Франк Дауманн: В конце концов, Европейская суперлига будет организована под флагом УЕФА
Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).
С начала недели футбольный мир переживает глобальные потрясения 12 самых богатых европейских клубов объявили о создании независимой от UEFA «полузакрытой» Суперлиги. Это решение вызвало жесткую ответную реакцию руководства европейского футбольного союза и гнев болельщиков. Проект, не просуществовав и пары дней, начал разваливаться на глазах. Больше половины клубов-смутьянов уже отказались от участие в нем. Фактически уже можно признать, что идеологи Суперлиги потерпели поражение в этом сражении. Но не в войне за распределение доходов от проведения крупнейших футбольных турниров.
События минувших дней мы попросили прокомментировать заведующего кафедрой экономики спорта университета Фридриха Шиллера профессора Франка Дауманна. В составе группы немецких экспертов г-н Дауманн дважды приезжал в Казань для чтения лекций в летней школе менеджеров, которую проводят Поволжский университет спорта и университет им. Фридриха Шиллера (Йена, Германия) при финансовой поддержке Немецкой службы академических обменов (DAAD).
Нынешним летом школа стартует в третий раз. Профессор Дауманн вновь приедет в Казань, и события последних, наверняка, станут предметом обсуждения на занятиях школы. А пока эксперт из страны, ведущие клубы которой разумно отказались от вступления в Суперлигу, поделился с нами своими свежими впечатлениями от происходящего.
- Как вы отнеслись к идее Суперлиги? Какое впечатление на вас произвела новость?
- Я счел развитие событий очень интересным. Мне было бы очень любопытно проследить, как этот проект будет реализован в конце концов и будет ли он успешным.
- Каковы экономические предпосылки для этой революции? Насколько действительно серьезны экономические проблемы футбола и топ-клубов?
- Есть две пересекающиеся проблемы. Во-первых, пандемия COVID-19, представляющая собой серьезную проблему, поскольку клубы почти полностью оказались лишены доходов от продажи билетов. Конечно, эти потери влияют и на продажи товаров и бизнес спонсоров клубов. Но до тех пор, пока будут проводиться матчи, доходы от прав на ТВ-вещание будут продолжать поступать, а они составляют большую часть доходов клубов в основных лигах.
С другой стороны, международные ассоциации, т.е. ФИФА и УЕФА, сегодня выступают в качестве монополистов. Они определяют многие параметры в процессе организации и проведения (по сути, производства развлекательных услуг) чемпионатов мира, Европы, Лиги чемпионов и др. Клубы-«бунтари» предполагают, что УЕФА, в частности, лишает их здесь источников дохода. Другими словами, намерение основателей ESL заключается в том, чтобы приносить больший доход участвующим в ней клубам за счет улучшенного маркетинга, за счет лучшего продукта, а также за счет "Cut-out-of-the-Middleman" (вырезать посредника). Таким образом, они, возможно, смогли бы с лихвой компенсировать потерю доходов, которую принесла коронавирусная инфекция.
- Насколько велика роль в нынешнем кризисе авантюрной эконмической политики, приведшей к гигантским долгам?
- По сути, высокие долги обусловлены кадровой политикой этих клубов. В большинстве случаев эти клубы платят высокие трансферные сборы за новых игроков, а также очень высокие зарплаты этим игрокам. Такая кадровая политика, прежде всего, является результатом отсутствия связи между действиями и ответственностью. Это означает, что те, кто принимает решения, часто не должны платить за последствия этих решений. Пандемия COVID-19 усугубила эту проблему, поскольку сейчас у этих клубов зачастую нет так необходимых им резервов.
- Немецкие топ-клубы тоже пострадали от пандемии? Насколько серьезно? И помогла ли им избежать больших проблем разумная экономическая стратегия?
- Немецкие клубы также оказались затронуты этой проблемой. Однако многим до сих пор удается в экономическом плане твердо стоять на ногах. Например, доля расходов на игроков обычно составляет около 40% от бюджета, что очень низко по сравнению с другими лигами. Это означает, что немецкие клубы лучше справляются с последствиями пандемии. Тем не менее ходят слухи, что некоторые немецкие профессиональные клубы испытывают финансовые трудности.
- Почему, на ваш взгляд, немецкие клубы отказались от участия в Суперлиге?
- Потому что Суперлига таила в себе много опасностей и потому что, как и предполагалось, УЕФА против нее очень сильно боролась. Немецкие клубы ожидали этого. Они предпочли ждать и смотреть. Если бы Суперлига оказалась успешной, они все равно бы в неё «запрыгнули». Вообще-то, это неплохая стратегия.
