Эден Азар о своем пути и людях, которые его окружают. Интервью для Premier Sports Network
Ты вырос в Бельгии, затем уехал в 14 лет в «Лилль». Кто стал самыми важным людьми, которые помогли начать твой футбольный путь?
В детстве мне посчастливилось иметь родителей, игравших в футбол на профессиональном уровне, так что до 14 лет именно мой папа воодушевлял меня больше всех. Я начал свою карьеру в «Брен ле Конте», потому что папа был связан с клубом, а затем перешел в «Тюбиз», поскольку он считался большим клубом и папа тоже был вовлечен в их систему, так что переход было легко осуществить. Когда я прибыл в «Лилль», я встретил еще таких людей, как агенты и тренеры, которые помогли мне продолжить мое развитие.
Какие игроки вызывали твое восхищение в юности? Кто вдохновлял тебя?
Когда я начал играть в футбол, было не так много качественных бельгийских футболистов, а сборная была не так хороша как сегодня. Поэтому, будучи ребенком я болел за сборную Франции. Я смотрел на игроков вроде Зинедина Зидана и Тьерри Анри, и мне сложно признать это сейчас из-за моих отношений с «Челси», но мне очень нравился «Арсенал» того времени. У них были такие футболисты, как Робер Пирес, Вильтор и Виейра, поэтому в основном в детстве я следил за французами.
Почему ты решил поехать в «Лилль», а не остался в Бельгии? Ты знал тогда, что у тебя есть потенциал выйти на топ уровень?
Когда мне было 13, я мог поехать играть за «Андерлехт», который является одним из лучших клубов Бельгии. Однако он все же не топ-клуб, к тому же возникали сложности со школьным обучением, поскольку нужно было ежедневно ездить в Брюссель. Поэтому я выбрал «Лилль», потому что знал, что там более высокие стандарты, чем в Бельгии. В том возрасте я не думал о том, чтобы стать лучшим игроком, но когда я приехал в «Лилль» и увидел, что я всегда был там лучшим на поле и начинал играть с более старшими возрастами, то начал подумывать о том, чтобы стать профессионалом.
Когда ты впервые приехал в Лилль, насколько хорошо о тебе заботились? Трудно ли тебе было вдалеке от дома?
Когда я впервые приехал в Лилль, там позаботились обо всем, я провел там неделю и уехал домой на выходные. Клуб взял на себя заботы о моем образование и тренировках, и лучше всего было то, что все это происходило раздельно. У вас были педагоги, которые выступали в роли родителей. Они не только обучали нас, но также следили, чтобы мы хорошо питались, спали и развивались как личности вне поля. Мне было не трудно вдали от дома, потому что это было мое решение уйти, чтобы бросить вызов самому себе на более высоком уровне.
Думаешь, у клуба есть ответственность, чтобы помогать молодым игрокам добиться успеха вне футбола?
Безусловно, и поэтому во Франции есть педагоги, которые преподают предметы не связанные с футболом. Они следят за тем, чтобы вы были готовы к жизни вне спорта. Когда вам исполнится 18, клуб поможет найти квартиру и стать более независимым, но они все равно будут рядом, чтобы предложить поддержку. Клуб может оказать помощь с личными проблемами, и вам всегда рады в академическом центре. Как известно, во Франции педагоги футбольных клубов готовы поддержать вас за пределами поля, и они отлично делают свою работу.
Как ты думаешь, агенты предоставляют дополнительную помощь игрокам или это делают клубы? Думаешь, что игроку необходимо иметь агента?
Я думаю, что это делают и те, и другие, но все зависит от игрока. У некоторых игроков есть агенты, которые находятся в контакте с клубами и клубы оказывают поддержку игроку. Думаю, что лучше когда три стороны: клуб, агент и игрок работают вместе. У меня нет агента, поэтому я не думаю, что агент абсолютно необходим, но они могут быть очень полезны. Теперь, когда мне 30 и у меня большой опыт за плечами, я могу принимать собственные решения, но когда вы молоды, то вам нужно намного больше поддержки, и не только от агента, но и от вашей семьи, и от друзей.
Переезд в «Челси» и адаптация к жизни в новой стране стала большим вызовом для тебя, учитывая возросший интерес со стороны медиа к твоей персоне?
Что самое сложное после переезда в новую страну это изучение языка. Сложно, когда люди говорят с тобой, а ты их не понимаешь. Сложно ориентироваться в поиске жилья, машины, просто организации жизни без поддержки. Клуб помог мне немного освоиться, но уровень поддержки был не таким как сейчас. Когда я впервые приехал, у меня был агент, который помог мне найти дом, и к счастью, у меня были друзья в Лондоне, которые меня поддержали. Было также несколько франкоговорящих игроков, которые помогли мне освоиться в Англии, например, я провел много времени с Сесаром Аспиликуэтой. Он приехал в то же самое время из «Марселя» и мог говорить по-французски, а в январе моего первого сезона клуб подписал Демба Ба. Мы много проводили время вместе, потому что хорошо ладили и могли общаться по-французски, что позволило нам обоим адаптироваться к жизни в Англии более гладко.
