Пилоты «Ф-1» выживают при перегрузках в 67g и часами гоняют в жарких машинах (+60 градусов). Это результат страданий на зимних тренировках

Кажется, они даже не думали об отдыхе.

Сезон-2021 приближается: команды запускают моторы, демонстрируют новые облики гоночных машин и обкатывают технику. Не менее активны и пилоты: они не только показывают дизайны новых шлемов, но и работают над физической формой: все-таки во время гонок они испытывает мощные перегрузки, подобно космонавтам. Тот же Грожан в момент аварии в Бахрейне пережил удар силой 67g – и даже не потерял сознание! И это еще не упоминая многочасовые заезды в жарком кокпите, где температуры превышают +60 градусов по Цельсию: Льюис Хэмилтон рассказывал, как теряет за гонку до 4 килограммов с потом.

Загружаю...

На предсезонных тестах же часто приходится еще труднее: там хоть и можно остановиться передохнуть, но суммарно за день пилоты в современной «Ф-1» накатывают свыше 100 кругов. Чтобы выдерживать такое – приходится страдать над тренажерами всю зиму. И с ростом прижимной силы требования к физике ребят за рулем соответственно увеличиваются.

Главные тренировки связаны с прокачкой шеи

Конечно, пилоты «Ф-1» тренируют все мышцы, но самое важное для них – шея. Без нужной подготовки любого ждет судорога уже через пять минут после езды на формульном болиде. И это в лучшем случае!

На шею приходится основная нагрузка во время заезда: гонщик постоянно ощущает напряжение от тяжелеющего в каждом повороте шлема (например, в виражах «Сильверстоуна» с перегрузками в 5-6g его вес доходит до 50-60 кг вместе с головой). При этом готовить шею сложнее всего: эффект от тренировок быстро пропадает даже при короткой паузе.

Наверное, именно из-за этого Фернандо Алонсо после аварии постарался как можно быстрее вернуться к упражнениям.

Тренировку шеи показал и новичок «Хааса» Мик Шумахер:

Дэн Риккардо, похоже, испытывает в процессе особенное удовольствие:

А вот Кими Райкконен решил, занимаясь шеей, попутно практиковаться на симуляторе:

Основная задача гонщиков – развитие кардио и выносливости

Особенно важна в автоспорте и сердечно-сосудистая система. Средний пульс пилота во время гонки – 170 ударов в минуту, а зафиксированный максимум – 200 ударов в минуту. При этом нельзя забывать о резких изменениях во время гонки: к примеру, в начале торможения он повышается до 160 ударов, а уже к концу опускается до 60. Кроме того, сосуды пилотов проходят отдельное испытание жарким кокпитом.

Загружаю...

«Всю гонку в таком ритме точно не протянешь – нужно продумывать стратегию, – рассказывал Хэмилтон. – Если с самого старта постоянно будешь гнать на все 100 — до первого пит-стопа просто не доедешь. Поэтому нужно держать себя в руках.

После квалификационного круга чувствуешь себя как после спринта — пульс очень сильно замедляется, и моментально начинает клонить в сон. Поэтому я всегда держу визор опущенным, чтобы камера это не заметила».

Подобные нагрузки могут привести к нарушению сердечно-сосудистой системы, если тщательно ею не заниматься. Для укрепления кардио-системы, а вместе с ней и выносливости, каждый выбирает свой путь. Кто-то использует самый простой способ – бег.

 
 
 
View this post on Instagram

A post shared by PIERRE GASLY 🇫🇷 (@pierregasly)

Многие гонщики предпочитают велоспорт, проезжая за день около 70 км. Кстати, такая тренировка не только помогает сердечно-сосудистой системе и дыханию, но и позволяет справляться с волнением и стрессом.

А у Льюиса Хэмилтона – уникальный подход к кардио. Один из любимых видов спорта британца – серфинг. Некоторые называют его «источником молодости». И действительно, значительную часть катания по волнам занимает процесс гребли. Это крайне положительно влияет на выносливость.

Ранее семикратный чемпион отдыхал в горах, где занимался хайкингом и катанием на лыжах. Это довольно умный ход: неспешный подъем на возвышенность любители этого дела называют «активным восстановлением». С помощью хайкинга человек дает организму отдых от интенсивных тренировок, но при этом поддерживает физическую активность. Катание на лыжах – спецбонус для улучшения дыхательной системы и очищения разума от тревог.

