«Ночь скорости»: как американские спринтеры установили три мировых рекорда за один вечер

Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).

Сейчас показатели меньше 10 секунд не кажутся чем-то магическим или из ряда вон выходящим. Мы привыкли видеть летящего быстрее гепарда Усэйна Болта, который заставлял нас думать, что и 9,5 секунды когда-нибудь и кому-нибудь покорятся. Тем не менее, в 1968-м всё было не совсем так.

20 июня 1968 года легкоатлет впервые пересёк финишную прямую в спринте через 9,9 секунд после старта. Если быть точнее, это сделали сразу три спортсмена. В историю, правда, вошёл только один, но и этому есть объяснение.

Электронике не доверяли

Национальное первенство США, которое стало отборочным к Играм-1968 в Мексики, подарило истории лёгкой атлетики «Ночь скорости». «Это… Это нечто невероятное! – едва мог говорить один из трёх обладателей лучшего результата в мире и только серебряный призёр на стометровке Джим Хайнс. – Думаю, такое больше никогда не повторится!» Его время – 9,9 секунды. Такое же показали Ронни Рей Смит и Чарльз Грин. Но историческим рекордсменом стал именно Хайнс.

Загружаю...

В дело вмешалась электронная система. В 1968-м ИААФ только только начала использовать автоматизированную систему фиксации времени, а потому во всех финальных результатах отсутствовали сотые – не было на секундомере судьи такой опции. Электронной системе не доверяли и использовали как подручную помощь, которая не всегда могла гарантировать достоверность.

Это приводило к некоторому обману. Рекорд 10,0, например, держался целых восемь лет. Его установил немец Армин Хари в 1960-м. Нет, в достижении Хари никто не сомневается, просто такое же время с 1960-го по 1968-й показали ещё одиннадцать раз. Ставший рекордсменом только 1968-м Хайнс уже обгонял Армина в 1967-м: он тогда финишировал за 10,17, когда действующий лучший результат немецкого спринтера был 10,25. Обоим приписали 10,0, а значит рекорд устоял.

«Самый быстрый день в моей жизни»

Однако скорости, показанные американцами на чемпионате США-1968, не могли не столкнуть немца с «рекордного пьедестала». В самом первом предварительном забеге Хайнс финишировал за 9,8, Смит – за 10,0. Трибуны ликовали. Но результаты не были зафиксированы как рекордные: скорость попутного ветра превышала допустимую – порывы достигали 2,8 м/с при дозволенных 2,0 м/с.

Ветер продолжал неистовствовать и уже в двух следующих забегах снова подарил зрителям результаты 9,9 и 10,0. Однако даже после того как порывы утихли, спортсмены продолжили летететь к финишу на огромных скоростях. Грин и Роже Бамбюк из Франции в своём четвертом предварительном забеге тоже показали 10,0.

Но самая яркая часть соревнований пришлась на полуфинал. В первом забеге Хайнс и Смит пришли к финишу за 9,9, хотя Джим обогнал Ронни Рея примерно на метр. По электронной системе, однако, их результаты составили 10,03 и 10,14 соответственно, но это мало кого волновало. Второй полуфинальный старт тоже подарил нам нового чемпиона – Грину тоже записали 9,9 (электроника говорила, что его результат равен 10,1). Так в мире появилось сразу три новых рекордсмена на стометровке меньше, чем за пять минут.

Загружаю...

Грин впоследствии рассказывал:

– Это был по-настоящему удивительный день! Наверное, лучший и самый быстрый день в моей жизни. По современным меркам мы были не так уж и быстры, но тогда нам казалось, что мы бежим на космических скоростях. И, конечно, острое соперничество добавляло нам адреналина в кровь.

На следующий день о «Ночи скорости», как её окрестили в СМИ, говорила вся Америка. Кадры с того дня до сих пор высоки в цене: фотокарточку с финального забега, например, можно забрать с аукциона по стартовой цене 245 долларов.

Учимся доверять технике

«Ночь скорости» способствовала скорому введению электронных технологий. Уже в 1977-м их начали применять по официальному указу ИААФ. Именно тогда и был зафиксирован рекорд Хайнса: его проставили задним числом. Впрочем, за те девять лет между рекордом и его признанием лучшее время показывали дважды. В 1968-м Грин пробежал дистанцию за 10,02, а на Олимпиаде а Мехико сам Хайнс теперь взаправду выбежал из 10,0 – продемонстрировал результат 9,95.

Этот пост опубликован в блоге на Трибуне Sports.ru. Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу спортивных болельщиков!
Другие посты блога
Spot for sport
Популярные комментарии
Герман Калашников
Прекрасно помню об этом феноменальном забеге.У нас ,правда, тоже был спринтер, как писали в то время ,«рождённый побеждать» и  это был не Борзов , а Владислав Сапея . До ОИ 1968  он имел на стометровке результат 10,0 и соответственно на него возлагались определенные надежды,но не получилось...На мой взгляд ,по вине тренеров сборной того времени.
Ed Monix
И рекорд Джеймса Хайнса побил лишь в 1983 в Колорадо-Спрингс на среднегорье Келвин Смит, а в том же году Карл Льюис установил "равнинный" мировой рекорд - 9,97.
2 комментария Написать комментарий