стремимся избежать чего-то «плохого». Это два разных типа мотивации.
Люди с первым типом мотивации готовы прикладывать усилия, чтобы достичь цели. Важно, чтобы взрослый мог правильно сформулировать цель, и чтобы цель была конструктивной. Конструктивная цель: удерживать мяч на чужой половине поля дольше, чем в прошлый раз. Неконструктивная цель: забить гол любой ценой, чего бы это ни стоило (здоровья, отношений с другими игроками, честно или нечестно). Вторая цель может вызывать агрессию по отношению к сопернику, а первая — учит совершенствовать свои навыки, соревноваться с собой.
А еще есть те, кто больше всего на свете боятся совершить ошибку и заранее уверены, что у них ничего не выйдет. Их опыт подсказывает, что успех зависит не от приложенных усилий, а того, на что они не могут повлиять (погода, стечение обстоятельств, талант, настроение тренера и т.д). Такие дети часто попадают в «круг неуспешности»: они убеждены, что у них ничего не получится, можно даже не пытаться, а взрослые это только подтверждают («Это не для тебя», «Куда тебе с твоим ростом», «Лучше бы в шахматы пошел»). В таком случае именно тренер может помочь ребенку увидеть, что усилия приносят результат, показывать ему эту связь, и поддерживать, когда сохранить мотивацию непросто.
Тем, кто мотивирован на успех, нужно поддерживать интерес к цели и обсуждать как вы ее достигнете. Тем, кто больше всего боится неудачи — отмечать и хвалить за каждое, даже самое маленькое достижение. Тем и другим важно говорить, что ошибаться — это нормально, ошибки — естественная часть любого процесса обучения.
«Но в спорте же выплескивают агрессию, это даже полезно!»
Действительно, занимаясь спортом, можно снимать стресс, но только если тренер создал соответствующие условия. В противном случае спорт может даже усугублять ситуацию, особенно, если присутствует нездоровое соперничество. И тогда мы получаем ровно обратное — отдаем ребенка, чтобы он расслабился и дал выход эмоциям, а он приходит еще более возбужденный и встревоженный. Агрессия — это поведение, вызванное сильными эмоциями: гнев, страх, разочарование, обида — которые ребенок не смог выразить иначе. Важно не запрещать детям испытывать и выражать эти эмоции, а показывать собственным примером, как можно с ними справляться безопасно.
Например, если эти эмоции вызывает конкретная ситуация или человек, можно сказать «остановитесь, пожалуйста, мне тяжело/страшно/неприятно» и взять тайм-аут. Научите ребенка простым дыхательным техникам, которые можно использовать в моменты, когда его переполняют эмоции.
Эмоции можно и нужно выражать криком. Важно: это не значит, что можно орать друг на друга, выкрикивая оскорбления, можно отойти в сторону или отвернуться, чтобы никто не воспринял это в свой адрес. Точно также можно сильно топать, сжимать/разжимать кулаки, изо всех сил подпрыгнуть, отжаться несколько раз. Подойдет любой способ, который не вредит другим людям и самому себе.
«Без агрессии спорт станет скучным»
Ценность спорта все-таки не в агрессивном соперничестве.
- Умеренная физическая нагрузка помогает преодолеть стресс в повседневной жизни, делая мозг более пластичным и устойчивым к внешним раздражителям.
- Участие в командных видах спорта приводит к более быстрому снижению депрессивных симптомов в подростковом возрасте и снижению уровня социальной тревожности — проще говоря, подростки более комфортно чувствуют себя среди сверстников в школе и университете.
- У спорта есть очень важная социальная составляющая: общение, чувство принадлежности к команде и поддержка очень важны для детей и подростков.
Хорошо, а бывают вообще тренеры, которые учат детей без этого? Как их найти?
Конечно, бывают! Вот на что нужно обратить внимание:
1. Тренер берет ответственность за результаты учеников, не винит детей, если что-то не получается.
Нет: «Это спорт! Если не стараешься, ничего не выйдет»
Да: «Чтобы этому научиться, есть несколько полезных упражнений, с них и начнем в следующий раз»
2. Тренер корректирует нагрузку в соответствии с самочувствием детей
Нет: «Это легко! Мы еще даже не перешли к сложным упражнениям, а вы уже устали!»
Да: «Вижу, что вы устали. Давайте сделаем перерыв, я как раз расскажу вам, как понять, что нужно немного отдохнуть»
3. Тренер понимает, что дети пришли на тренировку с разными целями и с разной мотивацией и учитывает это в работе
Нет: «Каждый в конце года должен уметь пробежать 5км, иначе зачем вы сюда пришли?»
Да: «Что для тебя было бы классным результатом?»
4. Тренер хвалит детей за конкретные индивидуальные достижения
Нет: «Молодец, настоящий спортсмен, сразу видно!»
Да: «На прошлой неделе у тебя получалось отжаться 2 раза, а на этой – уже 4!»
5. Тренер знает, что такое травля и агрессия и умеет с ними работать
Нет: «Раз они с тобой не разговаривают, значит есть за что»
Да: «На наших тренировках нельзя обижать друг друга. Если вам больно, обидно или неприятно, сразу сообщайте мне»
6. Тренер готов работать с родителями в одной команде
Нет: «Заберите своего ребенка, он мне только мешает»
Да: «Мне кажется, нам стоит вместе поговорить об этом, и мы найдем решение»
Самое важное — всегда быть на стороне ребенка. Не подвергать его слова сомнению, даже если вам кажется, что он ленится. Ребенок обращается ко взрослому за помощью, когда он не может справиться самостоятельно. Если его отвергать — есть риск, что он не будет к вам обращаться в более опасных ситуациях.
Помогите ему разобраться в причинах, почему он не хочет ходить на занятия или выполнять то или иное упражнение, и вместе с тренером ищите способ ему помочь, а не заставить. Благополучие ребенка и его настроение намного важнее любой секции и умения забить гол в ворота.
Если у вас остались вопросы, пожелания, сомнения, если вы хотите поделиться своими историями о хороших или плохих детских тренерах, пишите в комментариях.