Лев остается, хотя сборная Германии тонет в проблемах. Отказ от Мюллера, Хуммельса и Боатенга может привести к провалу на Евро
Лучше вернуть их как можно скорее.
Вечером понедельника Немецкий футбольный союз (DFB) объявил: на Евро сборную Германии будет тренировать Йоахим Лев, никаких резких перемен.
Так Леву будет спокойнее ждать 4 декабря. В этот день состоится заседание президиума DFB, на котором с докладом выступит Оливер Бирхофф. Менеджер сборной проанализирует общее развитие команды за последние два года, разберет главные проблемы (в том числе кошмарные 0:6 от Испании) и предложит план выхода из кризиса.
Поговорить действительно есть о чем. Сборная Германии тонет в проблемах, большинство из которых создал ее главный тренер.
Товарищескую игру Германия – Турция (3:3) в октябре этого года посмотрели по немецкому ТВ 5,8 млн человек (худший показатель за последние 20 лет). Можно сослаться на отсутствие зрителей на трибунах и гнетущую атмосферу пустого стадиона, но негативный тренд наметился еще два года назад: бундестим стремительно теряет популярность среди немецких болельщиков.
Среднее количество телезрителей на матчах бундестим после ЧМ-2018. Источник: твиттер-канал ZDF Sport
«Людям сейчас сложно на 100% идентифицировать себя с командой», – объяснял Бастиан Швайнштайгер, выступая в качестве эксперта на федеральном канале ARD после игры с Украиной (2:1).
Объясняем, почему так происходит.
Сборная Германии играет в скучный футбол
Немцы всегда хорошо сочетали агрессивный прессинг и быстрые контратаки с контролем мяча, но сейчас они отошли от фирменного стиля. Попытки прессинговать разбиваются о пассивность и разрозненность, а вместо уверенного владения игроки предпочитают отойти назад и сыграть от обороны. Разгром от испанцев случился в том числе из-за того, что немцы отдали команде Луиса Энрике пространство и крайне вяло шли в отбор (89% точных передач у испанцев на чужой половине поля).
У Германии сейчас другая тактика. Поведя в счете, она охраняет результат. В домашнем матче против Испании в сентябре Лев при счете 1:0 заменил нападающих Сане и Вернера на защитников Гинтера и Коха, и в итоге немцы пропустили в добавленное время. Похожая картина была в игре против Швейцарии, которая тоже закончилась 1:1.
При счете 2:1 в матче с голландцами в марте 2019-го Германия уже в начале второго тайма вдевятером прижалась к воротам. Из-за того, что впереди не было адресата, немцам приходилось просто выносить мяч, фактически возвращая его сопернику.
Создавая минимум давления на вратаря и центральных защитников при обороне, Германия теперь отходит к центру поля даже со средними сборными. Против Сербии опорным полузащитникам Гюндогану и Киммиху приходилось слишком высоко выбрасываться на владеющего мячом, рискуя оставить за собой много пространства в случае неудачного отбора.
Проблемы у Германии есть также при начале атак через центр, что было особенно заметно в последнем матче против Испании.
Горетцка, Кроос и Гюндоган прикрыты, поэтому у Зюле есть только две опции для паса: длинный заброс вперед наудачу, либо – на фланг ближнему латералю, на которого тут же выбрасывается испанский крайний защитник (в этом эпизоде все закончилось опасной контратакой испанцев).
За последние два года из 7 матчей против топ-сборных команда Лева выиграла всего один.
Тренер категорически не хочет менять ни подход к формированию состава, ни тактический рисунок и воинственно воспринимает любую критику.
«В последнее время я не читаю ничего про сборную, – сказал Йоги перед матчем с Украиной в октябре. – Мне все равно, кто что говорит. На меня не влияют чужие оценки. За 16 лет в сборной я услышал самые разные мнения по поводу своей работы, но я выше всего этого. Я доверяю игрокам, у нас есть четкий план и мы знаем, что делаем».
