Нашему спорту грозил бан на 4 года, но пощадили – дали 2. Еще раз: в чем же нас обвиняли?
17 декабря Спортивный арбитражный суд (CAS) вынесет решение по спору WADA и РУСАДА, релиз ожидается в 18:00 по московскому времени.
Исход определит судьбу всего российского спорта на ближайшие четыре года – у CAS точно не было дел важнее.
Пора вспомнить, с чего все началось, и понять, как устроен процесс.
Россию обвинили в изменении базы данных Московской лаборатории и забанили на 4 года
У этой истории глубокие корни – допинговый скандал начался в 2015-м, и последствия догоняют нас до сих пор.
1. Россию обвиняли в государственной допинг-системе, манипуляциях с пробами спортсменов и грандиозном мошенничестве в Сочи-2014. РУСАДА лишили статуса соответствия, а Россию – флага и гимна на Олимпиаде-2018 в Пхенчхане.
2. Осенью 2018-го WADA восстановило РУСАДА в правах – авансом. Чтобы окончательно закрыть вопрос, от России потребовали передать в WADA базу данных Московской лаборатории (LIMS). В этой базе, по мнению WADA, хранились ценные сведения об употреблении допинга российскими спортсменами с 2012-го по 2015-й.
С выдачей базы Россия затянула (даже нарушила дедлайн), но все-таки WADA получило данные в начале 2019-го.
3. Вскоре выяснилось, что Россия передала базу в отредактированном виде: часть данных изменили, часть удалили. При этом у WADA и так имелась копия базы в первичном варианте (слили сбежавшие в США Григорий Родченков и его коллеги) – поэтому, собственно, агентство и обнаружило несоответствия между двумя вариантами.
Расследование показало, что базу редактировал системный администратор Московской лаборатории Евгений Мочалов. Он удалил более 20 тысяч файлов, подделал переписку Родченкова с коллегами (чтобы именно Родченков выглядел главным злодеем) и пытался замести следы, но наделал несколько глупых ошибок.
Что Россия меняла в базе данных: детская ошибка с датой, 20 тысяч удаленных файлов, подделанная переписка Родченкова
4. Комитет по соответствию WADA рекомендовал отстранить Россию на 4 года от всех международных соревнований. Исполком поддержал решение, и 9 декабря WADA забанило Россию на 4 года.
Это тяжелейшее наказание означает нейтральный статус для наших спортсменов на всех крупных турнирах, включая Олимпийские игры и чемпионаты мира, перенос множества соревнований из страны и риск для многих атлетов вообще не выступать за границей даже под нейтральным флагом – отбор на все турниры будет строжайший (примерно как перед Олимпиадой-2018).
5. Россия с таким решением не согласилась и подала апелляцию в CAS. Формально наказание от WADA будет оспаривать РУСАДА (так как наказали в первую очередь именно его – лишением статуса), но фактически решение об апелляции принимали все крупные спортивные организации (Минспорт, Олимпийский и Паралимпийский комитеты).
Наша сторона напирает на то, что наказание противоречит олимпийской хартии, да и вообще нельзя применять коллективную ответственность за грехи отдельных людей. Плюс Россия до сих пор убеждает, что базу данных могли менять удаленно ее создатели – Родченков, Тимофей Соболевский и Олег Мигачев, которые бежали в США.
Слушания в CAS: адвокаты, юристы и отказ от публичности
Заседание в CAS изначально назначили на весну 2020-го, но вмешалась пандемия. Слушания перенесли на ноябрь, они длились 4 дня.
• В качестве третьей стороны в заседаниях участвовали представители МОК, Международного паралимпийского комитета (МПК), ОКР, ПКР, Международной федерации хоккея и российские спортсмены. Главная причина вмешательства международных федераций – вопросы по проведению в России топ-турниров вроде чемпионата мира по хоккею-2023, чемпионата мира по волейболу-2022, летней Универсиады-2023 и ЧМ по водным видам-2025 в Казани.
Если наказание оставят в силе, то турниры нужно переносить в другие страны, но это повлечет большие финансовые затраты и создаст множество оргпроблем.
• Слушания могли стать публичными, но стороны не пришли к соглашению. К публичности призывало Американское антидопинговое агентство (USADA), эту идею поддержали WADA и комиссии спортсменов.
