Мы видели толстого Хардена. А кто еще в НБА играл с большим животом?
У регулярно заглядывающих в раздел НБА читателей может сложиться впечатление, что баскетболом занимаются не высокие люди, а просто крупные. Ширококостные. То мы называем Зайона Уильямсона «ядерным толстяком», то сравниваем щечки Дончича и булочки Йокича, то считаем, сколько новогодних салатов съел Джеймс Харден.
На самом деле, баскет – все еще игра уникальных атлетов. Таких, как Яннис, Леброн, Кавай.
Но этот спорт прекрасен тем, что в него даже на высочайшем уровне могут играть люди разной комплекции: и легкие и пластичные игроки вроде Карри или Дюрэнта, и гиганты вроде Эмбиида или Порзингиса, и широкоплечие атлетик-фрики вроде Дэвиса или Уэстбрука.
И те, у кого все-таки есть пара лишних килограммов.
Некоторым это даже не мешает быть среди лучших игроков мира. Хотя Никола Йокич и старается больше до такого состояния не объедаться:
Самым известным примером того, как даже обжора может стать звездой баскетбола, является Чарльз Баркли – 194-сантиметровая «Круглая горка подборов» (а также «Пиццанская башня», «Чаквагон», «Пицца-принц» и еще множество непереводимых каламбуров) весом от 117 до 141 кг в зависимости от настроения. В 1984 году он сначала пролетел мимо олимпийских отборов из-за лишнего веса, а потом не захотел быть выбранным на драфте «Филадельфией» и за два дня умудрился набрать еще 10 кг, питаясь исключительно фастфудом. План не сработал – «Сиксерс» все равно взяли Баркли.
«Я ем немного. Но все время», – шутил (а может быть, и нет) молодой Чак.
А в его адрес шутил, например, генменеджер клуба Пэт Уильямс: «Дети спросили, можно ли им поплавать в океане, я ответил: не выйдет, сейчас его занял Чарльз». В 80-е форварда вообще не заботили отметки на весах – по скорости он не уступал защитникам, а дополнительная масса помогала красть подборы у самых прыгучих, сильных и атлетичных центровых.
Примерно в таких же габаритах (но, увы, не физической форме) Баркли и завершал игровую карьеру в «Хьюстоне», позднее растолстел еще больше, но ближе к 50 годам решился перейти на здоровое питание («Теперь ем овощи. Но хочу отметить, они отстой») и сбросил несколько десятков килограммов.
В свои лучшие годы в «Финиксе» (MVP НБА, финал против Майкла Джордана в 1993-м, два олимпийских золота) Баркли был в заметно лучшем состоянии. Но в «Санс» тогда был свой толстяк, которого задирал даже Чак, выглядевший Аполлоном на его фоне: «Оливер Миллер стал бы звездой, если бы знал всего два слова: «Я наелся».
Боевой вес 205-сантиметрового центрового – 127 кг, вот только он редко был боевым. После неровной карьеры в НБА техничный здоровяк пытался закрепиться в шоу-команде «Гарлем Глоубтроттерс», но даже оттуда был отчислен за отвратительные игровые кондиции.
«Финикс» исторически любит таких невысоких центровых-пухляшей с классным пасом. В середине 00-х эту роль взял на себя харизматичный Борис Диао. Правда, окончательно отъелся француз уже в «Шарлотт», прежде чем возродить карьеру и стать чемпионом в «Сан-Антонио».
Майкл Суитни – еще один человек с ростом форварда (203 см) и весом центрового... который только что слопал двух-трех защитников.