В сборную не вызываются топ-игроки. Без Мюллера, Боатенга и Хуммельса явно хуже, но Лев не хочет их возвращать
После провала на ЧМ-2018 (последнее место в группе, худший результат немцев на чемпионатах мира) через сборную прошли 43 игрока, но не всегда это были лучшие немецкие футболисты. Юлиан Дракслер уже несколько лет не показывает ничего выдающегося на клубном уровне (и редко выходит в старте «ПСЖ»), но при этом регулярно приезжает в национальную команду. Антонио Рюдигер в этом сезоне вылетел из основы «Челси», при этом стал еще больше играть за сборную. У защитника вообще уникальная статистика в этом сезоне: 1 матч за «Челси» в АПЛ (плюс два – в ЛЧ) и 7 игр за сборную (все – в основе).
Левый защитник Нико Шульц еще в прошлом сезоне перестал быть ведущим игроком в «Дортмунде», а в этом сыграл за «Боруссию» всего 11 минут (в том числе из-за травм), но Лев продолжает вызывать его в бундестим (выпустил в товарищеских матчах против Турции и Чехии этой осенью). При этом тренер игнорирует капитана «Фрайбурга» Кристиана Гюнтера (к слову, ровесника Шульца – обоим по 27). Гюнтер сейчас в отличной форме: по итогам прошлого сезона стал лучшим в Бундеслиге по количеству передач в штрафную (44) и сделал 10 ассистов. Кристиан закрывает всю бровку и идеально подходит для любой схемы Лева (3-4-2-1, 4-3-3, 4-2-3-1). Гюнтера лишь однажды приглашали в сборную – в 2014-м он сыграл 8 минут против Польши.
«Резервистам не место в сборной, – написал Берти Фогтс в колонке для t-online.de после матча с Турцией. – В Кельне играли не 11 лучших, а те, кто остался. Это не соответствует моим представлениям о том, как должна выглядеть главная команда страны в международных матчах».
Бывшего тренера сборной Германии поддержал чемпион мира-90 Лотар Маттеус: «То, во что играет бундестим, не похоже на рекламу немецкого футбола. Это не наша команда. Мы хотим видеть лучших. Раньше если игрок не проходил в основу у себя в клубе, ему нечего было делать в сборной. Сейчас в некоторых матчах мы видим фактически вторую команду. Отсюда и снижение зрительского интереса».
Если в атаке благодаря трио Вернер-Гнабри-Сане немцы хоть как-то создают моменты, то в обороне у Германии сплошные провалы. Кроме Никласа Зюле у Германии нет топовых центральных защитников, поэтому для стабильности Лев часто играет по схеме с тремя центрдефами (Зюле-Гинтер-Рюдигер).
Из этих шести центральных защитников Джан еще недавно был опорником, Та и Рюдигер не попадают в основу у себя в клубах, а новичок Кох пока только осваивается.
Несмотря на очевидные проблемы в защите, Лев продолжает стоять на своем. «Планирую и дальше строить команду без Мюллера, Хуммельса и Боатенга, – сказал тренер перед ноябрьским сбором. – Если ближе к Евро мы потеряем несколько человек, то тогда я, возможно, передумаю, но пока не вижу смысла вызывать этих игроков. Мне нравится работать с молодыми игроками (средний возраст команды, которая сгорела Испании, – 27 лет – Sports.ru). Да, есть некоторые трудности с адаптацией, но они быстро учатся. Уверен, все будет хорошо».
По информации The Athletic, именно с молодыми игроками у Лева главный дисконнект. Они не разделяют его идеи и не понимают расплывчатые тактические задания.