Но Россия не торопилась с ответом (глава ОКР Станислав Поздняков заявлял, что призывы к публичности – простая попытка словить хайп), в итоге CAS объявил, что слушания пройдут в закрытом формате.
• В сложном деле разбирались три арбитра: австралиец Марк Уильямс (глава комиссии), итальянец Луиджи Фумагалли и француз Хамид Гарави. Их выбрали еще весной.
Все трое – не новички в российском допинге. Уильямс по ходу Олимпиады-2018 занимался делами бобслеистки Надежды Сергеевой и керлингиста Александра Крушельницкого (оба признаны виновными). Фумагалли возглавлял панель CAS в деле теннисистки Марии Шараповой, отстраненной за мельдоний в 2016-м. А Гарави был среди арбитров, которые оправдали 28 российских спортсменов в деле Сочи-2014.
По регламенту, каждая из сторон могла предложить одного судью: Фумагалли – выбор WADA, Гарави – выбор России. Итальянец и француз определили Уильямса как главу комиссии.
Судья, которого выбрала Россия в деле против ВАДА. Это он спас Легкову олимпийское золото
• Россию в суде защищали опытные юристы из трех иностранных фирм.
РУСАДА выбрало швейцарскую фирму Schellenberg Wittmer, которая помогла оправдать 28 забаненных за допинг сочинцев.
У ПКР тоже швейцарская фирма – Bonnard Lawson. Эти юристы помогли бывшему министру спорта России Виталию Мутко успешно оспорить пожизненное отстранение от Олимпиад, которое наложил на него МОК.
ОКР выбрал швейцарца Клода Рамони – тот в 2009-м защищал дисквалифицированных за ЭПО биатлонистов Екатерину Юрьеву, Альбину Ахатову и Дмитрия Ярошенко. Тогда все закончилось неудачно для россиян – наказание не смягчили.
Россия перед судом с WADA: нас защищают юрист, работавший с Юрьевой и Ахатовой, и фирма, которая оправдала 28 сочинцев
• Слушания прошли в смешанном формате: некоторые представители российской стороны, в том числе адвокаты, которые защищают интересы РУСАДА, присутствовали в Лозанне; для всех других участников предложили формат онлайн-конференции.
Слушания были закрыты для журналистов и других посторонних лиц, CAS отменил медиа-брифинги и пресс-конференции.
5 ноября панель судей приступила к обсуждению, а после подготовила арбитражное решение.
Это база данных на самом деле так важна?
Очень, она уже сейчас – до решения суда – определяет судьбу наших спортсменов.
В вынужденную паузу из-за коронавируса WADA не теряло времени – эксперты агентства анализировали LIMS и открывали новые допинговые дела в отношении российских спортсменов. Конечно, не все данные можно было использовать, так как они менялись и удалялись Мочаловым, но кое-что осталось нетронутым – на основе этой информации и заводили дела.
Цифры впечатляют: WADA передало в международные федерации 298 допинговых дел российских атлетов. И это еще далеко не конец, исследование базы данных LIMS все еще ведется. Многие из этих дел рассматривают федерации (и не все они в итоге приведут к дисквалификациям), но кое-кого уже наказали.
Так, на основании данных из LIMS дисквалифицированы призеры чемпионатов мира, ЧЕ и Олимпиад по тяжелой атлетике Руслан Албегов, Тима Туриева, Егор Климонов, Юлия Коновалова, Максим Шейко и Дмитрий Лапиков.
Из-за LIMS временно отстранены от соревнований биатлонисты Екатерина Глазырина и Тимофей Лапшин (который выступает за Корею).
Частично из-за этого же Евгений Устюгов может лишиться двух золотых медалей Олимпиад и нескольких наград чемпионатов мира.
Похоже, Устюгов подставил весь наш биатлон: минус три медали Олимпиад, пострадают Шипулин, Черезов, Чудов
Когда ждать решения? А что с Олимпиадой-2021?
17 декабря, и об этом стало известно только сегодня.
Если CAS отклонит нашу апелляцию, Россия (со своими флагом и гимном) пропустит не только ближайшие Игры в Токио, но и Олимпиаду-2022 в Пекине и Париж-2024.
Фото: East News/AFP PHOTO / Brendan Smialowski; РИА Новости/Михаил Сербин, Алексей Витвицкий, Павел Лисицын, Евгений Биятов