«Мерседес» 7 лет отстает в охлаждении моторов «Ф-1» даже от собственных клиентов. Объяснение технического эксперта
Чемпионы гоняли с решением от тепловозов.
«Мерседес» выиграл семь Кубков конструкторов и личных титулов в «Формуле-1» подряд, став самой успешной командой в истории серии. Англо-немецкая команда обошла по доминированию даже «Феррари» Михаэля Шумахера – казалось бы, как минимум поэтому машина Льюиса Хэмилтона просто обязана превратиться в эталон технического совершенства современного автопрома.
Отчасти это и правда так: инженерный штаб «Мерседеса» не первый год хвалят за лучший двигатель пелотона (лишь в 2018-м и 2019-м вперед вырывалась «Феррари»), уникальную подвеску, гарантирующую максимальное сцепление и скорость в медленных поворотах, а также за шикарные внезапные инновации вроде DAS.
«Мерседес» снова хакнул правила «Ф-1» – на этот раз рулевым управлением. Уникальная инновация для скорости на прямых
«Мерседес» переизобрел диск колеса для «Ф-1». Даже пришлось править регламент, чтобы устранить преимущество от инновации
Но в реальности команда из Брэкли далеко не во всех сферах разработки болидов использует исключительно передовые технологии, обгоняя соперников на годы и поколения. В некоторых областях «Мерседес» оказался даже более консервативен, чем самые бедные команды «Ф-1» – причем из числа их же клиентов. Идеальным примером стала используемая с 2014-го (то есть с первого же сезона гонок на турбогибридах) система охлаждения: чемпионы последовательно строят болид вокруг интеркулера типа «вода-воздух», как в тепловозах. Это заметил авторитетный технический эксперт Крэйг Скарборо – автор журналов Racemag, Autocar и многих других.
On their factory racecar Mercedes use a water-to-air intercooler. Their customer teams choose to use an air-to-air intercooler
— Craig Scarborough (@ScarbsTech) 17 января 2021 г.
It passes the air through a heat exchanger, the coolant jacket around it cools the air & is then itself cooled down in a separate radiator in the sidepod pic.twitter.com/s1rcqMzq2D
«На заводском болиде «Мерседес» использует интеркулер (устройство, охлаждающее поток, нагнетаемый в двигатель – для повышения интенсивности взрыва топлива в цилиндрах) «вода-воздух». Их клиенты все выбрали интеркулер «воздух-воздух» – все команды свободны в выборе собственного решения, поскольку система охлаждения является частью шасси и аэродинамического обвеса. Только «Лотус» в 2014-м использовал «воду-воздух» (а также все болиды с моторами «Феррари»). «Ред Булл» тоже использует систему «воздух-воздух» – у них по одному небольшому интеркулеру в каждом из понтонов.
Система «Мерседеса» перенаправляет воздух через обменник тепла: охлаждающая водяная рубашка вокруг него понижает температуру. Затем она сама охлаждается в отдельной части бокового понтона.
Какие преимущества у перехода на систему «воздух-воздух»? Требуется меньше пространства в понтоне, а также охлаждение более стабильно на всех скоростях и прежде всего при остановке на стартовой решетке. Она легче, проще, создает больше мощности на гоночных скоростях».
Теоретически система «Мерседеса» способна гарантировать больший коэффициент теплообмена и энергоемкость (то есть охлаждать воздух быстрее и в больших объемах), но в любом случае она остается более сложной, тяжелой и дорогой. Вероятно, именно из-за нее чемпионы годами оставались единственной командой, отказывающейся от применения инновации «Феррари» по части смещения входных отверстий в понтонах вверх и назад – и только в 2020-м нашли способ встроить ее в болид.
Новый шедевр от «Мерседеса»: чемпионы «Ф-1» все-таки скопировали ключевую инновацию «Феррари» – но сделали ее еще лучше
С другой стороны, в паддоке уже ходят слухи о подготовке новой системы охлаждения в моторном департаменте чемпионов: якобы именно из-за нее «Мерседес» прибавит минимум на 25 л.с. в 2021-м. Возможно, речь идет как раз о переходе к интеркулеру «воздух-воздух» и облегчению машины.
«Мерседес» уже готов 2021-му: добавил 25 л.с. мощности и проехал 200 кругов в «Ф-1» с новой системой охлаждения и аэрообвесом
В «Ф-1» инженеры на выездах теряют семьи из-за работы, Хэмилтон – человечный, а Росберг – робот. Откровения бывшего стратега «Мерседеса»
Главная проблема болида «Ред Булл» в «Ф-1» – нестабильность просвета в задней части. Технический эксперт объяснил парой снимков
Источник: Твиттер-аккаунт Крэйга Скарборо
Фото: twitter.com/ScarbsTech; globallookpress.com/HZ/HOCH ZWEI