Казус Березуцких
Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).
Алексей снова воссоединился с Василием в должности, и это сулит нам одну любопытную интригу.
Сегодня братьям Березуцким по 38, и они практически никогда не разлучались. Если и расходились, то совсем ненадолго. Однажды это было на старте игровой карьеры, когда Алексею пришлось уехать в Новороссийск, тогда как Василий оставался в «Торпедо-ЗИЛ». А второй раз мы наблюдали подобное только что. 7 августа 2020 года Василий стал одним из ассистентов Виктора Ганчаренко, тогда как Алексей остался замом гендиректора ЦСКА по спортивным вопросам. Но 22 января было объявлено, что Алексей тоже вошёл в тренерский штаб армейцев, и это означает, что братья снова вместе – независимо друг от друга они не протянули и полугода.
Даже для близнецов картина удивительная. В нашем футболе бывали и другие братские пары, но примеров столь продолжительного единства мы больше не найдём. Допустим, Николай и Юрий Савичевы разошлись в 25 лет, когда один начал зарубежную карьеру, а другой остался в родном «Торпедо». Дмитрий и Евгений Ятченко стали выступать за разные клубы с 21 года. Дмитрий и Кирилл Комбаровы какое-то время меняли команды синхронно, но в 27 лет и их спортивные пути разошлись.
А Березуцкие всё время вместе: школа «Смена», дубль зиловского «Торпедо», 17 лет в футболке ЦСКА, вояж со Слуцким в Голландию, возвращение в родной клуб, сначала в офис, потом в тренерский штаб. И когда видишь такую почти сорокалетнюю неразлучность, хочешь не хочешь, а вынужден предполагать её развитие. И вот это самое занятное.
Какой свою дальнейшую судьбу видят сами Березуцкие? Где-то год назад Василий говорил, что намерен попытаться стать главным тренером. В тот момент они оба были безработными – из Голландии уже вернулись, а приглашение из ЦСКА ещё не получили. Но так, в чистоте, без привязки к какому-то клубу, планы выглядят даже выразительней. Однако как быть с братом? Ведь главный тренер – должность персональная, на двоих не делится. Это с одной стороны, а с другой – они всегда вместе. Как разрешить противоречие? В том разговоре Василий не исключил, что однажды они возглавят команду вдвоём. Сюжет?!
* * *
В этом месте требуется отступление. Теперешнее воссоединение Березуцких в штабе ЦСКА многими трактуется как скорый переход тренерской власти к ним. Мол, ближайшим летом контракт Ганчаренко истекает, вот братья и заступят. Думается, это фантазия. По крайней мере, если оставаться в системе координат того ЦСКА, к какому мы привыкли в 21 веке.
Давайте прикинем, за что, за какие заслуги можно сегодня доверить братьям штурвал. За верность клубу? По крайней мере, это единственная добродетель, в которой они очевидно превосходят прочих претендентов. Но такой мотив при тренерских назначениях в хозяйстве Гинера вообще никогда не имел веса. Даже среди помощников.
Разве что в штабе Артура Жорже промелькнул бывший армеец – Дмитрий Галямин. И с вратарями какое-то время работал Вячеслав Чанов (да и то его не назовёшь в полной мере выбором Гинера – он остался от прежних времён). Был ещё Сергей Шустиков, но, во-первых, он всё же торпедовец, а не армеец, просто успел в игровые годы провести в красно-синих цветах пару сезонов, а во-вторых, его привёл Слуцкий, а не выбрал клуб.
В общем, единственным по-настоящему важным критерием для тренера за последние лет двадцать в ЦСКА была профессиональная состоятельность, вне какой-либо связи с клубным прошлым. В качестве главного Гинер обычно видел тренера с репутацией, желательно победителя. Валерий Газзаев первым в России, да ещё и в глубокой провинции, сумел нарушить гегемонию «Спартака». Артур Жорже побеждал в Кубке чемпионов с португальским клубом, что, в общем, тоже редкость. Зико брал титулы со сборной Японии, «Фенербахче», «Бунёдкором». Хуанде Рамос дважды выигрывал Кубок УЕФА. Леонид Слуцкий, правда, победителем до ЦСКА не был, но в профессии явно прогрессировал, что показал, допустим, пример ФК «Москва». Виктор Ганчаренко шесть раз побеждал в чемпионате Белоруссии, временами шумел в еврокубках, а главное, в совершенстве владел технологией создания крепких команд из безвестной молодёжи, что для армейцев в тот момент становилось актуальным.
И на таком фоне оценим тренерский опыт Березуцких. Мало того что они пока не тренировали самостоятельно, так даже обучение на лицензию PRO ещё не завершили. И уже занять кресло главного в ЦСКА? Конечно, на белом свете случается всякое, но в целом в логику клуба такой шаг не вписывается.
* * *
Отступление это потребовалось лишь для того, чтобы усомниться в темпах, в том, что переход власти к Березуцким окажется скорым. Но саму вероятность такого перехода оспаривать хочется гораздо меньше. И мы возвращаемся к тому, на чём остановились. Как братья, когда заматереют в новой профессии, будут делить должность главного на двоих?
В прошлом отечественного футбола припоминается только один подобный случай, ещё из советских времён. Среди революционных начинаний молодых тренеров Валерия Лобановского и Олега Базилевича был и абсолютный паритет в правах и обязанностях во главе киевского «Динамо» середины 1970-х годов. Правда, в штатном расписании один назывался старшим тренером, а другой – начальником команды, но всем окружающим, начиная от игроков и закачивая прессой, они рекомендовались равноправными тренерскими партнёрами. Тот опыт можно назвать противоречивым: с одной стороны, он принёс стране первый еврокубковый успех, а с другой – просуществовал менее трёх лет и завершился громким скандалом.
За почти полвека, что минуло с тех пор, ничего подобного в нашем футболе не было. И вот заявка Березуцких. Не оформленная конкретной декларацией, но вытекающая из всей логики их прежней жизни. Два главных тренера в одной команде – это будет фокус. Сумеют ли армейские братья решить такую нетривиальную задачу столь же успешно, как им удавалось справляться с разного рода нестандартностью в игровые годы?
Сумеют – наш футбол получит казус Березуцких. То есть некий исключительный случай, единственный в своём роде пример. Который, возможно, впоследствии станет ориентиром и для кого-то другого.
В общем, воссоединение братьев в штабе Ганчаренко можно считать начальной точкой их парного тренерского аттракциона. За которым стоит пристально наблюдать хотя бы потому, что аналогов в нашем футболе сегодня нет.