Официально в НБА Майк весил 134 кг. Позволим себе усомниться. После НБА Суитни поиграл в разных командах Латинской Америки от Пуэрто-Рико до Уругвая, где все было еще прекраснее:
Цифры на весах – не самое главное. Шакил О’Нил – один из самых тяжелых игроков в истории НБА, ведь при своих 216 см он еще и активно наращивал мускулы в молодости. А потом стал все чаще забывать дорогу до тренировочного зала – в «Лейкерс» его природная подвижность не страдала, даже если физическая форма была далека от идеала. И хотя коллеги считают, что упреки в адрес кондиций Шака не имеют никаких оснований, тогда он разбухал до 160-170 кг. Позднее, в «Финиксе», «Кливленде» и «Бостоне» О’Нил весил уже около 150 кг, но мышцы стали не такими рельефными, а размер одежды почему-то не уменьшался:
Когда Шак был еще студентом, на первом курсе он выходил в старте одновременно с другим гигантским баскетболистом – Стэнли Робертсом, причем некоторые считают Робертса более талантливым, чем любого другого центрового 90-х. Дуэт распался, когда Стэнли бросил колледж и уехал в «Реал», затем перебрался в НБА, но пока Шак превращался в суперзвезду спорта и поп-культуры, Стэнли уже в третий сезон в лиге получил травму (вызванную в том числе лишним весом), а на больничном еще больше набрал массу, приблизившись к 140 кг. Даже одноклубники не могли смотреть на него без слез:
Не только центровые и крупные форварды находят себе место в НБА, оставаясь в неспортивной форме. Джон Уильямс был легким форвардом, если это можно называть «легким». Чтобы не путать его с более известным современником Джоном «Хот Родом» Уильямсом из «Кливленда», ему дали похожее прозвище «Хот Плейт» – «горячая сковородка». Джон опустошил немало сковородок, чтобы добиться такого тела (правда, травмы и депрессии его физической форме тоже немало навредили):
Защитники должны быть юркими, резкими, легкими. Кому-то, как Кайлу Лаури, только помогает полнота отдельных участков тела.
Кому-то, как Халиду Эль-Амину (100 кг при росте 178) было намного сложнее.
Рэймонд Фелтон – загадка природы, при вот таких контурах его официальный вес в НБА – всего 93 кг, и он лишь на 5 килограммов тяжелее Кайри Ирвинга, а рост у них одинаковый. Верите?
Тяжелые игроки были всегда. Критерии физической формы менялись, но в любую эпоху были великие игроки с не менее великими формами. Уэс Ансельд, MVP НБА-1969 и MVP Финала-1978, лучший игрок в истории «Вашингтона»:
В 1980-е появился культ «качалки», и рыхлых игроков стало меньше. Но они не исчезли совсем. На драфте-1984 сразу за Баркли выбрали Мэла Терпина, не уступающего Чарльзу по числу никнеймов. Но если у Баркли они хотя бы частично отражали и игровые достоинства, то у Мэлвина – лишь его аппетит: «Терп-рыгалка» (Turp the Burp), «Мэл-обеденный колокольчик» (Dinner Bell Mel), а в «Юте» ему дали прозвище по аналогии с «Почтальоном» Карлом Мэлоуном, только вместо Mailman – Mealman, что-то вроде «Пищевик».
В конце 90-х и начале 00-х все искали андидот против мощи Шакила О’Нила, и это эпоха расцвета грузных (и чаще всего почему-то белых) центровых: Грег Остертаг, Мэтт Гайгер, Тодд Маккаллок. А также символ неудачников из «Ванкувера» Брайант Ривс, который дебютировал под никнеймом «Большая Страна», но закончил как «Большой Континент», потому что расширился:
«Никс» в середине 00-х не хотели просто бороться с Шаком, они хотели себе своего Шака, а потому давали большие контракты всем свободным агентам, кто хотя бы немного на него походил. Меньше – игрой, больше – формами. Как уже упомянутый выше Майкл Суитни. Или Мо Тэйлор, Джеки Батлер, Вин Бэйкер, Рэндольф Моррис, каждый из которых до обеда весил не менее 115-120 кг.
Или как Эдди Карри и его 150+. Когда у Карри в «Чикаго» обнаружили тахикардию, клуб попросил пройти ДНК-тест на предрасположенность к сердечным заболеваниям, но набравший вес Эдди отказался. «Никс» были готовы выменять «Бэйби-Шака» без теста и даже дать ему 60 млн:
А еще был Джером Джеймс по кличке «Большой закусон» (Big Snacks), хотя ему подошла бы и «дайте мне 30 млн за одну удачную серию плей-офф в жизни». И «Никс» дали.