Так сейчас выглядит сборная Германии:
А так она могла бы выглядеть:
У Боатенга и Зюле больше 40 совместных матчей в «Баварии» за последние 3 года, и они отлично друг друга дополняют (при этом в старте сборной пересекались лишь однажды). Джером здорово отыграл прошлый сезон, он точно добавил бы надежности. (Как и Матс Хуммельс. Источник, близкий к одному из игроков сборной, рассказал The Athletic, что фамилия Хуммельс периодически всплывает в разговоре внутри команды)
Так считает и Месут Озил, скандально ушедший из сборной после ЧМ-2018.
Time to take @JeromeBoateng back 🇩🇪 #ESPGER @DFB_Team
— Mesut Özil (@MesutOzil1088) 17 ноября 2020 г.
Мюллер сейчас в лучшей форме за карьеру и его опыт тоже бы пригодился. До отчисления Томас был как раз тем человеком, который подсказывал, когда команда должна включиться в отбор. Он координировал партнеров и вообще ни на секунду не замолкал на поле. Сейчас бы он точно пригодился сборной, не говоря уже про его пользу как распасовщика. За последние два сезона Мюллер поучаствовал в 65 голах «Баварии» (лучше в Бундеслиге только у Вернера – 76). В сезоне-19/20 он стал вторым ассистентом в топ-15 европейских лиг после Месси (26 голевых во всех турнирах).
Омоложение состава – вещь полезная, но, кажется, Лев немного не угадал с моментом. Сейчас по уровню подготовки талантов и их внедрению во взрослый футбол Германия отстает от Франции, Испании и Англии.
«В 2017 году 10 игроков, которые могли поехать на Евро U-21, в итоге вошли в заявку главной команды на Кубке конфедераций, – вспоминает тренер немецкой молодежки Штефан Кунц. – Тогда мы постоянно находились в контакте с Левом и обсуждали игроков, которым пора на повышение. Сейчас мы с Йоги почти не контактируем, потому что качественных игроков стало заметно меньше».
Раскрутка Бундестим как премиум-бренда в сочетании с плохой игрой вызывает раздражение фанатов
После победного ЧМ-2014 за сборной закрепилось прозвище Die Mannschaft (Команда). Бирхофф с отмашки маркетингового отдела (специалисты говорят о хорошей узнаваемость этого никнейма за рубежом) уже 6 лет держится за него, не обращая внимание на недовольство болельщиков. Многие (согласно опросу, это в основном мужчины старше 60 лет) считают это название искусственным и не хотят, чтобы оно мелькало на рекламных бордах, командном автобусе и официальном мерче.
Два года назад Бирхоффа обильно критиковали за хештеги #BestNeverRest («Лучшие никогда не отдыхают» – слоган, который перешел от Mercedes, одного из главных спонсоров команды) и #ZSMMN (Zusammen – Вместе), которыми была увешана сборная в том числе по коммерческим соображениям. Последний был придуман накануне чемпионата мира в России и абсолютно не подходил команде, которую разрывало на части от внутренних скандалов на том турнире.
Бирхофф не скрывает, что относится к сборной как к продукту. Еще в 2016 году в интервью Handelsblatt он заявил: «Если смотреть трезво, бундестим – это премиум-бренд. Я должен постоянно думать о том, как сделать этот бренд еще более привлекательным. Нужно уточнить, что я не веду сделки со спонсорами, но я тот, кто создает благоприятный имидж, чтобы эти спонсоры у команды были».
«Мы не хотим, чтобы к нам относились как к потребителям, – говорит Зиг Цельт, член фан-группы ProFans. – Мы хотим быть частью команды».
Согласно опросу портала t-online.de, именно коммерциализацию немцы считают главной причиной снижения интереса к сборной. Но тут важно понимать, что и коммерческие хэштеги, и большие рекламные кампании с участием игроков сборной существовали еще в начале 2010-х. Но тогда они не бросались в глаза фанатам, потому что их сборная была успешна. Сейчас прикрыться мощным трофеем или хотя бы зрелищным футболом у команды не получается, поэтому членам бундестим приходится отвечать за все.
