Мазепин дебютирует в «Ф-1». Он едва не получил бан на гонку в «Ф-2», прославился болидом-триколором за деньги «Уралкалия» и агрессией на треке
Притащил в Гран-при лого главного универа России.
28 марта Никита Мазепин проведет свой первый Гран-при и станет четвертым гонщиком из России в «Формуле-1» после Виталия Петрова, Даниила Квята и Сергея Сироткина. «Хаас» дебютанта из Москвы – пожалуй, слабейшая команда перед стартом сезона-2021. Но скучно с Никитой не будет: он готов к агрессии и на трассе, и вне ее, а еще умеет здорово обгонять. Российский пилот уже стал самым обсуждаемым новичком года – а ведь вместе с ним в «Ф-1» пришли сын легендарного Михаэля Шумахера и главный японский талант XXI века Юки Цунода.
Отец Мазепина – главный спонсор «Хааса», а в «Формуле-2» под Никиту создали команду
Выходцы из очень богатых семей – типичная история для «Ф-1», но случай Никиты привлек особое внимание из-за радикально нового имиджа «Хааса». Болид оказался буквально флагом России (забаненным в «Ф-1» усилиями WADA, как и во всех других чемпионатах мира), а команда облачилась в форму в цветах триколора, максимально похожую на футболки сборной. Последствия инвестиций в 20 миллионов евро в год (по оценке итальянской Corriere della Sera) зрители увидели еще до первых заездов.
В «Ф-1» раскрасили болид под флаг России – в американской команде с Миком Шумахером. Ради скандального новичка и €20 млн его отца
Мик Шумахер начинает карьеру в «Ф-1» в триколоре как на футболках сборной России. Сын Михаэля назвал цвета «крутыми и дерзкими»
Отец Никиты Дмитрий Мазепин и его «Уралкалий» спонсируют карьеру нового российского пилота «Ф-1» еще с младших серий (даже купил там собственную организацию – «Хайтек»), а теперь компания стала титульным партнером американского коллектива. Другой новичок – Мик Шумахер – тоже внес финансовый вклад, хоть и не такой существенный (из его спонсора «Хаас» рассчитывал выжать до 15 миллионов долларов).
Вместе с «Уралкалием» в «Ф-1» пришел и Московский Государственный Университет – в виде огромного лого на комбинезоне Мазепина. Гонщик продвигает Alma Mater в знак благодарности уже несколько лет – и вернулся бы туда, если бы не пробился в высшую лигу:
«Планом Б был переход обратно на фулл-тайм в университет: я учусь на четвертом курсе в МГУ на факультете глобальных процессов, и это требует достаточно больших затрат сил и энергии».
Благодаря поддержке отца новичок «Хааса» еще до первого Гран-при накопил солидный опыт пилотирования болидов «Ф-1»: тестировал «Форс-Индию», а в 2019-м обкатывал чемпионский «Мерседес». Тогда же родилось понятие «режим Мазепина» – по словам советника «Ред Булл» Гельмута Марко, немецкая ракета способна обгонять любых соперников даже с аутсайдером «Ф-2» за рулем.
К тому моменту вице-чемпион GP3 (прообраз нынешней «Ф-3») не блистал в «Ф-2». В дебютном сезоне он запомнился не победами, а завалом в Сочи (болельщики призывали к дисквалификации за опасный маневр) и шлемом в стиле Фаберже с кристаллами Сваровски. Итог 2019 года – 18-е место и 11 очков при напарнике-чемпионе. О месте в «Ф-1» с такими результатами не стоило и мечтать – да и очков для суперлицензии не хватало.
«Не получилось правильно и спокойно подойти к неудачам, должным образом отреагировать, – объяснял свой провал пилот. – Психологическое состояние тогда сыграло решающую роль – я на сто процентов выложился и перегорел до начала сезона».
Остаться в «Ф-2» помогло расширение программы «Хайтека»: команда Мазепина выкупила лицензию на участие в главной молодежной серии – и Никита преобразился.
Внезапная звезда «Ф-2»: победы, обгоны и штрафы
Перед началом сезона-2020 простого студента МГУ не считали фаворитом, да и старт вышел смазанным – одно очко за четыре гонки в Австрии. Но к середине чемпионата Никита вышел из тени Роберта Шварцмана и догнал соотечественника, периодически выдавая победы и подиумы. Чемпион «Ф-2» 2018 года Джордж Расселл даже предположил, что Мазепин может стать открытием сезона – насколько британца удивил лидер «Хайтека». Причем речь идет о серии с одинаковыми машинами, где прогрессируют обычно прежде всего за счет собственного таланта, психологической подготовки и лучшего взаимодействия с инженерами и механиками.
Оказалось, Мазепин способен дать бой будущим звездам «Ф-1», не стесняется работать локтями и ярко обгонять – в том числе на грани дозволенного. Агрессивный стиль давал результат, но и приводил к наказаниям: так Никита лишился победы в Бельгии и подиума в Бахрейне, а также накопил 11 штрафных баллов. До пропуска этапа оставалось заработать еще один штраф – но в «Ф-1» новички начнут с чистого листа, потому дисквалификация пилоту из Москвы пока не грозит.