Улучшилось ли положение игроков с того времени, как ты начал выступать за «Челси», и если да, то почему, как ты думаешь, произошло такое усиление акцента на заботе об игроках и их семьях?
Определенно, сейчас намного больше поддержки, чем раньше. Теперь в «Челси» есть целый департамент для поддержки игроков, но что главное – они теперь заботятся и о семьях. Если у вас есть жена и маленькие дети, кому нужно заниматься языком, они находят школы и аптеки, банки, врачей.
Это было актуально в моем возрасте, и это удивительно, что клубы могут это обеспечить сейчас. Я думаю, что ситуация улучшилась из-за того, что в Премьер-лигу приехало большое количество молодых легионеров. Если бы я играл в Бельгии, мне бы не понадобилась помощь в таком объеме, поскольку я знаю как все устроено, но будучи легионером в Англии, я нуждаюсь в поддержке от клуба. Глядя на количество иностранных игроков в Англии, вы видите, насколько это важно для комфорта игроков и их семей.
Когда ты впервые прибыл в «Реал Мадрид», как ты сумел обосноваться в Испании? Какую поддержку предложил тебе клуб?
В «Реале» есть люди, занимающиеся обеспечением игроков всем необходимым, но я сразу сказал, что все буду делать самостоятельно. Я уже подыскал дом, и мы нашли школу для детей, так что мы обо всем позаботились сами. Но в «Мадриде» есть люди, которые всегда готовы помочь, поскольку тут играет много молодых легионеров и у них тоже есть семьи.
Есть ли игроки, на игру которых оказывает влияние их личная жизнь вне поля? Они думают об этом во время матчей?
Определенно, и поэтому так важно для клубов заботиться о своих игроках. Когда ты на поле, ты должен фокусироваться только на игре. Если твоя семья не устроена или ты будешь вынужден провести еще одну ночь в отеле, потому что дом не найден, то это так или иначе отражается на твоей игре.
В последнее время тебя мучают травмы, и я представляю, какой сложный момент для тебя сейчас. Как тебе удается оставаться позитивным в этот трудный период твоей карьеры?
Я счастлив, поскольку когда я травмирован и застреваю дома, меня поддерживает моя семья. И это не конец света для меня, поскольку я могу проводить время со своими детьми. Когда ты одинок и травмирован – это может стать тяжелым испытанием, но я счастлив, так как у меня есть семья, поддерживающая меня. Мне нужно просто ждать, упорно трудиться и становиться лучше, а когда я прихожу домой, меня ждет моя семья.
Как много ты общался с топ-менеджерами в клубах, такими как директора или владельцы? Думаешь, такие связи необходимы?
В основном, игроки, общающиеся с директорами – это те, которые находятся в клубе давно. Когда я только приехал в «Челси», у меня не было так уж много общения на высшем уровне, но со временем я наладил контакт с главными лицами в клубе. Важно, чтобы между игроками и руководством были хорошие связи. Это позволяет клубу функционировать как единое целое.
Какие планы на остаток твоей карьеры? Есть определенные цели, которых тебя хотелось бы достичь?
Я просто хочу играть в футбол как можно дольше и наслаждаться на поле. Когда моя карьера подойдет к концу, тогда я оглянусь на свои достижения, но сейчас моя цель просто хорошо играть и наслаждаться своим футболом. Я не задумываюсь о том, где я окажусь через несколько лет, я просто концентрируюсь на следующем матче или следующей тренировке. Мне исполнилось 30, и если мое тело позволит, я надеюсь еще поиграть как минимум лет 5 или 6.
В чем секрет вашего с братом успеха? Это вдохновение от родителей, генетика?
Есть такая фраза во французском “les chiens ne font pas les chats”, которая означает «если мой отец был футболистом, то и я стану, и мои дети тоже.»
Как ты считаешь, если Бельгия продолжит рождать таланты вроде тебя, Де Брюйне, Лукаку, так называемого «золотого поколения», местный чемпионат сможет выйти на уровень Лиги 1 или Бундеслиги?
Думаю, поможет, если подобные игроки будут приезжать в Бельгию доигрывать. Таким образом, мы сможем больше рассказать о бельгийском чемпионате, а мир сможет узнать о нем. Люди говорят о лигах, где играют звезды, например, Лига 1 заметна за счет Мбаппе и Неймара. Нам посчастливилось иметь такое поколение, поскольку оно вдохновило молодежь на занятия футболом. В Бельгии видят успехи сборной, академии получают больше денег, нежели прежде и могут развивать больше талантливых молодых игроков. Полагаю, что через несколько лет чемпионат Бельгии добьется большого прогресса.
Перевод
Друзья, подписывайтесь на блог! Ставьте лайки!
Телеграм-канал Лонгрид про Мадрид