У официального фан-клуба сборной Германии тоже есть спонсор и его полное имя – Nationalmannschaft Fan-club powered by Coca-Cola. В организации сейчас более 60 000 членов (в том числе звезды прошлого – Руди Феллер, Анди Бреме, Михаэль Баллак). В стартер-пак фаната входит: именная бутылка колы, шарф, кепка, сумка и 20-процентный дисконт в фан-шопе DFB (Немецкого футбольного союза). Еще один бонус – только члены официального фан-клуба могут отправится на выездной матч сборной. Пока сборная радовала и давала результат, это сотрудничество никого не оскорбляло (DFB и Сoca-Cola вместе с 2003-го). Теперь появились вопросы.
Всеми акциями на стадионе сейчас занимаются члены фан-клуба. Они должны вдохновлять игроков, но их творчество в последнее время – особый сорт стыда и неловкости (перф с Гетце – пожалуй, единственное исключение).
Перед матчем против Нидерландов в Гамбурге на фанатской трибуне хозяева выложили слово Volley («Залп» – англ.). Правда, изначально это должен быть призыв Vollgas! (устойчивое выражение, которое можно с немецкого перевести как «Полный вперед!»). Но в последний момент организаторы поняли, что слово gas с немецкой символикой вызовет неправильные ассоциации, и заменили его.
В начале ноября в товарищеской игре против Чехии фан-клуб затянул пустующий вираж в Лейпциге ободряющим Wir Fur Euch («Мы за вас» – нем.), но с некоторых ракурсов это выглядело так.
WIR FÜR FUCK?#GERCZE pic.twitter.com/6GKZHQFVRB
— Thomas Poppe (@DerPoppe) 11 ноября 2020 г.
А вот свежий шедевр. Перф к матчу с белорусами в Лиге Наций. Не торопитесь, у вас есть полчаса, чтобы понять, что здесь написано London 20 (там пройдет финал грядущего Евро).
Traum von London 20#GERBLR #mönchengladbach @DFB_Team pic.twitter.com/ETFqHSXwbc
— DFB_Fanclub (@DFB_Fanclub) 16 ноября 2019 г.
DFB перестал быть ролевой моделью для общества и ведет себя непоследовательно. Защищают природу, но заказывают для сборной частный джет, чтобы пролететь 240 км
Немецкий футбольный союз несколько лет сотрудничает с ООН по вопросу снижения выбросов углекислого газа в атмосферу. Президент DFB Фритц Келлер не раз отмечал, как важно предпринимать усилия по защите окружающей среды. И в тоже время вместо того, чтобы отправится из Штутгарта в Базель на матч против Швейцарии на автобусе (240 км, максимум 3 часа в пути), снизив тем самым количество вредных выбросов, команда Лева полетела туда на самолете. Бирхофф оправдываясь сказал, что футболистам вредно долго сидеть на месте (отекают ноги) и так будет больше времени на восстановление.
Каждый год DFB проводит большую маркетинговую кампанию по борьбе с расизмом и дискриминацией в футболе, но когда дело доходит до конкретных случаев, чиновники устраняются. В марте прошлого года в Вольфсбурге некоторых болельщиков сборной не устроила игра Лероя Сане и Илкая Гюндогана в товарищеском матче против Сербии и они начали их оскорблять («негр», «турок»). В итоге полиция задержала трех человек, двое из которых признали вину. Но они избежали даже штрафа, принеся извинения игрокам, хотя за такие поступки предусмотрена уголовная ответственность. В DFB заявили, что они «самым решительным образом осуждает расистский инцидент». На этом их борьба с расизмом закончилась.
Фото: globallookpress.com/Angel Martinez/GES-Sportfoto, firo Sportphoto, nordphoto/Ewert, Elmar Kremser/SVEN SIMON, Angel Martinez/GES-Sportfoto, Jan Huebner/Hufnagel, Robert Michael/dpa