Сражался Никита и с будущим напарником:
И еще один великолепный обгон в битве с Шумахером:
После неудачи 2019-го и медленного старта пятое место в общем зачете выглядело блестящим итогом сезона и позволило получить суперлицензию на гонки «Ф-1». «Хаас» отчаянно нуждался в финансировании и ухватился за вариант с ярким на трассе и сильным в смысле финансовой поддержки пилотом.
Мазепин – самый ненавидимый новичок «Ф-1» последних лет
Количество персональных фанатов у гонщика в современной «Ф-1» обычно обратно пропорционально финансовым возможностям его родителей – за исключением, пожалуй, богатенького малыша Ландо Норриса (да-да: состояние его отца переваливаливает за $200 млн). За рентача болеть менее приятно, чем героя, прорубившего путь исключительно собственными силами (хотя спортсменов без спонсорских вливаний в гонках просто не существует). Но Никита, безусловно, выделяется – он собрал мощную армию хейтеров еще до дебюта.
После видео, где Мазепин весьма грубо хватает девушку за грудь (многие посчитали его как минимум неоднозначным), гонщику вспомнили и удар по лицу сопернику Каллуму Айлотту в 2016-м, и неаккуратные высказывания в соцсетях, и опасную аварию в Сочи. Странная стратегия «Хааса» и самого Никиты только подогрела недовольство фанатов: команда ограничилась бесконечными мантрами о предпринятых мерах (неизвестно, в чем они заключались), а виновник инцидента удалил извинения и фактически отстранился от обсуждения скандала. В итоге петиция за исключение Мазепина из «Ф-1» набрала почти 47 тысяч подписей – ни один трансфер новичка за последние сезоны не генерировал такого же объема негативного шума.
С учетом того, что без места в чемпионате остались не менее талантливые Айлотт и Шварцман, вряд ли Никите удастся улучшить имидж в обозримом будущем. Остается лишь творить чудеса на трассе – ведь только магия поможет показать что-то на современном «Хаасе».
Команде Мазепина в «Ф-1» уже не замолчать историю с непристойным видео: Никита удалил извинения, фанаты требуют увольнения
Мазепина после скандала с непристойным видео спасают подозрительными статьями. Аргументы там – просто стыд
«Хаас» мыслями уже в 2022 году
В следующем сезоне на трассу выкатят новое поколение болидов «Ф-1» с упрощенной аэродинамикой. Машины станут медленнее, зато борьба на трассе обострится – радикальным регламентом надеются решить проблему мешающего обгонам «грязного воздуха».
Все команды уже частично перераспределили ресурсы для подготовки к революционным переменам, и американцы включились в процесс активнее всех. Руководитель «Хааса» Гюнтер Штайнер открытым текстом признает: надежды на сезон-2021 крайне скромные – очко или два станут «фантастическим результатом».
«Хочется надеяться, пилоты накопят опыт, насколько это возможно, или даже больше – для подготовки к следующему году», – так Штайнер сформулировал основную задачу на 2021-й.
«Хаас» не использовал доступные права на обновления болида в межсезонье и ограничился лишь косметическими правками (они почти не сказались на скорости). От развития техники по ходу года тоже отказались – пришедший из «Феррари» конструктор Симоне Реста уже сосредоточил все внимание на следующем болиде.
На предсезонных тестах Никита выдал пару мини-моментов: сначала решил проверить, сколько прижимной силы теряется из-за того самого «грязного воздуха» при преследовании, – и почти врезался в Антонио Джовинацци, затем чуть не влетел в развернувшегося Льюиса Хэмилтона. По итогам заездов его коллектив немного опередил «Уильямс» по чистой скорости, однако сильно проиграл главным аутсайдерам последних лет по гоночному темпу. Аналитики сайта «Ф-1» тоже не верят в «Хаас» – в рейтинге команд он занял последнее место.
Реальную мощь трехцветного болида узнаем совсем скоро – в субботней квалификации с пустыми баками и самыми мягкими шинами. Учитывая бескомпромиссный стиль новичка «Хааса», следить за ним будет весело даже без борьбы за высокие места.
Новый русский в «Ф-1» чуть не влетел в Хэмилтона на тестах. Тут же посмеялся по радио – пришлось объясняться
Команда Шумахера и Мазепина – худшая на тестах «Ф-1»: проиграла всем секунду на круге. Прогресса не будет – от обновлений отказались
Все о команде нового русского в «Ф-1»: аутсайдер из США с микробюджетом, бизнес-инновациями, связями с «Феррари» и Шумахером
Фото: Gettyimages.ru/Joe Portlock; globallookpress.com/Sam Bloxham LAT Images via Kolvenbach, Keystone Press Agency; twitter.com/f1