- Чем, на ваш взгляд, продиктовано желание топ-клубов создать такой турнир? Насколько шаги владельцев 12 клубов были просчитаны? Все они люди не глупые, управляющие бизнес-империями. Это больше холодный расчет или алчность?
- Я думаю, они прежде всего хотят зарабатывать деньги. Почему бы и нет? Все хотят этого, и это законно. У некоторых из них есть благородные причины, но в конце концов они тоже хотят зарабатывать деньги, но при этом рассказывают нам сказки о том, что они хотят спасти футбол или что-то в этом роде.
- Насколько УЕФА и ФИФА виноваты в создавшейся ситуации. Возможно, они запоздали с реформами, сами коррумпированы и не учитывали интересов клубов?
- УЕФА и ФИФА - монополии, они пользуются ситуацией, в которой находятся. А клубы больше не собирались мириться с этим.
- Какие могут быть последствия создания Суперлиги для европейского и мирового футбола?
- Я считаю, что это оживит футбол. В американских Major Leagues всегда были конкурентные лиги. И в долгосрочной перспективе это не повредило Major Leagues. Напротив! (до 2000 года в Major League Baseball (MLB) было две лиги, в которых играло по 15 команд - Национальная лига (NL) и Американская лига (AL)).
- Нынешняя акция, наверняка, не последняя. Противостояние УЕФА и клубов-организаторов Суперлиги продолжится. К чему это приведет?
- В итоге, обе стороны исчерпают свои юридические возможности, УЕФА поддастся и сильно изменит формат Лиги чемпионов. Возможно, она будет называться Европейской суперлигой. В конце концов, Европейская суперлига будет организована под флагом УЕФА. Обе стороны могут только проиграть в обострившейся конфронтации.
Есть ли на ваш взгляд рациональная составляющая в рассуждениях организаторов Суперлиги. В частности, насколько верны данные относительно того, что футбол теряет в популярности у молодежи? Что футбол отстает от времени и нуждается в переменах в связи с развитием цифровых технологий и т.п.
- Конечно, такой продукт должен адаптироваться к меняющимся потребностям потребителей. Некоторые клубы начали использовать ESports (киберспорт, прим. авт.) для удержания болельщиков. Пристрастия зрителей тоже несколько меняются, но я не думаю, что молодежь отвернулась от футбола. Большое количество зрителей, существовавших до пандемии - по крайней мере, в Германии, - говорит об обратном.
- Насколько значим тот факт, что проект Суперлиги финансируется американским банком JP Morgan, а многими европейскими клубами владеют американские бизнесмены?
- Для успеха проекта это важно. Для болельщиков это, конечно, проблема, так как предполагается, что футбол можно купить, что, по понятным причинам, является чепухой. Идею игры нельзя купить. Изобретательные предприниматели чувствуют здесь бизнес-идею и запускают новый продукт. Теперь зрители могут решать, хотят они этого или нет. Ни одного зрителя нельзя вынудить смотреть матчи новой лиги. Я нахожу это положительным развитием событий.
- Мы знаем примеры успешных американских закрытых лиг НБА и НХЛ, сработают ли их механизмы управления в случае с Суперлигой?
- Немецкая хоккейная лига (DEL) попробовала, и опыт получился не очень успешным. И к тому же не предполагалось, что Суперлига будет закрытой полностью, в нее могут квалифицироваться пять команд. Просто нужно попробовать. Я думаю, что с точки зрения зрителя развитие событий могло бы быть чрезвычайно захватывающее.
- Насколько большой футбольный мир, в котором люди болеют не только за «Реал» и «Манчестер Сити», но и за «Бетис», «Лидс» готов принять такой турнир?
- Футбольный мир, безусловно, велик. И национальные лиги будут и дальше существовать, даже если лучшие команды будут играть только в Суперлиге.
- Насколько футбол с его глобальной популярностью, высокой соревновательной составляющей способен адаптироваться к жестким бизнес-моделям?
- В кабинетах директоров профессиональных футбольных клубов есть умные люди, они найдут решение. Конечно, не все. Но в бизнесе все так и устроено: у кого неправильная стратегия, тот идет ко дну.
- Футбольный мир уже не будет прежним?
- Мир постоянно меняется. И каждый сегодняшний день в некоторых аспектах отличается от вчерашнего. И это также относится к футболу.
Сергей КОЗИН.
Материал опубликован на сайте https://kazanfirst.ru/news/545509