Без силовых тренировок гонки превратятся в пытку

Все тело, а не только его отдельные части, должно справляться с давлением скоростей «Формулы-1». Иначе не избежать ужасных болей. Потому требуется постоянно быть в форме.

Загружаю...

Правда, учитывая, насколько современные машины быстры, некоторые тренировки пилотов кажутся какими-то пытками.

Картинг в межсезонье – не простая ностальгия, но еще и тренировки

Картинг – это почти демоверсия «Формулы-1». Конечно, здесь не такие высокие скорости и нагрузки, однако он остается отличной общей проверкой всех навыков пилота: работы на торможении, прохождения поворотов.

Некоторые любители (обычные люди) отмечают боль в руках после пары минут управления картом из-за отсутствия должной подготовки. Для гонщика же это дополнительная возможность держать себя в тонусе..

Вот Шарль Леклер позвал Пьера Гасли потренироваться, а заодно вспомнить былое (монегаск и француз – давние друзья, они вместе гонялись в картинге):

Новичок «Феррари» Карлос Сайнс так вообще принял участие в полноценном заезде собственного картинг-клуба:

 
 
 
View this post on Instagram

A post shared by Carlos Sainz (@carlossainz55)

Фернандо Алонсо регулярно гоняет по трассе личной академии под астурийским городом Овьедо:

Джовинацци тоже старается не отставать от звездных коллег:

А вот Эстебан Окон сделал «царское» комбо, совместив картинг с гольфом:

 
 
 
View this post on Instagram

A post shared by Esteban Ocon®🇫🇷 (@estebanocon)

Некоторые пошли дальше и поучаствовали в реальной гонке

Все тот же Окон на картинге не остановился и принял участие в Ралли Монте-Карло как приглашенная звезда «Альпин». Отличный вариант не только для маркетинга: в гонках по бездорожью можно неплохо прокачать навыки контроля машины как на прямой, так и в поворотах.

Француз проехал два спецучастка и остался в полном восторге:

«Было весело, правда здорово, мне очень понравилось. На такой трассе всегда есть непростые участки, уровень сцепления с дорогой меняется и так далее. Так что да, условия сильно отличались от тех, в которых я привык гоняться. Также нужно постоянно слушать штурмана, а это непросто. К концу отрезка у меня начало получаться намного лучше».

Загружаю...
 
 
 
View this post on Instagram

A post shared by Esteban Ocon®🇫🇷 (@estebanocon)

Правда, еще до Эстебана в ралли ездил Валттери Боттас. Гонки по бездорожью давно стали основным увлечением финна в межсезонье. Теперь он каждую зиму отправляется покорять снега: на сей раз ему удалось занять шестое место на Ралли Лапландии.

Боттас отмечает огромную пользу участия в ралли для пилота «Ф-1»: «Я всегда с удовольствием гоняюсь в ралли, такие гонки позволяют тебе приобрести что-то новое с точки зрения пилотажных умений. Очень важно держать машину под контролем, это отличный вариант зимних тренировок, я вижу в этом только пользу. Также раллийные гонки манят тебя, потому что это нечто новое, это новый вызов. К тому же для гонщика «Формулы-1» раллийные гонки позволяют немного расслабиться. Здесь меньше людей и это скорее развлечение, чем серьезная работа. Я знаю многих гонщиков «Ф-1», которым бы хотелось погонять в ралли, но далеко не всем из них разрешают команды».

К слову, Валттери гонял не только на машине, но и на снегоходе. Это еще один способ улучшить контроль над техникой: на неровных снежных участков приходится часто маневрировать, стараясь не перевернуться. Может, в новом сезоне дождь не станет помехой для Боттаса.

Так что быть пилотом «Ф-1» в наше время не легче, чем 30-40 лет назад: может, роботизированная коробка передач, радио и меганавороченные рули с гидроусилителями и частично упростили пилотаж, но современные болиды все равно требуют серьезной подготовки. Сами видите, какие усилия требуются, чтобы проехать хотя бы одну гонку: страдать приходиться всерьез.

Фото: essentiallysports.com