В современном баскетболе от спортсменов требуется мобильность, а потому многие, кто приходят в НБА с высоким процентом подкожного жира, на каком-то этапе понимают необходимость его согнать.
Кевин Лав похудел со 122 до 109 после перехода в «Кливленд» – правда, сам считает, что сделал это слишком резко, и вскоре вернул 5 кг, но уже в мышщах, а не в той бесформенной телесной массе, что была в «Миннесоте».
У Маркуса Смарта даже есть пункт в контракте, по которому часть зарплаты он получит только при хороших физических показателях, потому что в «Бостоне» помнят, каким щекастым Маркус был в начале своей карьеры, а от своих игроков бостонцы требуют идеальной формы:
А кому не удается, быстро из «Селтикс» вылетают. Спросите Джареда Саллинджера:
Или Глена Дэвиса:
(в отличие от Саллинджера, Дэвис после ухода из «Селтикс» остался в НБА на несколько лет – но не согнал ни грамма жира)
Здоровяки есть не только в НБА! Софоклис Схорцианитис не за чемпионские титулы получил прозвище «Бэйби Шак»:
А самый уникальный толстяк-единорог – конечно же, легендарный стритболист Трой «Эскалейд» Джексон, вес которого иногда превышал 500 фунтов (227 кг):
Но всё-таки больше внимания всегда привлекают игроки НБА. Особенно когда они меняются со временем, как Энтони Мэйсон, мускулистый форвард «Никс» и «Хорнетс» 90-х, запустивший свою форму к началу 00-х:
Или Кевин Дакуорт, основной центровой «Портленда» в финалах-1990 и 1992 (это мог быть Сабонис!), который после 30 прибавил в весе пару десятков килограммов, и еще столько же – после окончания игровой карьеры.
Роберт «Трактор» Трэйлор с самого начала был широким товарищем, еще к колледже при росте в 203 см он весил более 130 кг.
Но, как когда-то в случае с «Филадельфией» и Баркли, «Милуоки» это не смущало. В 1998 году они отдали права на тощего немца Дирка Новицки (и еще один пик, который «Даллас» тут же обменял на Стива Нэша) за возможность выбрать Трэйлора под 6-м номером драфта.
В отличие от Баркли, «Трактор» так и не разогнался, а становился все тяжелее. К 2003 году, уже после смены «Бакс» на «Кэвс» и «Кэвс» на «Хорнетс», ни о каких 130 кг и речи не было – под бирюзовой формой было не меньше 150. Через пару лет Роберт уже играл в Пуэрто-Рико, где продолжал коллекционировать килограммы.
* * *
Нет ничего стыдного в том, чтобы заниматься спортом (или чем угодно иным), даже если ваше тело далеко от стереотипных «идеалов».
Но четыре последних человека из этой фотоподборки – Эскалейд, Мэйс, Дак, Трактор – умерли из-за проблем с сердцем, не дожив до 50 лет. Трэйлор скончался, когда ему было всего 34.
Не забывайте следить за здоровьем.
«Мне пришлось играть с жирной задницей Баркли». «Первая суперкоманда НБА» была катастрофой
20 главных толстяков в баскетболе
Тайрон Лю и другие игроки, которые остались в истории НБА в курьезном свете
Фото: Gettyimages.ru/Lisa Blumenfeld, Jonathan Daniel, Jed Jacobsohn /Allsport, Tom Pidgeon, Doug Pensinger, Elsa, Streeter Lecka, Jared Wickerham, Stephen Dunn /Allsport, Gene Sweeney Jr., Brian Bahr /Allsport, Carmen Mandato, Steve Grayson, Al Bello, Vincent Laforet, Nick Laham, Tim Bradbury, Stephen Dunn, Rocky Widner, Christian Petersen; globallookpress.com/Dmitry Golubovich/Russian Look; nba.com